Сертификация товаров легкой и текстильной промышленности
p>Схема 3
Предусматривает испытания образца, а после выдачи сертификата - инспекционный контроль путем испытания образца, отбираемого на складе готовой продукции предприятия-изготовителя перед отправкой потребителю.
Образец испытывается в аккредитованной лаборатории. Схема 3а предусматривает испытание типа и анализ состояния производства до выдачи сертификата, а также инспекционный контроль в такой же форме, как по схеме
3.

Схема 4
Заключается в испытании типового образца, как в предыдущих схемах, с несколько усложненным инспекционным контролем: образцы для контрольных испытаний отбираются как со склада изготовителя, так и у продавца.
Модифицированная схема 4а в дополнение к схеме 4 включает анализ состояния производства до выдачи сертификата соответствия на продукцию.

Схема 5
Данная схема является более сложной. Она состоит из испытаний типового образца, проверки производства путем сертификации системы обеспечения качества либо сертификации самого производства, более строгого инспекционного контроля, который проводится в двух формах: как испытание образцов сертифицированной продукции, отобранных у продавца и у изготовителя, и в дополнении к этому - как проверка стабильности условий производства и действующей системы управления качеством.

Схема 6
Подтверждает еще раз, насколько выгодно предприятию иметь сертификат на систему качества. Дело в том, что эта схема заключается в оценке на предприятии действующей системы качества органом по сертификации, но если сертификат на систему предприятие уже имеет, ему достаточно представить заявление-декларацию. Это обычно установлено в правилах системы сертификации однородной продукции. Заявление-декларация регистрируется в органе по сертификации и служит основанием для получения лицензии на использование знака соответствия.

Схема 7
Заключается в испытании партии товаров. Это значит, что от партии товаров, изготовленной предприятием, отбирается по установленным правилам средняя проба (выборка), которая проходит испытания в аккредитованной лаборатории с последующей процедурой выдачи сертификата. Инспекционный контроль не проводится.

Схема 8
Предусматривает проведение испытания каждого изделия, изготовленного предприятием, в аккредитованной испытательной лаборатории и далее принятие решения органом по сертификации о выдаче сертификата соответствия.

Схемы 9 - 10а
Опираются на заявление-декларацию изготовителя с последующим инспекционным контролем за сертифицируемой продукцией. Такой принцип схемы сертификации в наибольшей степени подходит для малых предприятий и товаров, выпускаемых малыми партиями. В отдельных случаях предусматривается как обязательное условие наличие сертифицированной системы качества у изготовителя.
Процедура такого пути сертификации должна отражаться в правилах системы сертификации однородной продукции. Заявление-декларацию подписывает руководитель предприятия, прилагает к нему протокол испытаний продукции на предприятии, информацию о действии надлежащего контроля при производстве.
Все документы рассматривает орган по сертификации однородной продукции, который принимает решение о возможности признания заявления-декларации и выдаче сертификата соответствия.

Российские правила определяют ситуации, которым соответствует выбор конкретной схемы сертификации.

Схема 1 предназначена для ограниченного объема выпуска отечественной продукции и поставляемой по краткосрочному контракту импортируемой.

Схема 2 рекомендуется для импортируемой продукции, поставляемой регулярно в течение длительного времени. В этом случае инспекционный контроль проводится по образцам, отобранным из поставленных в РФ партий.

Схема 3 подходит для продукции, стабильность качества которой соблюдается в течение большого периода времени, предшествующего сертификации.

Схема 4 используют в случаях, когда нецелесообразно не проводить инспекционный контроль.

Схема 5, 6 целесообразно выбирать, когда предъявляются жесткие, повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемых товаров, предприятие занимается дифференциацией выпускаемых изделий, у потребителя осуществляется монтаж (сборка) изделий, когда малый срок годности продукта, а реальный объем пробы (выборки) недостаточен для достоверных результатов испытаний.

Схема 6 оправдана также при наличии у изготовителя системы испытаний, позволяющей проверить соответствие всех характеристик изделия, предусмотренных правилами системы сертификации однородной продукции. Для импортируемой продукции эта схема может оказаться целесообразной при наличии у поставщика сертифицированной системы обеспечения качества, а сертификат может быть признан в соответствии с российскими правилами.

Схема 7, 8 рекомендуются в ситуациях разовых поставок партии или единичного изделия.

Схемы 9 - 10а подходят для сертификации в сфере мелкого предприниматель- ства, малых предприятий, индивидуальных предпринимателей. Обязательное условие их применения - наличие у заявителя всех требуемых документов, подтверждающих соответствие объекта сертификации заявленным требованиям.
При невыполнении этого условия орган по сертификации предлагает заявителю провести сертификацию товара по другой схеме.

Схему 9 рекомендуется использовать при сертификации единичной партии небольшого объема импортируемой продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей себя на мировом или российском рынках как производителя продукции высокого уровня качества; а также при сертификации единичного изделия (комплекта изделий) целевого назначения, приобретаемых для оснащения отечественных производственных (или иных) объектов. Применение схемы возможно при условии, что в технической документации имеется информация, дающая представление о безопасности этого товара.

Схема 9а предназначена для продукции, выпускаемой нерегулярно, при колеблющемся характере спроса, когда нецелесообразен инспекционный контроль. Это могут быть товары отечественных производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в индивидуальном порядке.

Схемы 10 и 10а применяются для сертификации продукции, производимой небольшими партиями, но в течение продолжительного периода времени.

Схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а и 10а рекомендуется выбирать в таких ситуациях, когда у органа по сертификации отсутствуют данные о стабильности характеристик выпускаемой продукции, подтвержденные испытаниями. Правила по применению этих схем сертификации оговаривают обязательное условие: в сертификации должны участвовать эксперты, имеющие право заниматься вопросами анализа производства.

Это условие не действует, если у изготовителя имеется сертификат соответствия на систему обеспечения качества, потому что при этом не проводится анализ состояния производства. Таким образом, дополнительные схемы 9 - 10а учитывают международный опыт по подтверждению соответствия, а именно представление изготовителем заявления-декларации.

В схемах сертификации могут быть использованы документальные доказательства соответствия, полученные заявителем другим путем, помимо данной сертификации, что воспринимается положительно как способ сокращения объема проверок. Дополнительными документами, в зависимости от вида конкретной продукции, могут быть: протоколы приемочных, периодических или других испытаний, гигиенический сертификат, заключение о санитарно- гигиеническом состоянии производства, сертификат пожарной безопасности, сертификаты или декларации субпоставщиков, ветеринарный сертификат, сертификат происхождения, протоколы испытаний в зарубежных лабораториях и другие.

При обязательной сертификации решение о предоставлении изготовителем тех или иных документов принимает орган по сертификации.

IV Контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации

Контроль в области сертификации осуществляется по трем направлениям:

. за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

. за соблюдением правил обязательной сертификации;
(проверка, осуществляемая с целью установления, что деятельность органов по

сертификации и испытательных лабораторий продолжает соответствовать правилам системы)

. за сертифицированной продукцией.

(контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации).

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляют органы, проводившие сертификацию этой продукции. Общие правила инспекционного контроля за конкретными видами сертифицированной продукции установлены в документах, определяющих правила аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий и правила сертификации однородных групп продукции.

Государственный контроль и надзор в области сертификации продукции осуществляют Госстандарт России и другие государственные органы управления в пределах своей компетенции. Целью государственного надзора является государственная защита прав потребителей и интересов государства.

При проведении контроля продукции, подлежащей обязательной сертификации, проверяются наличие, подлинность и правильность оформления сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом; наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля; правильность применения знака соответствия; правильность доведения до потребителя информации о сертификации продукции; своевременность извещения органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или технологический процесс производства сертифицированной продукции.

V Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации

В законе РФ “О сертификации продукции и услуг” (статья 20) предусмотрена уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность, которую несут в соответствии с действующим законодательством юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации. Ответственность за нарушение этих правил устанавливается также для органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Административная ответственность за указанные нарушения устанавливается
Административным кодексом, а уголовная - Уголовным кодексом РФ и Законом РФ
“О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской
Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю”.
Этот Закон направлен на защиту прав и интересов потребителей, а также государства путем внесения в отдельные статьи Уголовного кодекса РФ и
Уголовно-процессуального кодекса РФ дополнений и изменений. В частности, по вопросам сертификации соответствия внесены следующие изменения.

- В ст. 157 (УК РФ) предусматривается уголовная ответственность за выпуск и продажу товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. При этом виновные лица наказываются лишением свободы до трех или штрафом от 100 до 150 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за такое же преступление, или повлекшие смерть человека, тяжкие телесные повреждения либо иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на пять лет.

- Статья 146 предусматривает ответственность за продажу товаров ненадлежащего качества (не соответствующего требованиям стандартов, ТУ, образцов) или с нарушением санитарных правил и влечет наложение штрафа от
3 до 25 МРОТ. Торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификата соответствия, удостоверяющего их безопасность для жизни и здоровья потребителей, влечет предупреждение либо наложение штрафа от 5 до 150 МРОТ с конфискацией товара или без таковой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты