Антропологическая школа уголовного права

помещение в психиатрические больницы и интернаты и пр. Для осуществления

этой карательной системы, подчиненной принципам целесообразности, а не

права, необходимо реформировать и уголовный суд, изгнав из него

состязательность, гласность, вредную гуманность и особенно народный элемент

(присяжных), - “этот величайший предрассудок современности”, и превратить

его из юрид. института в административно-медицинскую комиссию, которая на

основании антропологических данных о человеке определяла бы ему санкцию без

всяких сдержек, кроме “естественно-научных”. Непохожие на юридическое

наказание по форме, эти “санкции” не представляют большего новшества по

содержанию, а так как опыт показал бессилие голой репрессии справиться с

преступностью, то антропологическая школа (много позже, уже

модифицированная наполовину в “социологическую”) выдвинула параллельно с

этими карательными мерами меры предупредительные - “эквиваленты наказания”

(sostitutivi penali - Ферри), в которых без всякой системы налагаются

благие намерения самого общего характера, как, напр., восстановление

манчестерства, запрещение трестов и скрупулезные технические советы, как

освещение улиц и английские замки на дверях.

Излишний экстремизм выводов антропологической школы сделал ее

неприемлемой для демократического общества и именно неприемлемость ее

практических выводов вызвала обширную критику ее теоретических основ:

“сведение преступления к естественной склонности преступника, - говорил

известный западный криминалист Лист, - есть не что иное, как сознательный и

вместе близорукий отказ от научной постановки вопроса... объяснение

преступления наследственностью ничего не объясняет и заставляет нас

складывать руки... мы спрашиваем, почему в наши дня так угрожающе

увеличиваются случаи вырождения на почве наследственности?”.

Антропологическая школа, родившаяся вместе с “Преступным человеком”

Ломброзо в 1876 г., достигла наивысшего успеха на I конгрессе уголовной

антропологии в 1886 г., но уже на II конгрессе (1889 г.) Ломброзо должен

был признаться, что “от Капитолия недалеко до Тарпейской скалы”, а в начале

90 г.г. господствующей окончательно стала социологическая концепция

преступления. Критика антропологической школы исходила и от антропологов и

психиатров, и от юристов и социологов. Первые неопровержимо установили

недостаточность и недостоверность клинических наблюдений антропологов

(принималось за органические признаки преступности то, что по существу не

является ненормальностью и свойственно почти всем людям, как ассиметрия

черепа, или обусловлено социальными влияниями, как татуировка и пр.),

отсутствие критерия для установления “преступности” атипических отклонений,

найденных у преступников (нет масштаба “честного человека”), некритичность

обобщений и поспешность выводов (напр., что все преступники левши,

косоглазы или мыслят левым полушарием мозга, в то время, как нормальные

люди правым), отсутствие научно-установленного преступного типа (если его

признаки отсутствуют у 60 - 80% преступников: “можно ли говорить о

долихоцефалии при 60% брахицефалов?”) и невозможность установления

“прирожденной преступности”, если под действием социальных влияний она

может совсем и не проявиться. Естественниками же было установлено, что

атавизм, как момент, порождающий преступность, неверен и просто непонятен

(дикари вовсе не повальные преступники; они не всегда отличаются теми

анатомо-физиологическими признаками, которые найдены у современных

преступников; что такое это неожиданное возрождение в современном обществе

дикарей в виде преступников? почему оно растет вместе с ростом

цивилизации?), а объяснение преступности нравственным помешательством с

вырождением неверно и недостаточно (далеко не все преступники эпилептичны и

страдают отсутствием нравственного чувства; у большинства страдающих им оно

вызвано влиянием социальной Среды и профессии, т. е. является моментом

производным) и кроме того, не может быть увязано с атавизмом (первобытные

люди психически здоровы).

