Меры пресечения

Меры пресечения

ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по уголовному процессу

студента 4 курса группы 40

юридического факультета ХГАЭП

Пономаревой Ирины Евгеньевны

680021 Хабаровск,

ул. Станционная 5-52

тел. 357-457

Хабаровск 1999.

План

1. Меры пресечения

1.1. Виды и общая характеристика

1.2. Основания и условия применения мер пресечения. Процессуальные гарантии

законного и обоснованного избрания мер пресечения

2. Меры, направленные на обнаружение и процессуальное закрепление

доказательств

3. Меры, обеспечивающие исполнение приговора в части имущественных

взысканий

4. Меры обеспечения явки лиц по вызовам органов расследования и суда и

соблюдение порядка судопроизводства

5. Список нормативных актов и литературы, используемых в работе

1. Меры пресечения.

1.1 Общая характеристика и виды мер пресечения.

Особое место среди мер уголовно-процессуального принуждения занимают

меры пресечения. Под мерами пресечения понимают принудительные меры,

временно ограничивающие права личности, применяемые лицом, производящим

дознание: следователем, прокурором и судом к обвиняемым (в исключительных

случаях к подозреваемым при наличии предусмотренных в законе оснований с

целью лишить их возможности скрыться от дознания, предварительного

следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу или

продолжить преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения

приговора.

Меры пресечения как вид мер уголовно-процессуального принуждения носят

превентивный характер. Это проявляется в том, что данные меры

процессуального принуждения призваны предупредить, т.е. не допустить

возможную в будущем неправомерную деятельность лиц, к которым они могут

применяться.

По общему правилу УПК допускает применение мер к лицам, обвиняемым в

совершении преступлений. Лишь в исключительных случаях меры пресечения

могут быть применены в отношении лиц, подозреваемых в совершении

преступлений, и до предъявления им обвинения. В этом случае обвинение

должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры

пресечения, если же в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера

пресечения отменяется (ст. 90 УПК).

В ст. 89 УПК предусмотрен достаточно широкий перечень мер пресечения в

который включены: подписка о невыезде; личное поручительство;

поручительство общественных организаций; заключение под стражу; залог;

наблюдение командования воинской части за обвиняемыми, являющимися

военнослужащими. Согласно ст. 394 УПК к несовершеннолетним, кроме мер

пресечения, предусмотренных ст. 89, может применяться отдача под присмотр

родителей, а к несовершеннолетним, воспитывавшимся в закрытых детских

учреждениях – отдача под надзор администрации этих учреждений.

Меры пресечения различают по степени строгости. При этом самой строгой

мерой является заключение под стражу, а наименее строгой – подписка о

невыезде.

Подписка о невыезде (ст. 93 УПК). Выражается в отобрании от

подозреваемого или обвиняемого обязательства не отлучаться с места

жительства или временного нахождения без разрешения лица, производящего

дознание — следователя, прокурора или суда. При этом обвиняемого или

подозреваемого предупреждают, что в случае нарушения данной им подписки, к

нему может быть применена более строгая мера пресечения.

Личное поручительство (ст. 94 УПК). Оно представляет собой принятие не

менее чем двумя заслуживающими доверие лицами письменного обязательства в

том, что они ручаются за надлежащее поведение и своевременную явку

подозреваемого или обвиняемого по вызову органов расследования и суда. При

этом поручителей ставят в известность о сущности дела и об ответственности,

которая может наступить в случае совершения подозреваемым или обвиняемым

действий, для предупреждения которых была применена мера пресечения. В этом

случае на каждого поручителя может быть возложено судом денежное взыскание

в размере до 1 МРОТ или меры общественного воздействия применены.

Поручительство общественной организации (ст. 95 УПК). Оно состоит в

даче общественной организации письменного обязательства в том, что она

ручается за надлежащее поведение и своевременную явку подозреваемого или

обвиняемого по вызовам органа расследования или суда. Общественная

организация, дающая поручительство, должна быть поставлена в известность о

сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения.

В настоящее время данная мера является неэффективной, т.к. организация

не может нести реальную ответственность за действия подозреваемого или

обвиняемого, и практически не применяется, в связи с чем ставится вопрос о

ее исключении из мер пресечения.

Залог (ст. 99 УПК), по сравнению с предыдущими мерами, является более

строгой мерой пресечения. Он заключается в том, что в обеспечение явки

обвиняемого или подозреваемого по вызовам органов, осуществляющих

судопроизводство, сам обвиняемый или подозреваемый либо какое-то иное лицо

или организация вносят в депозит суда определенную денежную сумму или иные

ценности. Сумму залога определяет орган, принимающий решение об избрании

такой меры, в соответствии с обстоятельствами дела. При этом залогодатель

ставится в известность о сущности дела. Решение о применении залога, в

соответствии со ст. 89 УПК, принимается с санкции прокурора или по

определению суда. О принятии залога составляется протокол, копия которого

вручается залогодателю.

В случае уклонения обвиняемого (подозреваемого) от явки по вызову

органа, ведущего производство по делу, внесенный залог по решению суда

обращается в порядке, предусмотренном ст. 323 УПК в доход государства.

На практике же суды принимают решения об обращении залоговых сумм в

счет возмещения ущерба. Так, например, определением №№44-096-121[1]

Верховный Суд РФ в кассационной инстанции по делу Николаева, Федотова,

Григорян и Граф обращение судом залоговых сумм в счет возмещения ущерба

призвал не основанным на законе, приговор в этой части был изменен (из него

исключено указание о конфискации залоговых сумм в доход государства).

Внесенные залоговые суммы постановлено возвратить законным представителям

осужденных, т.к. со стороны последних не было уклонения от явки в суд.

Наблюдение командования воинской части (ст. 100 УПК) по своей правовой

природе в сущности представляет собой специфическую разновидность

поручительства, принимаемого на себя командованием воинской части, в

которой проходит службу обвиняемый или подозреваемый. Надлежащее поведение

последнего, а также его явку по вызовам органов, осуществляющих

судопроизводство, в таком случае обеспечивает командование посредством мер,

предусмотренных воинскими уставами: временное лишение права на ношение

оружия, запрет на увольнение из расположения воинской части, постоянное

наблюдение за ним лиц суточного наряда или непосредственным начальником и

т.п.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст. 394 УПК) может по мимо

иных мер пресечения применяться только к лицам, не достигшим 18-летнего

возраста. Данная мера в сущности тоже является специфической разновидностью

поручительства, поэтому она регулируется нормами, относящимися к личному

поручительству. Так, например, ответственность за ненадлежащее поведение

несовершеннолетнего родители, опекуны и поручители несут в том же порядке,

что и личные поручители (ч.4 ст. 394).

Заключение под стражу (ст. 96 УПК) – самая строгая из всех

предусмотренных УПК мер пресечения, она ограничивает конституционные права

и свободы человека, который до обвинительного приговора в силу презумпции

невиновности считается невиновным. Поэтому для ее применения требуется

особо надежные гарантии против возможных ошибок и злоупотреблений.

Заключение под стражу представляет собой временное лишение свободы

обвиняемого или подозреваемого путем помещения его на период производства

по делу в место предварительного заключения. Места содержания под стражей

определены в ст. 7 Закона РФ “О содержании под стражей лиц, обвиняемых или

подозреваемых в совершении преступления.”

Для избрания этой меры пресечения в ст. 96 УПК установлены

дополнительные требования. К примеру, она, как правило не может быть

применена к лицу, обвиняемому в совершении преступления, за которое законом

предусмотрено наказание менее строгое, чем 1 год лишения свободы;

отступление от этого требования допускается лишь исключительных случаях. К

лицам, обвиняемым в совершении преступлений, перечисленных в ч.2 ст. 96

УПК, заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено

по мотивам одной лишь опасности преступления.

Санкцию на заключение под стражу могут давать лишь лица, занимающие

должность прокуроров высшего и среднего уровней. Перед дачей санкции эти

должностные лица обязаны ознакомиться со всеми материалами дела, на

основании которых принимается решение об аресте, и при необходимости лично

допросить подозреваемого или обвиняемого. Личный допрос несовершеннолетнего

обвиняемого или подозреваемого при этом обязателен во всех случаях. РЗ “О

содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении

преступлений” от 15.07.95 г. детально регулирует принципы, основания,

условия и порядок содержания лиц в местах предварительного заключения;

права и обязанности заключенных и другие положения.

На органы, в производстве которых находится уголовное дело, возложена

обязанность принимать меры попечения о детях и охраны имущества

заключенного под стражу лица, а также уведомлять об этом последнего (ст. 98

УПК).

Содержание под стражей не может продолжаться более 2-х месяцев. Его

продление можно осуществить лишь при наличии обстоятельств, указанных в ст.

97 УПК:

— в случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований

для изменения меры пресечения – до 3-х месяцев (районным, городским,

военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненным к

ним прокурорами);

— ввиду особой сложности дела – до 6 месяцев (прокурором субъекта РФ,

военным прокурором округа, группы войск, флота, ракетных войск

стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и

приравненными к ним прокурорами);

— в исключительных случаях и только отношении обвиняемых в совершении

тяжких и особо тяжких преступлениях – до 1 года (заместителем

Генерального прокурора РФ) и до 1,5 лет (Генеральным прокурором РФ).

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты