Предпринимательство: сущность, виды, субъекты

Довольно часто посредники выступают в форме оптови­ков-купцов (в США, к примеру, на их долю приходится более половины общего оптового оборота).

Оптовики-купцы — независимые коммерческие предпри­ятия, приобретающие право собственности на все товары, с ко­торыми они имеют дело. Это профессиональный вид предпри­нимательской деятельности. Предпринимательский доход скла­дывается из разницы между оптовой ценой покупки товаров оп­товиком-купцом и оптовой ценой продажи. Оптовик-купец обычно продает товар розничным торговцам. Оптовики-купцы функционируют в различных формах:

1) оптовая фирма,

2) оптовый дистрибьютор,

3)    снабженческий (торговый) дом.

Торговый маклер — это предприниматель-посредник, ко­торый сам не участвует в заключении сделки, а только указы­вает на возможность ее заключения. Обычно его функции сво­дятся к тому, что он лишь сводит партнеров по сделке. Пред­принимательский доход он получает в форме маклерского воз­награждения, размер которого зависит от суммы заключенной сделки. Маклер также занимается посреднической деятель­ностью при заключении торговых сделок на биржах. Обычно маклер на российских биржах ведет торги.

Дистрибьютор — посредник, специализирующийся на приобретении товаров у производителей и реализующий их (распределяющий) своим постоянным клиентам. Различают ди­стрибьюторов товаров промышленного назначения (их партне­рами являются предприниматели, производящие товары, гото­вые к потреблению) и дистрибьюторов, продающих товары роз­ничным торговцам.

Весьма распространенной формой посреднических опера­ций служит дилерство. К дилерам относятся посреднические структуры, под которыми могут пониматься как юридические, так и физические лица. Обычно дилер осуществляет перепрода­жу товаров от своего имени и за свой счет. Дилерская прибыль об­разуется за счет разницы между ценой приобретения товаров и ценой продажи товаров самим дилером. По особому договору с продавцами дилер может предоставлять им информацию о рын­ке, оказывать услуги по рекламе, а также осуществлять после­продажное обслуживание реализуемых товаров.

К посредникам относятся также и джобберы — субъекты посреднической сферы, которые обладают запасами готовой продукции, обеспечивают хранение и поставку (транспортиров­ку) товаров. Однако основные принципы их деятельности ана­логичны агентским функциям. Обращение к услугам джоббе­ров целесообразно в том случае, если для производителя по ка­ким-либо причинам неэффективно создавать собственную сбы­товую сеть (сеть продавцов), или же в случае, когда он стре­мится выйти за рамки той территории, где расположены его соб­ственные сбытовые (торговые) учреждения.

Посылторговец — предприниматель-посредник, который занимается реализацией товаров путем рассылки каталогов то­варов потенциальным покупателям. В этом случае посредник должен предусмотреть наличие у него складского помещения. Кроме того, обычно предусматривается наличие (или возмож­ность использования) какого-либо эффективного вида транс­порта.

Торговый представитель как самостоятельный предпри­ниматель также относится к категории посредников. Он одно­временно может представлять интересы нескольких принци­палов.

Коммивояжер — предприниматель-посредник, который не только продает, но и доставляет товар покупателю (продажа с доставкой). К коммивояжерам обычно относят разъездных пред­ставителей торговых фирм, которые предлагают покупателям товары по имеющимся образцам. Коммивояжеры обеспечива­ют достаточно эффективную рекламу товарам и создают проч­ные каналы сбыта продукции, а также ее послепродажного об­служивания.

Аукционная форма торговли также относится к категории посреднических операций. В осуществлении таких операций участвуют три субъекта взаимоотношений (рис.5).



Рисунок 5 Схема отношений при аукционной сделке

Аукционатор — лицо, передающее товар аукционисту по дого­вору для его последующей реализации на аукционе в соответствии с условиями договора и правилами аукциона. Аукционист — лицо, проводящее аукцион.

Аукционеры — участвующие в аукционе потенциальные поку­патели.

Аукцион представляет собой публичный торг. Это соревнование покупателей за право приобретения товара, вы­ставляемого на аукционную продажу. Товары, выставляемые на аукцион, имеют стартовую цену и обычно предлагаются к про­даже лотами.

Стартовая цена — начальная цена, назначаемая аукционатором и аукционистом в аукционном договоре, с которой начинается торг во время проведения аукциона.

