Как сделать свою речь убедительной: советы российских и зарубежных специалистов
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Челябинский институт
(филиал )
Контрольная работа по русскому языку и культуре речи
тема: Как сделать свою речь убедительной : советы российских и зарубежных специалистов.
Исполнитель: Морозюкова А. Ю.
студентка I курса
заочного отделения , специальность
« товароведение »
Преподаватель: Семёнова Е.В.
Челябинск 2003
ПЛАН:
Введение.
3.
1. Корректные методы и лояльные уловки для убеждения партнёра.
4. а) Прямое убеждение.
4. б) Интенция (нацеленность ).
8. в) Компромисс.
9. г) Ссылка на удачные доводы партнёров – предоставление им инициативы.
10. д) Упреждающая аргументация – перехват инициативы. 10.
2. «Безмолвный мысли знак », или невербальные приёмы
и уловки убеждения партнёра.
11.
Заключение.
13.
Литература.
14.
ВВЕДЕНИЕ.
Уничтожьте мои желания, сотрите мои идеалы,
покажите мне что-нибудь лучше – и я за вами
пойду.
Ф. М.
Достоевский
Наша жизнь пронизана столкновениями потребностей и интересов
вступающих в контакты личностей.
Во время деловых переговоров, бесед с официальными лицами ,
диалогов в системах «учитель- обучаемый » , «продавец- клиент »,
«родители- дети», «врач- пациент » и т.п. людям приходится отстаивать
собственные интересы ( жизненно важные, принципиальные или скорее
похожие на прихоти , чем на потребности, о которых стоит спорить
), соизмерять их с чужими , подчинять или подчиняться , поступаться чем-то либо наносить ущерб партнёру.
Сделать свою речь убедительной очень просто, необходимо лишь
небольшое усилие с вашей стороны, желание; в наше время , убеждение
– это необходимость.
Если у вас есть амбиции, если вы хотите достичь большего
(карьерный рост… ) надо умело пользоваться коммуникативно-
дипломатическими приёмами, уловками. Некоторые из них ,самые
основные, я представила в этой работе. Здесь рассматриваются как
корректные методы и уловки, так и невербальные… У вас есть
возможность не только ознакомиться с ними, но и использовать их в повседневной жизни (при устройстве на работу, при разговоре с
начальством, в личной жизни… ). Предоставленно очень много примеров,
которые призваны помочь усвоить данный материал. Это мизерная часть того, что можно использовать.
1. Корректные методы и лояльные уловки для убеждения партнёра.
Забить гол в чужие ворота, стараясь не
пропустить в свои, - вот правда жизни.
Для того чтобы доказать собеседнику что-либо или переспорить
оппонента, недостаточно одних лишь сильных аргументов, фактов.
Какими бы убедительными они ни казались, без тактического
обеспечения процесс убеждения может быть затруднён и неоправданно
растянут во времени. Кроме общеизвестных тактических методов, к
которым прибегают в любой дискуссии, необходимо запастись личным
арсеналом приёмов. Среди них немало вполне корректных, ещё больше - стоящих на границе разрешённых и великое множество спекулятивных.
Деловым людям, а также всем считающим себя воспитанными,
современными ( в хорошем смысле слова ) полезно начать ознакомление
с приёмами убеждения партнёра с первой категории.
Одна из сильнейших уловок в споре – это внушение.
Особенно велика его роль в устном споре. Если человек обладает
громким, внушительным голосом, говорит спокойно, отчётливо, уверенно, авторитетно, имеет представительную внешность и манеры, он обладает при прочих равных условиях огромным преимуществом в споре. Если
человек глубоко убеждён в том, о чём спорит, и умеет выразить
эту непоколебимую твёрдость убеждённым тоном, манерой говорить и
выражением лица, он обладает большей внушающей силой и тоже
«действует » на противника, особенно такого, у которого этой
убеждённости нет. Убедительный тон и манера часто убедительнее
самого основательного довода.
а)ПРЯМОЕ УБЕЖДЕНИЕ.
В психологии коммуникации убеждением называется метод воздействия на сознание личности через её собственное мышление. То есть человеку, до которого доведена некая информация, прямо или косвенно
предлагается:
- осмыслить её;
- критично подойдя к ней, отобрать существенное, истинное,
отбросить ложное;
- определённым образом систематизировать воспринятое;
- выработать суждение, высказать либо оставить при себе оценку;
- в зависимости от результатов прохождения перечисленных этапов
принять решение и т.п.
