Наконец, в 1996 г. автор писал, что
"Целью психолингвистики "является ... рассмотрение особенностей работы этих механизмов (механизмов порождения и восприятия речи) в связи с функциями речевой деятельности в обществе и с развитием личности".
По этим определениям можно проследить эволюцию взглядов на предмет психолингвистики. Вначале он трактовался как отношение интенций (речевых намерений) или состояний говорящего и слушающего (языковой способности) к структуре сообщений, как процесс или механизм кодирования (и соответственно декодирования) при помощи системы языка. При этом "состояния" участников коммуникации понимались исключительно как состояния сознания, а процесс коммуникации - как процесс передачи некоторой информации от одного индивида к другому. Далее появилась идея речевой деятельности и уже не двучленной (языковая способность - язык), а трехчленной системы (языковая способность - речевая деятельность - язык), причем речевая деятельность стала пониматься не как простой процесс кодирования или декодирования заранее данного содержания, а как процесс, в котором это содержание формируется,. Параллельно стало расширяться и углубляться понимание языковой способности: она стала соотноситься не только с сознанием, но с целостной личностью человека. Претерпела изменение и трактовка речевой деятельности: ее стали рассматривать под углом зрения общения, а само общение - не как передачу информации от одного индивида к другому, а как процесс внутренней саморегуляции социума (общества, социальной группы).
Изменилась не только трактовка языковой способности и речевой деятельности, но
и трактовка самого языка. Если раньше он понимался как система средств
кодирования или декодирования, то теперь трактуется в первую очередь как
система ориентиров, необходимая для деятельности человека в окружающем его
вещном и социальном мире. Другой вопрос, используется эта система для
ориентировки самого человека или с ее помощью обеспечивается ориентировка
других людей: в обоих случаях мы имеем дело с понятием "образа мира".
Таким образом, если попытаться дать современное определение предмета
психолингвистики, то оно будет следующим.
Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной "образующей" образа мира человека, с другой.
6. Психолингвистика как психологическая наука.
Приведенное только что определение предмета психолингвистики показывает, что психолингвистика на современном этапе ее развития органически входит в систему психологических наук. Если вслед за А.Н. Леонтьевым понимать психологию как "...конкретную науку о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов", то язык и речевая деятельность участвуют и в формировании и функционировании самого этого психического отражения, и в процессе опосредования этим отражением жизнедеятельности людей.
Отсюда категориальное и понятийное единство психолингвистики и других областей
психологии. Само понятие речевой деятельности восходит к общепсихологической
трактовке структуры и особенностей деятельности вообще - речевая деятельность
рассматривается как частный случай деятельности, как один из ее видов (наряду с
трудовой, познавательной, игровой и т.п.), имеющий свою качественную специфику,
но подчиняющийся общим закономерностям формирования, строения и
функционирования любой деятельности. (В других направлениях психолингвистики,
где нет понятия речевой деятельности, соотношение психолингвистики и психологии
аналогичное: так например, для бихевиоризма психолингвистика занимается
речевыми реакциями, а бихевиористская психология в целом - любыми реакциями
человека.) Та или иная трактовка личности также непосредственно отражается в
психолингвистике. Но особенно существенно, что через одно из своих основных
понятий - понятие значения - психолингвистика самым
непосредственным образом связана с проблематикой психического отражения и, в
частности, с концепцией образа мира. При этом психолингвистика не просто
пользуется понятиями и результатами исследования, предоставляемыми другими
областями психологической науки: она, со своей стороны, обогащает другие
предметные области психологии как в теоретическом плане (вводя новые понятия и
подходы, по-иному, более глубоко трактуя принятые понятия и пр.), так и в плане
прикладном, позволяя решать практические задачи, недоступные другим традиционно
сложившимся психологическим дисциплинам.
Наиболее тесно психолингвистика как психологическая наука связана с общей психологией, в особенности с психологией личности и
с когнитивной психологией. Так как она имеет непосредственное отношение к
общению, еще одной весьма близкой ей психологической дисциплиной является социальная психология и психология общения как часть
последней. Далее, поскольку формирование и развитие языковой способности и
речевой деятельности тоже входит в объем психолингвистики, психолингвистика
самым тесным образом связана с психологией развития
(детской и возрастной психологией). Наконец, она взаимодействует и с этнопсихологией.
В своем прикладном аспекте психолингвистика связана практически со всеми
прикладными областями психологии: с педагогической
психологией патопсихологией, медицинской
психологией, нейропсихологией, психиатрией и коррекционной педагогикой
(дефектологией) инженерной, космической и военной психологией, психологией
труда и эргономикой судебной и юридической
психологией наконец, с политической психологией,
психологией массовой коммуникации, психологией рекламы и пропаганды. В
сущности, именно эти прикладные задачи послужили непосредственным толчком к
возникновению психолингвистики как самостоятельной научной области.