Лот — неделимая партия товара, выставляемая на аукционную продажу. Все лоты под номерами обычно выставляются для предва­рительного осмотра до начала аукциона. Товар (лот) считается про­данным после третьего удара молотка аукциониста тому аукционеру, который предложил наивысшую цену. На международные аукционы выставляются пушнина, скаковые лошади, пряности, чай, табак, шерсть, ряд других товаров, включая антиквариат.

Биржевое предпринимательство по сравнению с други­ми формами профессиональной предпринимательской деятель­ности имеет ряд специфических особенностей, что позволяет выделить его в особый тип и классифицировать как самостоя­тельное направление деловой практики. Во-первых, биржи представляют собой посреднические структуры. При этом, однако, они выделяются из всего ряда по­средников тем, что практически ни один предприниматель не обходится без обращения к ним. Во-вторых, биржи обслужива­ют клиентов — это их главная функция.

Неотъемлемым элементом биржевой торговли всегда вы­ступала спекуляция. Она присуща экономическим (торговым) отношениям, основу которых составляет обмен. А обмен всегда (или в подавляющем большинстве случаев) распадается на две отдельные операции — продажу и покупку. В условиях неопре­деленности рынка и отсутствия достоверной информации это делает возможным осуществление операций по "деланию де­нег" без обращения к процессу производства. Спекуляция определяется как торговля в надежде получить прибыль от изменения рыночной цены. Она связана с ожиданиями продав­цов относительно повышения или понижения цен. Спекулян­тов в зависимости от направленности их действий называют бы­ками и медведями.

Бык — биржевой игрок, полагающий, что цены скоро возрастут, и скупающий по этой причине или сохраняющий ранее приобретен­ные контракты. Спекулянт, играющий на повышение.

Медведь — биржевой игрок, полагающий, что цены вскоре пой­дут на снижение, и по этой причине продающий контракты. Спеку­лянт, играющий на понижение.

К сделкам спекулятивного характера относится хеджиро­вание (от "хеджировать" — ограждать, страховать себя от воз­можных потерь).

Хедж — страховка от ценовых рисков или фьючерсный контракт по страхованию от ценовых рисков. Хедже? — фирма, осуществляющая хеджирование.

Предпринимательство в биржевой деятельности может быть связано: 1) с организацией деятельности биржи как ком­мерческой структуры; 2) с организацией брокерской конторы или брокерской фирмы.

Осуществлением всех операций на бирже занимаются биржевые брокеры — посредники, которые содействуют со­вершению сделок между заинтересованными сторонами — клиентами. Сделки заключаются брокерами обычно от имени,


Брокерские места на бирже продаются и покупаются. Про­дажи брокерских мест осуществляет биржевой комитет. Про­фессионалы-брокеры работают в биржевом зале. Клиент (или заказчик), т. е. тот, кто хочет продать или купить акции, может получить информацию по телефону от брокера, представляю­щего его интересы по поручению и за счет клиента. Они могут также действовать от своего имени, но за счет доверителя на основе заключенных с клиентами соглашений. За совершение сделок брокер полу­чает брокерское вознаграждение или в размере, согласован­ном с клиентом, или по таксе, установленной биржевым кли­ентом. Схема осуществления операций на бирже приведена на рис. 6

Рисунок 6 Схема отношений по биржевой сделке:

1 — поручение продавца брокеру; 2 поручение покупателя броке­ру; 3 — совершение сделки в соответствии с поручениями продавца и покупателя



Вывод. Предпринимательская деятельность может осуществляться, как мы уже отмечали, в различных фор­мах. Эти формы взаимодополняют друг друга, превращая процесс производства и продвижения товаров и услуг к по­требителю в целостный и достаточно эффективный про­цесс (рис.7).

Рисунок 7 Типология предпринимательской деятельности

Глава II Развитие малого бизнеса в Российской Федерации.

В реформировании российской экономики еще со времен пере­стройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя по­чвы для новой системы хозяйст­вования. Доминирующий сегодня ча­стный сектор зарождался именно в сфере ма­лого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем ко­ли­честве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4°о стоимос­ти основных средств эконо­мики России и 14°о числа занятых, произ­водят 12% ВВП и дают  всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью рас­крытых внут­ренних возможностях развития малого предпринимательства.

В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада прак­тически во всех сферах рос­сийской экономики. По официальным ста­тистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчи­тывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-по­средническая деятельность, а в региональной структуре -Центральный экономиче­ский район с ядром в Москве (табл. 1, 2).

В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и коли­чества за­нятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. про­изошло уже снижение их числа на 2,2°о.

Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП необходимо критически рассмотреть некоторые стра­ницы "новейшей истории".

Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюдже­та, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусло­вили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень бы­строе и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных то­гда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты