Правовыми актами реагирования прокурора в этой области его
деятельности являются протест и представление. Так, прокурор приносит
протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, органу или
должностному лицу, издавшему этот акт, либо обращается в суд в порядке,
предусмотренном процессуальным законодательством РМ.
Во всех иных случаях нарушения прав и свобод человека (когда это не
связано с принятием незаконного акта) прокурор вносит в орган или
должностному лицу представление об устранении допущенного нарушения.
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-
розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
В системе отраслей прокурорского надзора эта отрасль занимает особое
место, поскольку цель ее: обеспечить всесторонность, полноту и
объективность исследования всех обстоятельств дела, принятие необходимых
мер по раскрытию преступлений и привлечению к уголовной ответственности
лиц, совершивших преступления, соблюдение установленного законом порядка
расследования уголовных дел и законных интересов участников процесса и
других лиц, выявление причин и условий, способствующих совершению
преступлений, и принятие мер по устранению этих причин и условий.
Исходя из этого, предметом надзора являются: соблюдение прав и свобод
человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и
сообщений или готовящихся преступлениях; выполнение оперативно-розыскных
мероприятий и проведение расследования; законность принимаемых этими
органами решений ( Закон “О прокуратуре”.
Полномочия прокурора в этой области надзора устанавливаются уголовно-
процессуальным законодательством и другими законодательными актами РМ,
приказами и другими актами Генерального прокурора, в частности законом “Об
оперативно-розыскной деятельности”.
К предмету надзора отнесено исполнение закона органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Эта деятельность
проводится органами внутренних дел, государственной безопасности,
пограничной охраны, оперативными подразделениями органов налоговой
полиции, службы внешней разведки, действующими в пределах их компетенции.
Основным правовым актом, регламентирующим деятельность указанных структур,
является упоминавшийся выше закон “Об оперативно-розыскной деятельности”.
В целях борьбы с преступностью органы внутренних дел, органы безопасности
осуществляют многообразные оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан,
наблюдение, наведение справок, исследование помещений, зданий, сооружений,
участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений,
прослушивание телефонных и иных переговоров и пр. Естественно, что в
процессе осуществления указанных мероприятий должны соблюдаться гарантии
прав граждан. Для производства действий, связанных с ограничением прав и
свобод, установленных Конституцией, таких, как неприкосновенность жилища,
тайна переписки, телефонных и других переговоров, должно быть получено
предварительное судебное решение. В случаях, не терпящих отлагательства,
эти действия производятся до получения судебного решения “с обязательным
уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов”.
В процессе осуществления надзора за исполнением законов при проведении
оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решениях прокурор
вправе знакомиться с оперативно-служебными документами и иными сведениями,
полученными при подготовке и проведении этих мероприятий.
В случае нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан,
юридических лиц прокурор обязан принять меры по устранению этих нарушений,
восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба в
соответствии с законодательством РМ.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами
дознания и следователем определены УПК РМ. Согласно этим нормам прокурор
обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать
предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого
бы они не исходили. В пределах своей компетенции прокурор требует от
органов дознания и следователя для проверки уголовные дела, документы,
материалы, и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе расследования,
установлении лиц, совершивших преступления, отменяет незаконные и
необоснованные постановления, дает письменные указания о расследовании
преступлений, избрании, отмене или изменении меры пресечения, квалификации
преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц,
совершивших преступления; поручает органам дознания исполнение
постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, обыске, выемке,
розыске лиц, совершивших преступление; продлевает срок расследования и
содержания под стражей в качестве меры пресечения; отстраняет лицо,
производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или
предварительного следствия, если им было допущено нарушение закона при
расследовании дела. Прокурор вправе также лично участвовать в производстве
дознания и предварительного следствия, проводить отдельные следственные
действия или расследование в полном объеме; изымать из органа дознания и
передавать следователю любое дело от одного органа предварительного
следствия другому, а также от одного следователя другому, в целях
обеспечения наиболее полного и объективного расследования.