7. Психолингвистика и языкознание.
Языкознание (лингвистика) традиционно понимается как наука о языке как средстве общения.
При этом ее предмет, как правило, четко не определяется. Очевидно, что объектом лингвистики является речевая деятельность (речевые акты, речевые реакции). Но лингвист выделяет в ней то общее, что есть в организации всякой речи любого человека в любой ситуации, те средства, без которых вообще невозможно охарактеризовать внутреннее строение речевого потока. Предметом лингвистики и является система языковых средств, используемых в речевом общении (коммуникации). Другой вопрос, на чем делается акцент в каждом отдельном случае: на системности этих средств (как устроен любой язык) - и тогда мы имеем дело с так называемым общим языкознанием, или на индивидуальной специфике того или иного конкретного языка (русского, немецкого, китайского).
Лингвистика выделяет в речевой деятельности то, что непосредственно не
диктуется ее психологической (психофизиологической) структурой, а относится к
вариантности внутри предоставляемых этой структурой возможностей. В речи на
любом языке не может не быть членения на слоги. Но какова структура русского,
немецкого, китайского слога - это уже проблема лингвистическая. В любом языке
обязательно есть гласные и согласные звуки - это тоже диктуется
психофизиологией. А вот сколько этих звуков, какие они, в каких отношениях
находятся друг к другу - это уже дело лингвиста.
В лингвистике есть множество направлений и школ, описывающих принципиальную
общую структуру любого языка или "индивидуальную" структуру того или
иного конкретного языка на основе различного концептуального базиса (различной
системы понятий и различного понимания отношений между ними). Поэтому здесь
трудно дать общую характеристику лингвистическому подходу к трактовке речевой
деятельности. Перечислим здесь эти антиномии:
1. Язык - речь;
2. Этический - эмический;
3. Система - норма;
4. Синтагматика - парадигматика;
5. Синхрония-диахрония;
6. Активный - пассивный;
7. Дескриптивный - прескриптивный;
8. Устный-письменный;
9. Общеязыковый-диалектный;
10. Литературный - нелитературный.
Главные тенденции в развитии современного языкознания сводятся к следующим.
Во-первых, как уже говорилось, изменилось само понимание языка. Если раньше в
центре интересов лингвиста стояли сами языковые средства (фонетические, т.е.
звуковые, грамматические, лексические), то теперь ясно осознано, что все эти
языковые средства суть только формальные операторы, с помощью которых человек
осуществляет процесс общения, прилагая их к системе значений
и получая осмысленный и целостный текст (сообщение). Но само это понятие
значения выходит за пределы общения - это и основная когнитивная
(познавательная) единица, формирующая образ мира человека и в этом качестве
входящая в состав разного рода когнитивных схем, эталонных
образов типовых когнитивных ситуаций и т.д. Одним словом, значение,
бывшее раньше одним из многих понятий лингвистики, все больше превращается в
основное, ключевое ее понятие. Соответственно и психолингвистика все больше
превращается в "психосемантику" в широком смысле слова.
Во-вторых, круг интересов лингвистики до последних десятилетий хорошо
суммируется известным афоризмом Станислава Ежи Леца:
"В начале было Слово, а в конце - Фраза". Но ведь фразой, или
предложением, или высказыванием общение не кончается - оно "работает"
с целостными, связными, осмысленными текстами. И
психолингвистика все больше интересуется именно текстами, их специфической
структурой, вариантностью, функциональной специализацией.
В-третьих, с момента своего возникновения и до наших дней лингвистика была и
остается наукой "европоцентричной". Основные понятия общего
языкознания сформированы на материале европейских языков - от латинского и
греческого до английского, немецкого, русского. Совершенно отличные от них по
структуре языки Азии, Африки, Океании, индейские языки Америки до сих пор часто
описываются в системе этих понятий, к ним не всегда применимых. Важнейшим шагом
вперед в лингвистике является четкое понимание и разграничение того, что в ее
понятийном аппарате действительно универсально (применимо ко всем языкам без
исключения), а что справедливо лишь для языков определенного типа, определенной
структуры.
Итак, ясно, что психолингвистика имеет наиболее тесные связи с общим языкознанием (общей лингвистикой). Кроме того, она
постоянно взаимодействует с социолингвистикой,
этнолингвистикой и прикладной лингвистикой, в особенности с той ее
частью, которая занимается вопросами компьютерной лингвистики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахманова О.С. О психолингвистике. М., 1957.
2. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М., 1992.
3. Леонтьев А.А.. Психолингвистика и проблема функциональных единиц речи // Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике. М.,1961.
4. Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л., 1967.
5. Леонтьев А.А. Психолингвистика // Тенденции развития психологической науки. М., 1989.
6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: "Смысл", 1997.