Убеждение составляет основу переговорного процесса, дискуссии,
полемики, спора любого уровня сложности и напряжённости. Мы обратим особое внимание на методы , обеспечивающие позитивный подход к
партнёру. Поставив перед собой цель убедить собеседника, что-либо
ему доказать, мы чаще всего сознательно или интуитивно нацеливаемся на психологическую установку.
Установкой можно и нужно управлять, если стоит задача корректными методами убедить собеседника в чём-либо. Для этого существует
немало приёмов. Кроме того приходится учитывать роль обьективных
факторов, ведь одни способствуют успеху, другие ведут к неудаче.
Извлекать пользу из истории и фактов биографии известных людей
всегда нелишне. В нашей стране деятели искусств всегда занимали
особое место. Они находились под пристальным вниманием и властей придержащих, и народа. Посмотрим, как пользовались воздействием
фактора престижности на установку ( в данном случае – идеологическую )
известные театральные деятели.
Пример относится к эпохе построения социализма в СССР. В 60-е
годы театр «Современник » оказался перед необходимостью представить
на суд цензоров из Министерства культуры свой новый спектакль «
Голый король ». Заметим, это была затея на грани допустимого, так
как в пьесе просматривались нелицеприятные политические параллели. У постановщиков оставался последний шанс и расчёт на хитрость: как
можно дольше отсрочить представление, запланировав его перед самым
отьездом на гастроли в Ленинград. Сославшись на «чемоданную»
атмосферу и неразбериху в театре, создатели спектакля уверили
цензоров, что создали всего лишь переложение, римейк классической
сказки и по этой причине предварительный просмотр не стоит их
внимания.Проверяющий как ни странно, поддался на уловку.
Спектакль был заявлен в гастрольной программе в Ленинграде –
городе, где цензура зверствовала с подачи первого секрктаря горкома тов. Толстикова. Однако и тут не доглядели, и спектакль прошёл
мимо начальства, и театр увёз с гастролей пачку позитивных отзывов ленинградских критиков. В Москве уже началось воздействие установки на следующем витке: раз уж в Питере , с его строгостями, горячо
и единодушно одобрили спектакль, в родных стенах - сам бог велел
. Так, благодаря умело построенным тактическим уловкам, в репертуар
«Современника » прочно вошёл весьма злободневный спектакль. Более
того – партийное руководство города на Неве разрешило местным
журналистам и театральным критикам публиковать рецензии. Невероятно,
но факт : руководители театра, слегка покривив душой, убедили
местные власти, будто в столице к спектаклю отнеслись лояльно и
разрешили постановку. Сработала психологическая установка на
авторитетность московского начальства, и театр увёз с гастролей
пачку позитивных отзывов ленинградских критиков.
В Москве уже началось воздействие установки на следующем витке:
раз уж в Питере, с его строгостями, горячо и единодушно одобрили
спектакль, в родных стенах - сам бог велел. Так, благодаря умело
построенным тактическим уловкам, в репертуар « Современника » прочно
вошёл весьма злободневный спектакль.
Однако вернёмся к рассмотрению некоторых теоретических позиций,
касающихся эффективности убеждающего воздействия.
Прямое убеждение, по мнению психолога В. Шрамма, окажется
действенным, если:
- предлагаемая информация будет соответствовать потребностям
личности, мотивам, нормам группового поведения, законам социума;
- передаваемая информация будет соответствовать требованиям,
предьявляемым к структуре и способу аргументации;
- человеку будет показано направление движения к цели и он
найдёт подтверждение правильности информации в самой жизни;
- прямая аргументация будет умело сочетаться с другими типами
воздействия ( в том числе с элементами внушения, уловками и т.п. );
- и, наконец, если информация будет представлена в доступной
собеседнику форме, понятой и приемлимой как по содержанию, так и
по стилю изложения.
«Я снова почувствовал себя как пятиклассник , забывший слова национального гимна…»
Квин Э.
Не правда ли, каким простым могло бы быть общение в целом или
убеждение собеседника в частности, если бы их участники умели
раскладывать всё по полочкам, вскрывать доказательства слой за
слоем ? Не всякому это дано, но если такая возможность есть,
целесообразно разговаривать и с союзником, и с оппонентом в
подобном стиле, вместе с ними учиться извлекать выводы, пробовать,
совершенствуя мастерство коммуникатора.