Но основным возражением, разрушившим самое основание антропологической

школы, было указание на специфически-социальную природу преступления,

неспособную быть формулированной в биологических понятиях. Это возражение

было выражено трояко. Антрополог Серджи показал невозможность установления

функциональной связи между параллельными рядами опред. физических признаков

и уголовных посягательств (“почему морфологическая и функциональная

дегенерация должны иметь своим следствием преступное действие, т. е. какова

природа и происхождение преступности, признаки которой мы усматриваем в

вырождении?”), так что все наблюдения ломброзианцев, будь они даже верны,

говорили бы только о порочности, патологичности, а не о преступности

организма. Юрист-классик Габелли указал на историческую изменчивость сферы

преступного, непонятную при статуарности органических признаков, так что по

Ломброзо средневековые “колдуны” должны были бы отличаться преступными

клеймами, а отцеубийцы варварских племен, где убивать стариков - общее

правило, должны были выглядеть людьми нормальными. Наконец, критика юристов-

кантианцев (в дореволюционной России - Е. Н. Ефимов) указала, что для

отыскания естественно-научных признаков преступности антропологическая

школа исходила из заранее данного юридического, т. е. относительного,

социально-исторического определения преступления, что, приступая к

исследованию 383 преступных черепов, антропологи уже знали о их

преступности из судебных приговоров, представляющих, однако, не естественно-

научное о сущем, а нормативное суждение. а затем совершенно произвольно

переносили понятие преступности на животный мир, где оно отсутствует (для

насекомоядных растений их способ питания не только не “преступен”, но и не

ненормален). И если рассуждать так, как рассуждает антропологическая

школа, то, по остроумному замечанию П. Лафарга, можно распространить

аналогию и на неорганическую природу и назвать действие серной кислоты,

разрушающей мрамор и выделяющей из него углекислоту, убийством с целью

грабежа. Антикритикой антропологической школы были попытки воздать

независимое от юридического, “естественное” понятие преступления, которое

было бы таковым всегда и везде и носило бы признак преступности в самом

себе, вне всяких нормативных определений. Образцы таких открытых

естественных преступлений: действие, оскорбляющее основные нравственные

чувства всех культурных человеческих обществ, чувства жалости и честности,

- т. е. убийство и кража (Гарофало), сознательный поступок, наносящий вред

свободе действия индивида одного вида с виновником, вследствие чего в число

преступлений самим автором (Амон) включаются все законы, договоры и даже

онанизм. Эти и подобные “естественные” преступления, однако, настолько

неубедительны, что не пригодились этиологическим исследованиям даже и при

социологической концепции преступления и тем более не спасли его

биологического понимания: справедливо указывалось, что понятие нравственных

чувств и оценок, понятие свободы и др. суть понятия, природе неизвестные, а

свойственные лишь человеческому обществу, и что поэтому позитивное

исследование преступления, даже при согласии принять эти естественные

преступления, остается по-прежнему исследованием социальных норм, только

более общих, - не юридических, а нравственных, но не действий, преступных в

себе.

Несмотря на свою несостоятельность, биологическая теория преступления

была не обойдена дальнейшим развитием буржуазной науки, а ассимилирована т.

н. социологической школой, только методологический монизм, ее отличавший,

был заменен расплывчатым эклектизмом. Сама антропологическая школа пошла

этому навстречу, дополнив биологическую формулу преступления космической и

социологической: преступление было объявлено результатом взаимодействия

трех одинаково важных “факторов” (Ферри), в которых органическое

предрасположение преступника занимало уже лишь 33%, вследствие чего был

откинут смущавший честных юристов призрак “прирожденной преступности” и

могло состояться объединение всего “позитивного направления”. Это

новшество, разрушив методологическую ценность теории, не придало ей,

однако, ни характера достоверности и соответствия действительности, ни даже

логической стройности, потому что при механическом и индивидуалистическом

воззрении на общество не все причины можно было признать равнозначащими,

антропологический фактор выпирал на первое место, социальная ”среда”

оказывалась лишь бульоном, в котором мог развиваться органический “микроб

преступности”. Кроме этого методологического преимущества,

антропологическая школа имеет еще ряд достоинств по сравнению со своей

более серьезной преемницей: она всегда делала последовательные выводы из

своих посылок; основные уголовно-политические положения, до которых дошла

“социологическая” школа и которые она провела в жизнь, за много времени до

нее были формулированы у антропологов: опасное состояние, как основание

карательной меры (Temibilita Гарофало за 8 лет до Etat dangereux Прэнса) и

лишенная правовой формы репрессия (санкции Ферри задолго до мер социальной

защиты).

ЛИТЕРАТУРА

1. Энциклопедия государства и права. М., 1925-1927 г.

2. История политических и правовых учений. М., 1995 г.

3. Учебник уголовного права., М., 1993 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты