Лингвистическая семантика
Вопросы уточнённые:
- Значение и смысл. 2 ипостаси содержания.
- 2 концепции семантики: узкая, широкая.
- Становление семантики как самостоятельного раздела языкознания.
- Место семантики в кругу традиционных лингвистических дисциплин.
- Основные направления и школы современной лингвистической семантики.
- Общие свойства языкового знака.
- О характере связи между означаемым и означающим.
- Семантический треугольник.
- Актуальное, виртуальное значение.
- Денотативное значение.
- Сигнификативное значение.
- Прагматическое значение.
- Конотативное значение.
13. Коннотативное значение.
Сущ. мн-во опр-й коннотаций. Обычно К. наз. доп. элементы значения определённого типа – экспрессивные, стилистические, оценочные. Понятие коннотации близко к понятию стереотипа представлений, связанных с данным словом.
К. явл. полезным инструментом для описания употребления слов и механизма образования новых значений. Наличие К. может быть никак не связано с осн. значением. Так, слово ишак и осёл, обозначающие 1 и то же животное, имеют разные К. Для ишака – это «готовность безропотно трудиться на благо другого», а для осла – это «упрямство» и «глупость». Эти К. позволяют объяснить образование разных переносных значений у этих слов. К. и соотв. им вторичные переносные значения вообще характерны для назв. животных (волк, медведь, слон и т.д.).
К. обусловлена также языковой и культурной спецификой. Напр., очень яркие К. есть у русского слова тёща.
Можно выделить три типа таких первичных связей:
- референциальные, устанавливающие отношения референции для обозначенных в тексте объектов, а также между объектами текста и имеющимися в базе знаний сущностями;
- временные;
- ситуативные связи.
Мы различаем термины "референтное отношение" и "референциальная связь". Референтным отношением фиксируется связь между словом в тексте (именем) и обозначенной этим словом внеязыковой сущностью (референтом, денотатом). Мы считаем, что два имени референциально связаны, если этим именам в тексте сопоставлен общий денотат (имена кореферентны), либо если денотаты, сопоставленные этим именам, связаны в тексте отношениями типа "класс-подкласс", "класс-индивид", "класс или индивид-свойство, или состояние, или роль". Выявление референтных отношений и референциальных связей – основополагающая задача дискурсивного анализа текста.
В тексте референтное отношение может быть задано:
· "объектно", когда толкование (лексический смысл) имени совпадает со смыслом имени в тексте;
· местоимением или местоменным словом (анафором);
· метономическим сдвигом, когда обозначаемый "участник" ситуации задан именем какого-либо другого участника этой ситуации [3];
· метафорой.
1. Значение и смысл. 2 ипостаси содержания
Семантика (С.), как и всякая научная дисциплина, имеет свой предмет. Но опр-ть этот предмет не так просто, как это может показаться. Хотя можно сказать, С. изучает значение языковых выражений, на вопрос, что следует понимать под значением, не сущ. общепринятого ответа. Из-за разного понимания предмета по-разному проводятся границы между С. и др. лингв. дисциплинами. Чтобы избежать неоднознач-ного термина «значение», можно использовать нейтральный термин «содержание», и сказать, что С. – раздел яз-знания, изуч. содержание единиц языка и тех речевых произв-й, кот. из этих единиц строятся. Теперь заметим, что во многих естеств. науках для обозначения содержания языковых выражений сущ. не одно слово, а (по меньшей мере) 2: слово и значение в рус. яз-е, sence и meaning в англ. и т.д. Отсюда и разногласия в понимании значения как предмета С. И если у содержания языковых выр-й есть как мин. 2 ипостаси, то предметом С. можно объявить любую из них.
Двойственность предмета С. можно показать, выявив понятия, воплощаемые в словах значение и смысл рус. яз-а, кот. мы часто употр. в обыден. жизни. Для этого необходим контекст (информ-ный), в кот. употребл. эти слова. Примером может служить возм-ть замены этих слов на описательные выражения («Значение этой надписи не ясно» можно заменить на «Не ясно, что эта надпись означает». А в предл. «Значение этого события огромно» нельзя заменить на «То, что означает это событие, огромно».). Синоним. и толк. словари подают эти слова как синонимы. Однако, значение опр-ся как «то, что дан. явление обозначает», а смысл как «значение, внутр. содерж. чего-л., постигаемое разумом».
Сочетаемость смысла и значения с разными типами носителей содержания показывает, что понятие значения в обыденном сознании связано с доказательством сущ-я знаковой системы, элементом или текстом которой выступает носитель значения. Понятие смысла такого доказ-ва не имеет. В роли носителя содержания может выступать хотя бы 1 из анализируемых слов: 1) название знаков по преимуществу (слово, речь, стихи, элемент герба и т.д.), 2) назв. объектов природного происх-я и стихийных процессов (лицо, природа, сон, суматоха и т.п.), 3) назв. искусств. объектов и контролируемых процессов, для кот. знаковая функция выступает как дополн. к их глав. функции.
Если же тип носителя инфы 1 и тот же, то способ их истолкования, различие между смыслом и значением выявить ещё проще. Напр., когда говорят о значении слова, имеют в виду, пр. всего, его словарное толкование. Когда говорят о смысле слова, то, как правило, имеют ввиду множество тех сущностей, кот. могут обозначаться дан. словом; или ассоциируемые с ним в сознании говорящих представления как фактического, так и оценочного хар-ра. Опр-я к значению крайне редки. Смысл же имеет разветвлённую систему опр-й, образуемую тематическими группами, соответствующими трём ипостасям смысла, рассмотренным выше в связи со способами истолкования содержания.
Поскольку значение – это устойчиво закреплённое за зна-ком содержание, то его можно устанавливать и затем знать, в то вр. как смысл – нечто изменчивое, нерегламентированное, - приходится искать, улавливать, разгадывать и т.п.
Вывод: смысл и значение в сознании носителей яз-а – 2 близких, но не идентичных понятия, кот. можно опр-ть след.о:
Значение Х-а – это инфа, связываемая с Х-ом, согласно общепринятым правилам пользования Х-а в кач-ве передачи инфы. Смысл Х-а для Y-а в Т – это инфа, связываемая с Х-ом в сознании Y-a в период времени Т, когда Y производит или воспринимает Х в кач-ве ср-ва передачи инфы.
2. Две концепции семантики: узкая, широкая
Содержание языковых выражений имеет 2 ипостаси, воплощённые в обыденных словах русского языка смысл и значение. Каждое из этих 2 понятий справедливо может быть названа предметом семантики. Учёные, занимающиеся С., понимают её предмет по-разному. Но при всех возможных различиях в подходах к описанию содержательной стороны языка, мн-во направлений совр. С-ки можно свести к 2 противостоящим друг другу концепциям, сущ-е кот-х обусловлено двойственностью предмета С-ки. Эти 2 концепции можно условно назвать узкой и широкой. Узкая К. делает своим предметом значение единиц языка и построенных из них языковых выражений. При широкой К. её предметом, кроме того, явл. и смысл языковых выражений в конкретных условиях их употребления. При узкой трактовке С. на объект исследования накладывают-ся существ. ограничения. Языковеды, стоЯщие на этой позиции, отказываются от анализа содержательной стороны речевых произведений и интересуются лишь той частью содержания, которая закодирована единицами языка, составляющими дан. речевой отрезок. Они исходят из того, что для передачи и понимания такой инф-ции чел. исп-ет только своё знание языка и не обращается ни к сведениям об авторе, ни к деталям конкретной обстановки. Такой подход упрощает дело, так как позволяет оперировать предложения-ми, изолированными от контекста их употребления. Однако обратной стороной такого упрощения является снижение полноты понимания значения высказывания. В соответствии с этой К. можно интерпретировать только полные и идеально правильные предл-я, поскольку интерпретация неполных предл-й (типа «Когда на Читу подойтёд?» или «А где Вася Иванов?» - «Он заболел?») требует обращения к ситуации общения и знания о мире.
11. Сигнификативное значение
языкового выр-я (или просто сигнификат) – это инфа о том способе, каким объект или ситуация мира (дискурса) отражаются в сознании говорящего. Сигнификат – это те свойства, на основании которых эти предметы / ситцации объединены в дан. класс и противопоставлены членам других классов. С. соотв. «наивному» понятию о сущностях, именуемых данным выражением.
Понятие сигнификата можно показать на примере «Мама спит». С. имени мама включает в свой состав признаки «человеческое существо», «женского пола», «родитель некоторого Х-а». С. глагола спать включает в свой состав такие свойства ситуаций дан. класса, как «физическое состояние живого существа», «форма отжыха», « с максимально возможным без ущерба для организма отключении систем последнего». Различие м/у денотатом и сигнификатом особенно ясно проявл. в том, что один и тот же актуальный денотат может быть обозначен языковыми выражениями с различными сигнификатами. Так, женщина, обозначенная в предл. именем мама, в др. случаях может быть названа Еленой Сергеевной, женой моего шефа, соседкой по этажу, министром культуры и т.д. При сходстве денотата эти языковые выражения различаются по своему сигнификативному значению, т.к. несут инфу о разных свойствах референта (собственное имя не сообщает ни о каких свойствах, кроме пола и вероятной нац-ти).
3. Становл-е семантики как самост. раздела языкознания
На первом этапе превращения С. в науку сознательное сужение объекта исследования было оправдано. Однако с течением времени, с развитием самой науки оно должно было быть преодолено. И было. Когда ряд исследователей пришли к выводу, что предмет С. должен трактоваться шире. Кибрик предложил сформулировать это требование в качестве одного из постулатов совр. лингв-ки – постулата о границах С.: «К области С. (в широком смысле) отн-ся вся инфа, которую имеет ввиду говорящий при развёртывании высказывания и которую необходимо восстановаить слушающему для правильной интерпретации этого высказывания».
Сказать точно, когда она началась, как и про многие другие науки, невозможно. Размышления и значении и функции языка характерны для любого философского направления, вообще интересующегося языком. Поэтому часто истоки семантики находят в др.-греч. философии (Платон, Аристотель). Начало С. как самост. дисциплины связывают с появлением работ англ. философа Дж.Локка и относят к сер. 19 в. Название дисциплины было предложено в 1883 г. франц. лингвистом М. Бреалем (в его «Эссе о С.» 1897 г.). В качестве синонима в трудах рус. и нем-ких учёных исп-ся термин семасиология.
Страницы: 1, 2