Метод «извлечения выводов » - характерная составляющая
фундаментального убеждения.
Позитивный убеждающий подход может быть обеспечен не только в
том случае, когда мы ободряем, хвалим собеседника, но и когда мы
его критикуем, обвиняем в проступках, недоработках, проявлениях
негативных черт характера ( лени, расхлябанности, безответственности
). Иными словами , он может быть направлен как на положительные,
так и на отрицательные моменты в личности и деятельности
субьекта. Не откладывая, покажем образцы ключевых фраз прямой
аргументации, используемых при позитивном подходе.
1. Схема построения фраз для придания уверенности партнёру.
-Ты сможешь это сделать, потому что, во-первых, ты обладаешь… во-
вторых, от тебя зависит очень многое, в частности… в третьих, ты
меня никогда не подводил и на кого же мне надеяться, как не на
тебя !
- Я уверен (не сомневаюсь ) в успехе. Сам посуди – в твою пользу
говорит следующее : факты… мнения… позитивные прогнозы…твои деловые,
личные качества ( достоинства ) и даже некоторые недостатки (вот
именно и недостатки тоже: упрямство, честолюбие, граничащее с
тщеславием, высокие амбиции, щепетильность, « трудоголизм »,
стремление всё взвалить на себя и везти этот воз, неуёмный
характер и неумение отдыхать и многое другое – тебе лучше знать )…
2. Схема построения фраз, нацеленных на критику.
- Я на вас расчитывал в плане… и… Но ваша ошибка ( бездействие,
недоработка и т. п. ) повлекли за собой первое… второе… третье… Вы
сами сможете её исправить или примите помощь в лице… по пунктам
?..
- Я обижен на вас! Да, вы не ослышались - именно обижен ! Вас
обгоняют в творческом росте, превосходят в достижениях такие
середнячки, как… Вы сами знаете, насколько способнее их ( ваши
возможности, потенциал – на порядок выше ), так зачем же уступать
первенство ?! Надеюсь, в следующий раз мне не придётся переживать
из-за вас. Обьясните, что на этот раз помешало вам ?.. И что
вам потребуется для ..?
- Похоже, вы сами не знаете себе цены. Вы способны сделать
больше, чем подозреваете. Я, со своей стороны, заверяю, что только вам могу доверить такие ответственные сферы деятельности, как…
Общая схема выражения позитивных намерений может выглядеть так.
Входной пиетет + комплимент, реверанс в сторону значимости
человека, его достоинств = заявка на собственные благие намерения (
« Хочу улучшить, модернизировать, приобщить, продвинуть и т. п.») =
предлагаемый подход = конкретизация сил, средств, возможностей для
достижения этого ( что для этого потребуется от собеседника и
каков будет вклад остальных ).
Схема может быть использована и при подготовке к собеседованию
при устройстве на работу. Обязательной является первая составляющая
– входной пиетет. Второму блоку необходимо придать более официальную тональность, но выдать комплимент престижу фирмы, в которой вы
хотели бы работать, нелишне. Заявка на свои позитивные намерения
должна включать и краткое представление личных и деловых качеств,
которые вы могли бы привнести в профессию. Этот пункт может
выглядеть как экспромт, однако необходима его серьёзная
предварительная подготовка. Можно набросать тезисы по следующей
схеме.
« Я работал… (там-то и тем-то ), при этом выполнял следующие
функции и нёс ответственность за…
Это даёт мне право (основания) заявлять, что я могу:
- принимать решения уровня… в том числе – компромиссные;
- проявить самообладание и оставаться корректным в критических
ситуациях и разрешать межличностные и иные конфликты; успешно
работать в напряжённом режиме и стрессовом состоянии;
- проявлять активность, инициативу, нести ответственность за себя и
сотрудников, находящихся в моём подчинении (работающих совместно…);
- быть самокритичным, гибким, дипломатичным, толерантным, с
пониманием относиться к позициям, отличающимся от моих, что не
мешает мне в случае необходимости проявлять твёрдость,
принципиальность;
- работать в команде ( сравнительно легко адаптируясь при изменениях в коллективе, без ложной скромности могу заявить о наличии
организаторских способностей );
- и т. п.
Страницы: 1, 2