Органы Дознания

обязательно, дополнен прослушиванием телефонных и иных переговоров,

наложением ареста на имущество и в случае необходимости назначением

экспертизы.

К неотложным следственным действиям относятся такие действия по

обнаружению и закреплению доказательств, которые совершаются по горячим

следам, то есть незамедлительно, так как промедление с их производством

может повлечь исчезновение, порчу, утрату, фальсификацию доказательств.

Перечень следственных действий, которые органы дознания вправе

производить в качестве неотложных, является исчерпывающим и

расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что по делам, по

которым предварительное следствие обязательно, органы дознания не вправе

производить другие следственные действия.

Практика органов предварительного расследования показывает, что

законодательство, регламентирующее полномочия органов дознания по

производству неотложных следственных действий, нуждается в

совершенствовании. В законе следовало бы закрепить общее правило,

согласно которому органам дознания предоставлялось бы право производить

следственные действия по установлению и закреплению следов преступления,

которые окажутся неотложными в конкретном деле, так как нельзя заранее

определить, какое действие явится неотложным в том или ином случае.

Разумеется, речь идет о тех следственных действиях, которые направлены на

отыскание, собирание, закрепление доказательств по горячим следам.

В целях обеспечения прокурорского надзора за законностью орган

дознания обязан немедленно уведомить прокурора об обнаружении

преступления и начатом дознании (ч. 2 ст. 119 УПК). В соответствии со ст.

121 УПК дознание в этой форм должно быть закончено не позднее десяти

суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не

подлежит. Прокурор может дать указание о направлении дела следователю и

до истечения десятидневного срока. Если орган дознания выполнит

неотложные следственные действия ранее этого срока, он обязан немедленно

направить дело следователю, не ожидая указания прокурора или истечения

десятидневного срока.

После того как дело передано следователю, орган дознания действует в

зависимости от результата проведенного дознания. Если в ходе дознания

было обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания может

производить розыскные или следственные действия по делу только по

поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, в ходе

дознания установить не представилось возможным, орган дознания и после

передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные

мероприятия для установления преступника, уведомляя следователя об их

результатах (ч. 4 ст. 119 УПК). Следственные же действия орган дознания

может производить во всех случаях только по поручению следователя.

Анализ закона, регламентирующего дознание по делам, по которым

предварительное следствие обязательно, позволяет прийти к выводу о

факультативном характере этой формы дознания. По данной категории дел

орган дознания лишь в тех случаях возбуждает уголовное дело и производит

дознание, когда преступление обнаруживается в ходе его деятельности и по

нему требуется производство неотложных следственных действий по горячим

следам, а следователь по объективным причинам не может приступить к

расследованию дела с самого начала. Если же следователь сам возбудил

уголовное дело и приступил к расследованию, дознание по этому делу не

производится, а орган дознания может выполнять лишь поручения и указания

следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий

(ч. 4 ст. 119 УПК; ч. 3 и 4 ст. 7 Закона об оперативно-розыскной

деятельности).

Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по

которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция

по делам данной категории исчерпывается производством неотложных

следственных действий и вынесением постановления о направлении дела

следователю (ст. 124 УПК).

Таким образом, дознание по делам, по которым предварительное следствие

обязательно, состоит:

- В возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных

действий, когда в этом возникает необходимость, в целях установления и

закрепления следов преступления;

- В выполнении поручений и указаний следователя о производстве оперативно-

розыскных и следственных действий;

- В оказании содействия следователю при производстве им отдельных

следственных действий.

2) Дознание по делам, по которым

предварительное следствие не обязательно.

Иначе обстоит дело с расследованием преступлений, по которым

предварительное следствие не обязательно. В этом случае дознание

практически заменяет предварительное следствие, а материалы дознания

являются основанием для рассмотрения дела в суде.

К делам, расследуемым в форме дознания, относятся дела о

преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 126 УПК. По некоторым

перечисленным в этой статье преступлениям возможна в соответствии со ст.

414 протокольная форма досудебной подготовки материалов или производство

в порядке частного обвинения.

В форме дознания расследуются, например, дела о преступлениях,

предусмотренных ч.1 ст. 112, ст. 121, 122, ч. 2 ст. 213 и др. УК РФ.

В соответствии с законом (ст. 120 УПК) по делам, по которым

предварительное следствие не обязательно, орган дознания возбуждает дело

и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для

установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному

делу (ст. 68 УПК).

При производстве дознания по делам, по которым предварительное

следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами,

установленными для предварительного следствия, за исключениями,

указанными в ч. 2 ст. 120 УПК. К ним относятся: ограничение прав

потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их

представителей в части ознакомления с материалами дела по окончании

дознания, а также ограничение прав органов дознания при обжаловании

указаний прокурора. То есть на органы дознания не распространяются

правила, установленные ч. 2 ст. 127 УПК, в которой говорится о праве

следователя на обжалование указаний прокурора вышестоящему прокурору. В

отличае от следователя, орган дознания при несогласии с указаниями

прокурора вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая

выполнения этих указаний

Эти различия не имеют достаточных оснований. Лишение потерпевшего,

гражданского истца и гражданского ответчика права на ознакомление с

материалами дела после окончания дознания противоречит общему правилу о

равенстве прав участников процесса, которое должно иметь место при любой

форме расследования. Лишение лица, производящего дознание, права не

согласиться с указаниями прокурора по основным вопросам направления

расследования противоречит принципу оценки доказательств по внутреннему

убеждению (ст. 71 УПК), которым должно руководствоваться и лицо,

проводящее дознание.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 УПК защитник при производстве дознания

допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае

задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения

к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления

обвинения – с момента объявления ему протокола задержания или

постановления о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и

производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых

и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков

не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих

языком, на котором ведется судопроизводство, участие защитника

обязательно с момента задержания или избрания в качестве меры пресечения

заключения под стражу.

Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня

возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление

обвинительного заключения либо постановления о прекращении или

приостановлении дела (ст. 121 УПК). Указанный срок может быть продлен

прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством

дознания, но не более чем на один месяц.

В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть

продлен по правилам, указанным в ст. 133 УПК и установленным для

предварительного следствия. В соответствии с этой статьей производство

дознания может быть продлено районным, городским прокурором, военным

прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненными к ним

прокурорами сроком до трех месяцев.

Дознание в указанных в законе случаях может производиться по делам о

преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, по которым подготовка

материалов для рассмотрения дела в суде, как правило, осуществляется в

протокольной форме. Это может иметь место в случаях, предусмотренных ст.

416 УПК:

- возбуждение уголовного дела начальником органа дознания, если в

десятидневный срок невозможно выяснить существенные обстоятельства

совершения преступления;

- возвращение судом дела для выяснения существенных дополнительных

обстоятельств, если они не могут быть установлены в судебном заседании;

- возвращение прокурором либо судом материалов для выяснения

существенных дополнительных обстоятельств, необходимых для возбуждения

дела.

В этих случаях дознание должно быть закончено не позднее

двадцатидневного срока со дня возбуждения или возвращения уголовного

дела.

III. Функции и обязанности органов дознания.

В соответствии со ст. 118 ч. 1 и 2, а также ст. 127 ч. 4 и ст. 132

ч.3 на органы дознания возложены следующие обязанности:

1. Производить предусмотренные уголовно-процессуальным законом действия и

оперативно-розыскные мероприятия в целях обнаружения преступлений и лиц

их совершивших.

2. Принимать все меры, необходимые для предупреждения и пресечения

преступления.

3. Выполнять поручения и указания следователей в производстве следственных

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты