Правовое положение осужденных к наказаниям без изоляции от общества
НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ
ЮРИДИЧЕКАЯ АКАДЕМИЯ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
на тему:
“ Правовое положение осужденных к наказаниям без изоляции от общества”
Студента группы К2П1-1,
Гурьева В.В.
Москва 2000 год
ПЛАН
Стр.
Введение………….…..……………..……………………………………………..…3
1. Исполнение наказания в виде обязательных работ……………………………..4
2. Исполнение наказания в виде штрафа и конфискации имущества……………8
3. Исполнение наказания в виде лишения права занимать
определенные должности или заниматься определенной
деятельностью…………………………………………………………………....11
4. Исполнение наказания в виде лишения специального,
воинского или почетного звания, классного чина и
государственных наград………………………………………………………...13
5. Исполнение наказания в виде исправительных работ………………………...15
Заключение……………………..……………………….………………....………..18
Список литературы…………………………………...………………….…..…….19
Введение.
Уголовно-исполнительное право является преемником пенитенциарного
права, которое стало активно развиваться в России еще в прошлом веке. Со
второй половины 30-х гг. XX века эта сфера деятельности: в России получила
название исправительно-трудовой, а с 1993 г. данное право было названо
уголовно-исполнительным.
Современное уголовно-исполнительное право России зиждется на
фундаменте трудов предшественников впитав в себя все лучшее и достойное из
отечественного нормотворчества к практики его применения, а также
зарубежный опыт, воплощенный прежде всего в международных стандартах
обращения с осужденными.
Уголовно-исполнительное право устанавливает общие положения и
принципы исполнения наказаний применения иных мер угoлoвно-npaвoвoгo
характера порядок и условия исполнения и отбывания наказаний применения
средств исправления осужденных, порядок деятельности учреждений и органов,
исполняющих наказания; порядок участил органов государственной власти и
органов местного самоуправления, иных организаций, общественных
объединений, а также граждан в исправлении осужденных, порядок освобождения
от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
Реализация всего этого широкого круга отношений и составляет
собственно уголовно-исполнительные правоотношения. Реализуя уголовно-
исполнительную политику, право закрепляет ее основные положения в своих
конкретных нормах и правовых институтах, развивая их на содержательном
уровне применительно как к общим положениям, относящимся к исполнению всех
видов наказаний, так и к исполнению отдельных наказаний. Кроме того, следуя
в русле требований уголовной политики и уголовного права, уголовно-
исполнительное право в сферу своего воздействия включает еще исполнение
иных мер уголовно-правового характера, не являющихся в собственном смысле
наказанием. Совокупность всех этих отношений, нашедших закрепление в том
числе в уголовно-исполнительном законодательстве, составляет предмет данной
отрасли российского права.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы
граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными
уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством, никакие иные
ограничения или ущемление их прав и свобод не допускаются. Статья 10 УИК РФ
определяет основы правового положения осужденных. Здесь провозглашается,
что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные
интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их
исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении
наказаний. Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены
лишь приговором суда и только в той мере, в какой предусмотрено уголовным и
уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы
данных граждан подлежат охране и защите в равной мере со всеми другими
гражданами России. Причем государство гарантирует охрану и защиту также и
законных интересов осужденных. В последнем случае речь в основном идет о
тех интересах, которые касаются не только осужденных, но и их
родственников, близких, членов трудовых коллективов, акционеров и других
лиц и сфер деятельности, с которыми осужденный связан теми или иными
законными отношениями. Государство, наказывая осужденных за конкретные
преступления, не вправе ущемлять интересы указанных субъектов, никоим
образом не связанных с совершенными преступлениями. Это правило должно
неукоснительно выполняться и в повседневной практике учреждений и органов,
исполняющих наказания.
Назначение наказания как меры государственного принуждения, исходя из
принципа, закрепленного в Конституции, осуществляется только судом, в чем
выражается отрицательная оценка государства по отношению к лицам,
совершившим преступления. Наказание применяется в целях восстановления
социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения
совершения новых преступлений. Систему видов наказаний можно разделить на
две группы:
а) наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества (штраф,
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания,
классного чина и государственных наград, обязательные работы,
исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация
имущества);
6) наказания, связанные с лишением или ограничением свободы
(ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части,
лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы).
В данной работе рассматривается правовое положение осужденных к
наказаниям без изоляции от общества
1. Исполнение наказания в виде обязательных работ.
Наказание в виде обязательных работ выражается в выполнении осужденным
в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных
работ. Это наказание будет в России осуществляться по мере создания
необходимых условий, но не позднее 2001 г. Статья 49 УК РФ
продолжительность обязательных работ для осужденных определяет в размере от
60 до 240 часов, в отношении несовершеннолетних осужденных —от 60 до 160
часов. Введение данного вида наказания соответствует требованиям
Стандартных минимальных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным
заключением (так называемых Токийских правил), рекомендующих, в частности,
привлечение осужденных к выполнению общественно полезных работ.
Исполняют наказание в виде обязательных работ уголовно-исполнительные
инспекции по месту жительства осужденного (ст. 25 УИК РФ). Из смысла закона
вытекает, что привлечение к общественно полезным работам также должно
осуществляться по месту жительства осужденного. Конкретные объекты
обязательных работ определяются органами местного самоуправления, т. е.
администрацией органов муниципального уровня — городов, районов и равных им
по статусу территориальных образований (ст. 14 Федерального закона "Об
общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 14
августа 1995 г.).
В зависимости от формы собственности предприятия административными
актами либо договорами устанавливается квота рабочих мест для осужденных на
определенный период. К этой работе может быть подключена и служба
занятости, которая согласно Закону "О занятости населения в Российской
Федерации" (в редакции от 22 марта 1996 г.) не исключает незанятых лиц,
осужденных к обязательным работам, из числа безработных.
Вид конкретной работы также определяется инспекциями, исходя из
наличия объектов труда, с учетом общественных потребностей конкретного
города, района, населенного пункта (благоустройство территории, текущий
ремонт, палевые работы, сенокос, уборка урожая, погрузочно-разгрузочные
работы и др.). Работа в обязательном порядке должна поддаваться учету и
контролю.
Не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную
инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора
(определения, постановления) осужденный вызывается и ставится в инспекции
на учет, где ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания.
Одновременно осужденному выдается направление в конкретную организацию, где
он должен работать (при этом могут быть учтены его пожелания по месту и
характеру работы). В направлении помимо установочных данных на осужденного
указываются время обязательных работ, порядок их исчисления, а также
обязанности администрации учреждения, куда направляется осужденный для
выполнения обязательных работ. Не исключается отсрочка начала исполнения
обязательных работ, например в случае временной нетрудоспособности
осужденных либо привлечения к выполнению общегражданской обязанности
(военных сборов и др.).
По прибытии осужденного на работу администрация учреждения на
основании указанного предписания издает приказ о приеме данного лица на
временную работу по конкретной должности, специальности на условиях
неполного рабочего дня с оплатой пропорционально отработанному времени. В
приказе указывается, что данная оплата ежемесячно перечисляется в
соответствующий бюджет. Копия такого приказа направляется в уголовно-
исполнительную инспекцию.
Уголовно-исполнительная инспекция ведет помесячный суммарный учет
времени, отработанного каждым осужденным, а также следит за правильным и
своевременным перечислением заработанных осужденными финансовых средств в
соответствующий бюджет.
Во время выполнения обязательных работ осужденные обязаны соблюдать
правила внутреннего распорядка учреждения, где они работают, добросовестно
относиться к труду, работать на определяемых для них объектах весь срок,
установленный приговором суда.
Очередной отпуск, отпуск для сдачи экзаменов, каникулы не