установленных законом для этих форм судопроизводства.
Подобным образом происходит смена формы досудебной подготовки
материалов в случаях, когда- возникает потребность в производстве других
следственных действий (обыск и выемка, допросы свидетелей и потерпевших,
экспертиза, следственный эксперимент и т.д.). При производстве по
протокольной форме допускается выполнение только одного следственного
действия — осмотра места происшествия (ст. 178 УПК).
По делам о всех преступлениях несовершеннолетних, независимо от
тяжести и наступивших последствии, производство осуществляется только в
форме предварительного следствия.
Все лица, опрашиваемые в ходе досудебной подготовки материалов, дают
объяснения (а не свидетельские показания), которые подписываются ими и
дознавателем. Они имеют право написать объяснения собственноручно.
3. Содержание и реквизиты протокола
Об обстоятельствах совершенного правонарушения составляется протокол.
Он является итоговым процессуальным документом, выполняющим роль
обвинительного заключения. В нем излагаются все обстоятельства совершенного
правонарушения. Наименование этого процессуального документа предопределило
и наименование рассматриваемой формы судопроизводства.
В протоколе указываются: время и место его составления; должность,
фамилия лица, составившего протокол; сведения о личности правонарушителя;
время, место, способ, мотивы совершенного правонарушения; характер
наступивших последствий; фактические данные, подтверждающие наличие состава
преступления и виновность правонарушителя; юридическая оценка
правонарушения; причины и условия, способствовавшие содеянному. В случае
причинения правонарушителем материального ущерба, в протоколе указывается
характер и размер ущерба и отношение правонарушителя к причиненному ущербу
(добровольно возместил ущерб, дал обязательство его возместить, признает
сумму причиненного ущерба и т.д.).
К протоколу приобщаются все собранные материалы (объяснения
опрошенных лиц, справки и т.п.), указывается список лиц, подлежащих вызову
в судебное заседание, их домашние адреса. Кроме того, в протоколе
указывается наименование суда, в который направляются материалы для
рассмотрения.
4. Санкция прокурора
Если при ознакомлении с представленными ему материалами начальник
органа
дознания признает необходимым направить их в суд, то они в полном
объеме предъявляются для ознакомления правонарушителю, о чем делается
отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью правонарушителя. Ему
предоставляется право заявить ходатайства, которые удовлетворяются или
отклоняются начальником органа дознания.
Протокол вместе с приложенными материалами направляется прокурору,
который вправе принять одно из следующих решении:
а) признав, что имеются достаточные основания для направления
материалов в суд, он своей резолюций санкционирует протокол;
б) при выявлении данных, свидетельствующих о наличии состава
преступления, в отношении которого обязательно производство расследования,
он возбуждает уголовное дело и направляет его соответственно в орган
дознания или следователю;
в) при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, он
своим постановлением прекращает производство;
г) в случае неполноты собранных материалов, они возвращаются для
дополнительной проверки органам дознания; если пробелы проведенной проверки
невозможно устранить в установленный законом десятидневный срок, прокурор
возбуждает уголовное дело и поручает органу дознания или следователю
производство дознания либо предварительного следствия.
5. Производство предварительного расследования
Предварительное расследование по делам о преступлениях, перечисленных
в ст. 414 УПК, производится, как правило, в форме дознания, заменяющего
предварительное следствие (ст. 120 УПК), в следующих случаях:
а) при возбуждении начальником органа дознания уголовного дела, если
в десятидневный срок невозможно установить существенные обстоятельства
совершенного правонарушения;
б) при возвращении материалов прокурором для выяснения существенных
обстоятельств или для выполнения каких-либо следственных действий;
в) при возвращении материалов судом для установления обстоятельств,
имеющих значение для постановления приговора.
Производство дознания должно быть окончено не позднее чем в
двадцатидневный срок со дня возбуждения дела или возвращения дела
прокурором или судом (ст. 416 УПК). По делам о преступлениях, перечисленных
в частях первой и второй ст. 126 УПК, производится предварительное
следствие, которое должно быть закончено в двухмесячный срок.
Требуя соблюдения законности при производстве по протокольной форме.
Генеральный прокурор РФ в указании от 10 июня 1992 года № 19/22
предписывает необходимость соблюдения следующих правил: «Иметь в виду, что
при невозможности в 10-дневный срок выполнить требования ст. 415 УПК о
протокольной форме досудебной подготовки материалов по делам о
преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, возбуждается уголовное дело и с
соблюдением правил ст. 126 УПК производится дознание или предварительное
следствие».
Это обязывает прокуроров осуществлять строгий надзор за соблюдением
закона о сроке проведения досудебной подготовки материалов по протокольной
форме.
