Меры пресечения
ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по уголовному процессу
студента 4 курса группы 40
юридического факультета ХГАЭП
Пономаревой Ирины Евгеньевны
680021 Хабаровск,
ул. Станционная 5-52
тел. 357-457
Хабаровск 1999.
План
1. Меры пресечения
1.1. Виды и общая характеристика
1.2. Основания и условия применения мер пресечения. Процессуальные гарантии
законного и обоснованного избрания мер пресечения
2. Меры, направленные на обнаружение и процессуальное закрепление
доказательств
3. Меры, обеспечивающие исполнение приговора в части имущественных
взысканий
4. Меры обеспечения явки лиц по вызовам органов расследования и суда и
соблюдение порядка судопроизводства
5. Список нормативных актов и литературы, используемых в работе
1. Меры пресечения.
1.1 Общая характеристика и виды мер пресечения.
Особое место среди мер уголовно-процессуального принуждения занимают
меры пресечения. Под мерами пресечения понимают принудительные меры,
временно ограничивающие права личности, применяемые лицом, производящим
дознание: следователем, прокурором и судом к обвиняемым (в исключительных
случаях к подозреваемым при наличии предусмотренных в законе оснований с
целью лишить их возможности скрыться от дознания, предварительного
следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу или
продолжить преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения
приговора.
Меры пресечения как вид мер уголовно-процессуального принуждения носят
превентивный характер. Это проявляется в том, что данные меры
процессуального принуждения призваны предупредить, т.е. не допустить
возможную в будущем неправомерную деятельность лиц, к которым они могут
применяться.
По общему правилу УПК допускает применение мер к лицам, обвиняемым в
совершении преступлений. Лишь в исключительных случаях меры пресечения
могут быть применены в отношении лиц, подозреваемых в совершении
преступлений, и до предъявления им обвинения. В этом случае обвинение
должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры
пресечения, если же в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера
пресечения отменяется (ст. 90 УПК).
В ст. 89 УПК предусмотрен достаточно широкий перечень мер пресечения в
который включены: подписка о невыезде; личное поручительство;
поручительство общественных организаций; заключение под стражу; залог;
наблюдение командования воинской части за обвиняемыми, являющимися
военнослужащими. Согласно ст. 394 УПК к несовершеннолетним, кроме мер
пресечения, предусмотренных ст. 89, может применяться отдача под присмотр
родителей, а к несовершеннолетним, воспитывавшимся в закрытых детских
учреждениях – отдача под надзор администрации этих учреждений.
Меры пресечения различают по степени строгости. При этом самой строгой
мерой является заключение под стражу, а наименее строгой – подписка о
невыезде.
Подписка о невыезде (ст. 93 УПК). Выражается в отобрании от
подозреваемого или обвиняемого обязательства не отлучаться с места
жительства или временного нахождения без разрешения лица, производящего
дознание — следователя, прокурора или суда. При этом обвиняемого или
подозреваемого предупреждают, что в случае нарушения данной им подписки, к
нему может быть применена более строгая мера пресечения.
Личное поручительство (ст. 94 УПК). Оно представляет собой принятие не
менее чем двумя заслуживающими доверие лицами письменного обязательства в
том, что они ручаются за надлежащее поведение и своевременную явку
подозреваемого или обвиняемого по вызову органов расследования и суда. При
этом поручителей ставят в известность о сущности дела и об ответственности,
которая может наступить в случае совершения подозреваемым или обвиняемым
действий, для предупреждения которых была применена мера пресечения. В этом
случае на каждого поручителя может быть возложено судом денежное взыскание
в размере до 1 МРОТ или меры общественного воздействия применены.
Поручительство общественной организации (ст. 95 УПК). Оно состоит в
даче общественной организации письменного обязательства в том, что она
ручается за надлежащее поведение и своевременную явку подозреваемого или
обвиняемого по вызовам органа расследования или суда. Общественная
организация, дающая поручительство, должна быть поставлена в известность о
сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения.
В настоящее время данная мера является неэффективной, т.к. организация
не может нести реальную ответственность за действия подозреваемого или
обвиняемого, и практически не применяется, в связи с чем ставится вопрос о
ее исключении из мер пресечения.
Залог (ст. 99 УПК), по сравнению с предыдущими мерами, является более
строгой мерой пресечения. Он заключается в том, что в обеспечение явки
обвиняемого или подозреваемого по вызовам органов, осуществляющих
судопроизводство, сам обвиняемый или подозреваемый либо какое-то иное лицо
или организация вносят в депозит суда определенную денежную сумму или иные
ценности. Сумму залога определяет орган, принимающий решение об избрании
такой меры, в соответствии с обстоятельствами дела. При этом залогодатель
ставится в известность о сущности дела. Решение о применении залога, в
соответствии со ст. 89 УПК, принимается с санкции прокурора или по
определению суда. О принятии залога составляется протокол, копия которого
вручается залогодателю.