Прокурор обеспечивает защиту прав и законных интересов личности –
потерпевших от преступлений и иных лиц, участвующих в деле, принимает
необходимые меры к охране их жизни, здоровья, чести, достоинства и
имущества. В целях обеспечения возмещения материального ущерба,
причиненного преступлением, прокурор предъявляет гражданский иск или
поддерживает гражданский иск, заявленный потерпевшим. Прокурор следит за
своевременным принятием мер, направленных на обеспечение предъявленного или
возможного в будущем гражданского иска. Особое место занимает прокурорский
надзор за соблюдением прав и законных интересов лиц, в отношении которых
ведется уголовное преследование, – подозреваемого и обвиняемого. Прокурор
обязан следить за тем, чтобы этим лицам были разъяснены их права и
обеспечена возможность их реального осуществления.
При решении вопроса о даче санкции на арест прокурор должен тщательно
ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под
стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или
обвиняемого – во всех случаях.
Бдительно следит прокуратура за тем, чтобы органы дознания
своевременно реагировали на сигналы о совершенных преступлениях, не
допускали сокрытия их от учета.[7]
Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений,
исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного
характера, администрацией мест содержания задержанных под стражу.
Проблема судебного контроля над исполнением законов в пенитенциарных
учреждениях актуальна и возникает на общей базе и международных нормативных
материалов, регулирующих различные стороны пенитенциарных отношений. КРМ не
исключает возможности осужденных лиц, продолжающих оставаться и при таких
обстоятельствах гр-ми страны, обращаться в суд по поводу нарушений их прав
и законных интересов со стороны органов, исполняющих уголовное наказание.
Это должно распространяться на всех без исключения осужденных лиц; как
содержащиеся в МЛС, так и отбывающих иные виды уголовного наказания.
Общеизвестно, что одной из форм реагирования администрации
пенитенциарных учреждений на допускаемые осужденными нарушения режимных
правил является применение дисциплинарных мер.
Как представляется, настало время для более активного воздействия
судебной власти на процессы исполнения наказания в пенитенциарных
учреждениях; прежде всего, в проблеме дисциплинарных наказаний в системе
исполнения уголовных наказаний.
Правовой основой прокурорского надзора в системе пенитенциарных
учреждений являются: КРМ (ст. 124,125), Закон РМ о прокуратуре от 4.08.92 и
вся совокупность правовых норм, регулирующих процессы исполнения наказания
в системе пенитенциарных учреждений. В соответствии с У-ИК РМ прокурорский
надзор за соблюдением законов при исполнении наказания и при условном
неприменении наказания осуществляется Прокурором РМ и подчиненными ему
прокурорами в пределах норм настоящего кодекса.
В соответствии с Законом о прокуратуре, основными направлениями
надзора соблюдения законов при исполнении уголовного наказания являются:
- законность вхождения лиц в учреждения пенитенциарной системы РМ
- соблюдение установленных действующим законодательством прав и
обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания
- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы
- законность освобождения лиц от отбывания уголовного наказания.
Следует отметить, что на современном этапе развития пенитенциарной
системы в РМ, прокурорский надзор продолжает оставаться действенным и
значимым фактором оптимизации процесса исполнения уголовного наказания,
охраны интересов как государства, так и общества в целом.
Предметом надзора данного направления прокурорской деятельности
являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,
предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и
учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера,
назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством РМ прав и
обязанностей задержанных, арестованных, и осужденных лиц, подвергнутых
мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания,
законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Таким образом, надзор осуществляется как за законностью содержания в
заключении лиц, в отношении которых приговор еще не вынесен, так и
осужденных к лишению свободы и другим мерам наказания. В отношении первых
проверяется в основном соблюдение уголовно-процессуальных норм,
регламентирующих порядок и условия заключения под стражу в качестве меры
пресечения, продление сроков содержания под стражей, освобождение незаконно
содержащихся под стражей лиц. В отношении же осужденных – исполнение
требований уголовно-исполнительного кодекса РМ.
Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе посещать в
любое время органы и учреждения, в которых содержаться под стражей и
отбывают наказание осужденные (исправительно-трудовые, воспитательно-
трудовые колонии, тюрьмы), а также лица, находящиеся под следствием и
подсудимые (изоляторы временного содержания, следственные изоляторы);
опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам
принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых
эти лица задержаны, арестованы, осуждены либо подвергнуты другим мерам