6. Условия и порядок производства в суде
После того, как прокурор санкционирует протокол, материал
направляется в суд для рассмотрения по существу. В соответствии со ст. 418
УПК (в редакции Закона РФ от 29 мая 1992 года) все процессуальные действия,
связанные с принятием материалов к производству и рассмотрением уголовного
дела, выполняются судьей единолично (до этого нововведения судебное
разбирательство дел такого рода осуществлялось судом в составе судьи-
профессионала и двух народных заседателей).
В соответствии с пока что не отмененной в законодательном порядке ч.
1 ст. 418 УПК судья, признав протокол и приложенные к нему материалы
достаточными для рассмотрения в судебном заседании, выносит постановление о
возбуждении уголовного дела или отказывает в возбуждении дела, если
полагает, что отсутствуют необходимые основания для возбуждения уголовного
дела.
Однако эта норма признана Конституционным Судом РФ противоречащей
Конституции РФ в его постановлении «По делу о проверке конституционности
статьи 418 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом
Картаузского районного суда Красноярского края» от 28 ноября 1996 года (СЗ
РФ, 1996, № 50, ст. 5679). Вкратце основные доводы такого решения сводятся
к утверждению, что суд — орган правосудия, он не должен выполнять никаких
обвинительных функций, в том числе заниматься возбуждением уголовных дел,
являющимся якобы одним из элементов обвинительной функции в уголовном
судопроизводстве.
Это постановление, основанное на весьма спорных доводах, породило
«разнобой» в судебной практике. Многие суды попросту перестали принимать
материалы, подготовленные с соблюдением протокольной формы, и тем самым
вынудили милицейские службы, занимающиеся дознанием, возбуждать по таким
материалам уголовные дела и производить расследование по всей форме (см.
главы 11—15 учебника). Для этих судов рассматриваемый институт уголовного
процесса практически перестал существовать. Другая часть судов не пошла
таким путем. Они продолжают принимать к своему производству протоколы и
приложенные к ним материалы и, не оформляя официально решения о возбуждении
уголовных дел, назначают судебные заседания для их рассмотрения в порядке,
установленном ст. 419 УПК.
На данном этапе производства судья, принявший поступившие из милиции
протокол и другие материалы, должен решать вопросы, связанные с избранием в
отношении предаваемого суду меры пресечения, признанием соответствующего
лица в качестве потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика,
наложением ареста на имущество правонарушителя в возмещение причиненного им
вреда, вызовом дополнительных свидетелей и истребованием дополнительных
документов. Решение по таким вопросам оформляется постановлением судьи. В
этом же процессуальном документе излагается формулировка обвинения,
юридическая оценка преступления, указываются размер причиненного ущерба и
иные обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовным делам (ст.
68 УПК).
Признавая лицо потерпевшим или гражданским ответчиком, судья в своем
постановлении вправе обязать органы дознания принять необходимые меры для
обеспечения заявленного гражданского иска. После вынесения решения о
признании кого-то потерпевшим или гражданским истцом он должен поставить в
известность об этом соответствующее лицо и разъяснить ему его
процессуальные права и обязанности.
Вопросы, связанные с реализацией права подсудимого на защиту,
решаются по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом
(в частности, ст.ст. 47—51 УПК).
Постановление судьи о назначения судебного заседания направляется
подсудимому, который с этого момента получает возможность знать, в чем и по
какой статье УК он будет обвиняться при рассмотрении его дела в суде, какой
мере пресечения подвергнут его, в какой сумме определяется заявленный
гражданский иск.
В судебном заседании дело о любом из преступлении, перечисленных в
ст. 414 УПК, рассматривается с соблюдением общих правил, установленных
уголовно-процессуальным законодательством.
Если возникает необходимость выяснения существенных дополнительных
обстоятельств, которые не могут быть установлены в судебном заседании,
судья вправе, руководствуясь ст. 419 УПК, возвратить уголовное дело для
производства дознания или предварительного следствия.
Судебное следствие начинается с оглашения судьей протокола,
составленного органом дознания и санкционированного прокурором, а также
своего постановления о назначении судебного заседания. В процессе
исследования обстоятельств дела допрашиваются подсудимый, потерпевший,
свидетели, исследуются вещественные доказательства. После судебных прений,
если они происходят, и последнего слова подсудимого судья удаляется для
вынесения приговора. При этом должна быть обеспечена тайна постановления
приговора.
Все производство в суде не должно занимать более четырнадцати суток с
момента поступления протокола с приложенными к нему материалами до
постановления судьей приговора (прежним законодательством предусматривался
десятидневный срок производства в суде).
[pic]
7. Кассационное и надзорное производство
Кассационное и надзорное производство, осуществляемое по делам,
рассмотренным по существу в изложенном выше порядке, производится в
соответствии с общими принципами и условиями, закрепленными в уголовно-
процессуальном законе, которые позволяют вышестоящему суду полно,
всесторонне и объективно проверить все материалы, собранные при досудебной
их подготовке, а также законность и обоснованность постановленного судьей
приговора. Если по уголовным делам, расследуемым и разрешаемым по общим
правилам, в кассационном порядке обжалуется и опротестовывается около 30
процентов приговоров судов первой инстанции (по остальным делам приговоры
вступают в законную силу по истечении кассационного срока), то по делам,
досудебная подготовка, по которым осуществляется по протокольной форме,
обжалуется и опротестовывается лишь 5 процентов приговоров. В это число
входят и те приговоры, которые пересматриваются в порядке надзора.
Анализ практики показывает, что в порядке надзора пересматриваются
приговоры по делам этой категории по протестам прокуроров главным образом в
связи с жалобами потерпевших или гражданских истцов, поданными прокурорам
после вступления приговоров в законную силу. Происходит это потому, что
указанные участники процесса не всегда знают о своем праве на обжалование
приговоров. В связи с этим важно, чтобы судья разъяснял потерпевшему и
гражданскому истцу не только их право знакомиться с протоколом судебного
разбирательства, но и право и порядок обжалования ими приговоров.
В случаях, когда потерпевший по уважительным причинам не смог принять
участие в судебном заседании, он должен быть уведомлен о состоявшемся
приговоре с разъяснением ему указанных выше прав.
Если прокурор признает приговор суда незаконным или необоснованным,
он в соответствии с требованиями ст. 325 УПК обязан принести протест с
целью его отмены или изменения. Практика применения закона о протокольной
форме досудебной подготовки материалов приводит к выводу о недостаточно
организованном прокурорском надзоре за законностью и обоснованностью
судебных решений такого рода. Прокуроры районов и городов, их заместители и
помощники не всегда проверяют в кассационный срок уголовные дела,
рассмотренные судьями без их участия, и не принимают мер к устранению
допущенных ошибок.
Рассмотрение дела в суде кассационной инстанции осуществляется в
соответствии с общими правилами судопроизводства, закрепленными в уголовно-
процессуальном законе и позволяющими суду полно, всесторонне и объективно
проверить материалы протокольного производства, принять по нему правильное
решение, отменив или изменив в необходимых случаях приговор суда первой
инстанции.
Кассационная инстанция проверяет законность и обоснованность
приговора по материалам, имеющимся в деле и дополнительно представленным
участвующими в рассмотрении дела лицами. Участвуя в рассмотрении дела,
прокурор дает заключение о законности и обоснованности приговора.
Заключение должно быть объективным, обоснованным, законным и определенным,
а не альтернативным, как это иногда бывает на практике.
Содержание кассационного определения должно соответствовать
требованиям, установленным в ст. 351 УПК. При оставлении приговора без
изменения в определении должны быть изложены фактические данные, в силу
которых доводы жалобы или протеста признаются несостоятельными. При отмене
или изменении приговора в определении излагаются обстоятельства, на
основании которых приговор не может быть сохранен в первоначальном виде.
Указания суда, содержащиеся в кассационном определении, обязательны
для органов дознания и прокурора, а также в отмеченных выше пределах (см.
главы 20 и 22 учебника) для судьи, которому предстоит повторное
рассмотрение дела.
Необходимо иметь в виду, что при отмене приговора повторное
проведение досудебной подготовки материалов в протокольной форме
недопустимо. В этих случаях по делу производится дознание или
предварительное следствие.
Обращение кассационного определения к исполнению производится в
обычном порядке (ст. 354 УПК).
Список использованной литературы
Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов.
Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Зерцало, 1997.
УПК—ст.ст.414—419.
Комментарий к УПК.
Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке
конституционности статьи 418 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи
с запросом Картаузского районного суда Красноярского края» от 28 ноября
1996 года (СЗ РФ, 1996, № 50, ст. 5679).
Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О судебной практике
рассмотрения уголовных дел с протокольной формой досудебной подготовки
материалов» от 24 декабря 1985 года № 8 (СППВС, с. 269—274).
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18 августа 1994 года
№ 44 «О повышении качества и эффективности участия прокуроров в судебных
стадиях уголовного судопроизводства в условиях судебной реформы».
Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 10 июня 1992 года №
19/22 «О разграничении подследственных дел».
Слушатель А.И.Музеев
Страницы: 1, 2