Шпоры по экономике организации
p> Рынок труда, его сущность и значение в рыночной экономике


Рынок труда (рабочей силы) — система экономических отношений по поводу купли-продажи такого специфического товара, как рабочая сила, важная сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. В России синонимом понятия “рабочая сила” является понятие “экономически активное население”.
Экономически активное население — это часть населения страны, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.
Численность экономически активного населения включает занятых и безработных. К занятым относятся лица, работающие по трудовому договору
(контракту) на предприятии любой формы собственности, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам. Занятыми считаются и лица, проходящие военную службу и службу в органах внутренних дел, а также учащиеся очной формы профессионального обучения и лица, которые отсутствуют на рабочем месте по уважительной причине (отпуск, нетрудоспособность, переподготовка и др.). К безработным относятся трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах по вопросам занятости, ищут работу и готовы приступить к ней. Безработица — это социально-экономическое явление. Она характеризуется следующими показателями.

Понятие себестоимости продукции, виды себестоимости
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.
В зависимости от места возникновения затрат различают несколько видов себестоимости:
1.Технологическая себестоимость (затраты на сырьё и материалы (без возвратных отходов), затраты на вспомогательные материалы, затраты на покупные полуфабрикаты, основная и дополнительная ЗП основных производственных рабочих, ЕСН, затраты на освоение новых видов продукции, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования)
2.Цеховая себестоимость – технологическая себестоимость + цеховые расходы.
3.Производственная себестоимость=1+2+общезаводские расходы
4.Полная себестоимость продукции=1+2+3+коммерческие расходы.

Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции


Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции. Затраты, образующие себестоимость, по экономическому содержанию группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. Их структура формируется под влиянием различных факторов: характера производимой продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технического уровня производства, форм его организации и размещения, условий снабжения и сбыта продукции и т. д. В зависимости от преобладающей доли отдельных элементов затрат различают следующие виды отраслей и производств: материалоемкие, трудоемкие, фондоемкие, топливо- и энергоемкие и смешанные. Структура затрат не остается постоянной, она динамична. 1. Материальные затраты во всех отраслях народного хозяйства
(кроме добывающих) занимают основную долю в себестоимости продукции. В их состав входят: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергия и др. 2. Затраты на оплату труда отражают участие в себестоимости продукции необходимого живого труда. Они включают заработную плату основного производственного персонала, а также не состоящих в штате работников, относящихся к основной деятельности. 3. Отчисления на социальные нужды представляют собой форму перераспределения национального дохода на финансирование общественных потребностей. Начисленные средства направляются во внебюджетные фонды и используются на предусмотренные законом цели. 4. Амортизация основных фондов на их полное восстановление включается в себестоимость продукции в суммах, определяемых на основе балансовой стоимости фондов и действующих норм амортизационных отчислений.
5. В состав прочих затрат входят разнообразные и многочисленные расходы: налоги и сборы, отчисления в специальные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, оплата процентов за кредит, суммы износа по нематериальным активам, командировочные и представительские расходы, оплата работ по сертификации продукции, вознаграждения за изобретательства и рационализацию и др.
Расчёт плановых калькуляций отдельных видов изделий и составление сводной плановой калькуляции товарной продукции.

Калькулирование имеет след.цели – определение себ-ти изделия, работ, услуги и всей тов.продукции, создание базы для определения цены, а также исп.для определения резервов по снижению себ-ти. Виды калькуляции: Нормативная –себ- ть изделия расчитанная на основе технически обоснованных норм и нормативов, расходы живого и и овещ.труда на опр.дату . Плановая разраб.как правило на год с учетом всех видов ресурсов исходя из существующих норм и нормативов.
Отчетная каль-ция составляется бухгалтерией за опр.период и явл.инструментом для более эффект.исп-ния ресурсов. Типовая группировка затрат по статьям калькуляции имеет следующий вид: 1) сырье, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов); 2) вспомогательные материалы; 3) топливо на технологические цели; 4) энергия на технологические цели; 5) основная заработная плата производственных рабочих; 6) дополнительная заработная плата производственных рабочих; 7) отчисления на социальные нужды по заработной плате производственных рабочих; 8), расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; 9) расходы на подготовку и освоение нового производства;
10) цеховые расходы.

Классификация затрат на производство продукции


Группировка затрат по экономическим элементам отражается в смете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В ней собираются затраты по общности экономического содержания, по их природному назначению.
Смета затрат включает следующие элементы: 1) сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов); 2) вспомогательные и прочие материалы; 3) топливо со стороны; 4) энергия со стороны; 5) заработная плата основная и дополнительная; 6) отчисления на социальные нужды; 7) амортизация основных фондов; 8) прочие денежные расходы. Классификация затрат по экономическим элементам имеет для предприятия важное значение. Сметный разрез затрат позволяет определить общий объем потребляемых предприятием различных видов ресурсов. На основе сметы осуществляется увязка разделов производственно-финансового плана предприятия: по материально-техническому снабжению, по труду, определяется потребность в оборотных средствах и т. д. По смете затрат исчисляется себестоимость валовой продукции, изменение остатка незавершенного производства, списание затрат на непроизводственные счета.