В случае уклонения обвиняемого (подозреваемого) от явки по вызову
органа, ведущего производство по делу, внесенный залог по решению суда
обращается в порядке, предусмотренном ст. 323 УПК в доход государства.
На практике же суды принимают решения об обращении залоговых сумм в
счет возмещения ущерба. Так, например, определением №№44-096-121[1]
Верховный Суд РФ в кассационной инстанции по делу Николаева, Федотова,
Григорян и Граф обращение судом залоговых сумм в счет возмещения ущерба
призвал не основанным на законе, приговор в этой части был изменен (из него
исключено указание о конфискации залоговых сумм в доход государства).
Внесенные залоговые суммы постановлено возвратить законным представителям
осужденных, т.к. со стороны последних не было уклонения от явки в суд.
Наблюдение командования воинской части (ст. 100 УПК) по своей правовой
природе в сущности представляет собой специфическую разновидность
поручительства, принимаемого на себя командованием воинской части, в
которой проходит службу обвиняемый или подозреваемый. Надлежащее поведение
последнего, а также его явку по вызовам органов, осуществляющих
судопроизводство, в таком случае обеспечивает командование посредством мер,
предусмотренных воинскими уставами: временное лишение права на ношение
оружия, запрет на увольнение из расположения воинской части, постоянное
наблюдение за ним лиц суточного наряда или непосредственным начальником и
т.п.
Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст. 394 УПК) может по мимо
иных мер пресечения применяться только к лицам, не достигшим 18-летнего
возраста. Данная мера в сущности тоже является специфической разновидностью
поручительства, поэтому она регулируется нормами, относящимися к личному
поручительству. Так, например, ответственность за ненадлежащее поведение
несовершеннолетнего родители, опекуны и поручители несут в том же порядке,
что и личные поручители (ч.4 ст. 394).
Заключение под стражу (ст. 96 УПК) – самая строгая из всех
предусмотренных УПК мер пресечения, она ограничивает конституционные права
и свободы человека, который до обвинительного приговора в силу презумпции
невиновности считается невиновным. Поэтому для ее применения требуется
особо надежные гарантии против возможных ошибок и злоупотреблений.
Заключение под стражу представляет собой временное лишение свободы
обвиняемого или подозреваемого путем помещения его на период производства
по делу в место предварительного заключения. Места содержания под стражей
определены в ст. 7 Закона РФ “О содержании под стражей лиц, обвиняемых или
подозреваемых в совершении преступления.”
Для избрания этой меры пресечения в ст. 96 УПК установлены
дополнительные требования. К примеру, она, как правило не может быть
применена к лицу, обвиняемому в совершении преступления, за которое законом
предусмотрено наказание менее строгое, чем 1 год лишения свободы;
отступление от этого требования допускается лишь исключительных случаях. К
лицам, обвиняемым в совершении преступлений, перечисленных в ч.2 ст. 96
УПК, заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено
по мотивам одной лишь опасности преступления.
Санкцию на заключение под стражу могут давать лишь лица, занимающие
должность прокуроров высшего и среднего уровней. Перед дачей санкции эти
должностные лица обязаны ознакомиться со всеми материалами дела, на
основании которых принимается решение об аресте, и при необходимости лично
допросить подозреваемого или обвиняемого. Личный допрос несовершеннолетнего
обвиняемого или подозреваемого при этом обязателен во всех случаях. РЗ “О
содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений” от 15.07.95 г. детально регулирует принципы, основания,
условия и порядок содержания лиц в местах предварительного заключения;
права и обязанности заключенных и другие положения.
На органы, в производстве которых находится уголовное дело, возложена
обязанность принимать меры попечения о детях и охраны имущества
заключенного под стражу лица, а также уведомлять об этом последнего (ст. 98
УПК).
Содержание под стражей не может продолжаться более 2-х месяцев. Его
продление можно осуществить лишь при наличии обстоятельств, указанных в ст.
97 УПК:
— в случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований
для изменения меры пресечения – до 3-х месяцев (районным, городским,
военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненным к
ним прокурорами);
— ввиду особой сложности дела – до 6 месяцев (прокурором субъекта РФ,
военным прокурором округа, группы войск, флота, ракетных войск
стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и
приравненными к ним прокурорами);
— в исключительных случаях и только отношении обвиняемых в совершении
тяжких и особо тяжких преступлениях – до 1 года (заместителем
Генерального прокурора РФ) и до 1,5 лет (Генеральным прокурором РФ).
Страницы: 1, 2