Система цен и их классификация


Цена – денежное выражение стоимости товара. С позиции рын. Экономики цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, и продавец – продать. Цена должна возместить все расходы на реал-ию товара и дать прибыль. Функции цены : 1. учетная (измерительная) – это ф-ия учета и измерения затрат общ. Труда. Она позволяет исчислять стоимостные пок-ли.
Цена выполняет учетную ф-ию для : определения эфф-ти произ-ва, служит ориентиром принятия хоз. Реш-ий, важн. Инструмент внутрифирм. План-ия. 2.
Стимулирующая. Выр-ся в стимулировании или сдерживании произ-ва. 3.
Распределительная. Связанас отклонением цены от стоимости под воздействием рын. Факторов. 4. Ф-ия сбалансирования спроса и предложения. 5. Ф-ия цены как средства рац. размещения произ-ва. Система цен и их классиф-ия. Сущ-ют
: оптовые, розничные, закупочные цены, цены на строит. Прод-ию, тарифы, цены, обслуж-ие внешнеторг. Оборот. Оптовые цены : о.ц. пред-ия, о.ц. пром- ти. ОЦ включает в себя : издержки и прибыль (без транс. Расх. И НДС).
Цоп.пром.=Цоп.пред.+(Цоп.пр. – мат.зат.)*НДС+П+З(снаб-сб. оп-ий)
Цроз.= Цоп.пром+Зторг+Пторг
Цены на строит. прод-ию : сметная стоимость, прейскурантная цена, договорная цена. Тарифы : связанные с трансп. перевозками, плата населению за услуги. Классификация : в зависимости от территор. Действия : единые; поясные; региональные.
По степени свободы от воздействия гос-ва : свободные; регулируемые; фиксированные.
По времени действия : твердые; текущие; сезонные; скользящие (влияют издержки про-ва).

Ценовая политика на предприятии


Политика цен – это общие принципы , которых пред-ие придерживается в деле формирования цен на свои товары. Цели и задачи политики цен : максимизация рентабельности прод-ии и собств. капитала, активов, стабилизация цен, прибыльность, доля продукции в общем объеме продаж, достижение наиболее высоких темпов продаж. Сущ-ют несколько подходов к формированию цен :
1затратный. Ц=с/с+П. 2рыночный. П=Ц – с/с.3подход, основанный на исп-ии среднеотраслевых цен. 4с ориентацией на цены конкурентов. Факторы, влияющие на цены : внешние (гос-во, покупатели, конкуренция, затраты пред-ия).

49. Методы ценообразования. Особенности формирования цен в условиях разл. моделей рынка : совершенной конкуркнции, чистой монополоии, монополист. конкуренции, олигополии. 1.средние издержки + прибыль (основной метод). 2.
Расчет цены на анализе безубыточности и определении макс. Прибыли. 3.
Установление цены на основе уровня текущих цен. 4. Уст-ие цены на основе текущих цен. 5. Метод “снятия сливок”.6. метод установления цен прочного внедрения на рынок. Цены рынка свободной конкуренции. В условиях свободной конкуренции ни одно предприятие не оказывает заметного влияния на ценообразование; цена на товар складывается исключительно под воздействием совокупного спроса и предложения. Отдельное предприятие не имеет ценовой политики, т. е. способности регулировать цену. Оно может только приспосабливаться к рыночной цене, которая рассматривается как величина данная, задаваемая рынком. Конкурентный продавец скорее соглашается с ценой, нежели диктует ее. Обычно цена не изменяется и при расширении объемов производства. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции. Наличие большого числа конкурентов ограничивает контроль каждого из них над ценой. Значительная дифференциация производимых товаров объясняет отсутствие тесной взаимозависимости между ценовой политикой предприятий и ограничивает возможности соглашений о едином уровне цен. В условиях монополистической конкуренции предприятие формирует цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки производства. При монополистической конкуренции предприятия используют разные варианты ценообразования: • установление цен по географическому принципу, когда предприятие реализует продукцию потребителям в разных регионах по разным ценам; • установление цены ФОБ в месте происхождения товара означает, что товар передается транспортной организации на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к покупателю, который оплачивает все расходы по транспортировке. • установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке является полной противоположностью метода установления цены ФОБ в месте происхождения товара. • установление зональных цен представляет собой нечто среднее между методом цены ФОБ в месте происхождения товара и методом единой цены с включенными в нее расходами по доставке. Ценообразование в условиях олигополии. • олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции или даже в некоторых случаях чистой монополии; • цены в условиях олигополии имеют тенденцию быть “жесткими”, или негибкими; • в случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что другие производители также изменят цены; • олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласованных действий при назначении или изменении цен. Цены в условиях чистой монополии. При чистой монополии на рынке существует один продавец. Монополистом может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из перечисленных случаев ценообразование складывается по-разному.
Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение различных целей. Цена может быть установлена ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение средних доходов. Наконец, может быть установлена очень высокая цена для сокращения потребления того или иного товара (такая ситуация возможна, например, при установлении цен на алкогольные или табачные изделия).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты