Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну. Утрата документов, содержащих военную тайну
Внимание! Говорит автор:
Работа эта халтурная, в качестве курсовой пройдет разве что совсем уж в
«отпетом» юридическом колледже; оптимальное назначение- доклад, реферат на
военных кафедрах ВУЗа. Не весь объявленный список литературы использовался
на самом деле.
Работу выполнил студент 4 курса юрфака СПбГУ Новиков Кирилл. Сдана работа
преподавателю военной кафедры СПбГУ полковнику Глымбоцкому В. В. зимой 1997
года. Зачет получен без проблем; список литературы сомнений не вызвал.
Успехов!
Реферат
по учебной дисциплине
Воинские преступления. Дисциплина.
На тему
Разглашение сведений военного характера, составляющих
государственную тайну.
Утрата документов, содержащих военную тайну.
Ныне действующий уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с
1 января 1997 года, не содержит статьи, специально предусматривающей таких
составов преступлений как разглашение военной тайны или утрата документов,
содержащих военную тайну. Такое состояние вещей отражает существующие
тенденции проводимой в России правовой реформы, а именно - криминализацию и
декриминализацию. Хотя, по существу, говорить на данном примере о
декриминализации уголовного законодательства не совсем уместно, так как
сами составы преступлений в виде разглашения сведений военного характера,
составляющих государственную тайну и утраты документов, содержащих военную
тайну никто не упразднял, они предусмотрены статьями 283 и 284 УК РФ,
которые полностью дублируют, за некоторыми исключениями, статью 259 ранее
действовавшего УК РСФСР. Тот факт, что составы преступлений,
предусмотренные в статьях 283 и 284 УК РФ, были исключены из главы
уголовного кодекса о воинских преступлениях, свидетельствует о пересмотре
подхода законодателя к структуре уголовного кодекса. Подобные нововведения
и изменения структуры кодекса представляются вполне целесообразными и
направленными на приведение уголовного кодекса в соответствие с действующим
законодательством, а также на уяснение позиций государства по отношению к
отдельным видам преступлений. Нахождение статей, предусматривающих
ответственность за такие составы преступлений как разглашение военной тайны
или утрата документов, содержащих военную тайну и разглашение
государственной тайны или утрату документов, содержащих военную тайну в
различных главах уголовного кодекса РСФСР говорит о неравнозначности
оценки, которую давал законодатель того времени во-первых, самим сведениям,
составляющим государственную и, с другой стороны, военную тайны, а во-
вторых и к степени общественной опасности этих похожих видов противоправных
деяний. Так, расположение статьи 259 УК РСФСР о разглашении военной тайны
или утрате документов, содержащих военную тайну в главе XII «Воинские
преступления», позволяет судить о подходе государства к степени
общественной опасности данных преступлений и сделать вывод о предполагаемой
«незначительности» данных преступных действий по сравнению с аналогичными
деяниями, предусмотренными статьями 75, 76, расположенных в главе «Иные
государственные преступления», структурное нахождение которой подразумевает
наибольшую после главы «Государственные преступления» общественную
опасность предусмотренных в ней составов преступлений. Соответствующее
расположение в структуре прежнего уголовного кодекса статей о
преступлениях, связанных с выдачей военной тайны или утратой документов,
содержащих военную тайну обусловлено не только особым подходом к ним
государства в смысле оценки общественной опасности, но и спецификой
правового регулирования отношений, возникающих при прохождении воинской
службы, а также особенностями объективной стороны данных преступлений, в
частности, ее факультативными признаками- обстановкой, временем и местом
совершения преступления, хотя последние в очень небольшой степени относятся
к рассматриваемым составам преступлений. Кроме того, расположение
преступлений, связанных с военной тайной в структуре УК РСФСР было
оправдано с точки зрения буквального толкования законодательства того
времени о государственной тайне. По своему характеру, сведения,
составляющие государственную или тайну, делились на две группы: сведения
военного и экономического характера. То есть, разглашение сведений военного
характера, содержащих военную тайну, которая выделялась в отдельный вид
государственной тайны, могло быть по некоторым соображениям выделено и
положено в основу квалификации особого вида преступлений, помещенных в
отдельную главу уголовного кодекса. Хотя по сути своей и военная тайна и
сведения военного характера, составляющие военную тайну, являются все той
же государственной тайной, а основания для выделения преступлений,
связанных с разглашением либо утратой подобных сведений в отдельную главу
уголовного кодекса, отдельную от главы о преступлениях, связанных с
разглашением государственной тайны, найти сложно. К сведениям военного
характера законодательство о государственной тайне того времени относило:
. мобилизационные планы и другие документы, содержащие сводные данные о
подготовке и мобилизации страны в целом, вооруженных сил, родов войск,
военных округов, армий, флотов и флотилий, а также общесоюзных и союзно-
республиканских министерств СССР и предприятий союзного значения;
. сводные данные о местах хранения, наличии и планах накопления всех видов
государственных и мобилизационных резервов, а также отдельных видов
продукции, имеющих оборонное или стратегическое значение, в целом по
СССР, Главному управлению государственных материальных резервов при
Совете Министров СССР и его территориальным управлениям;
. оперативные планы, сводные данные о дислокации, численности войск,
количестве вооружения и боевой технике в целом по вооруженным силам,
родам войск, военным округам, армиям, флотам и флотилиям;
. обобщенные данные о боевой подготовке войск и состоянии дисциплины в
целом по Министерству обороны СССР, по родам войск, военным округам и
флотам;
. сводные данные о количестве военнообязанных запаса в целом по СССР и
военным округам, а также данные о комплектовании войск из очередных
призывов в целом, по вооруженным силам СССР, военным округам и флотам;
. планы с описаниями, чертежам и фотографиями укрепленных районов, военно-
морских баз, центральных и окружных баз и складов вооружения и
боеприпасов, а также данные о вооружении и оборудовании их;
. сводные данные об оборонительном, аэродромном, базовом и специальном
строительстве в целом по вооруженным силам, военным округам и флотам;
. планы подготовки противовоздушной обороны городов, крупных промышленных,
оборонительных и специальных объектов;
. данные о состоянии охраны государственных границ.
В середине 90-х с принятием закона 1993 года о государственной тайне, а в
последующие годы с изменением его редакций в 1996, 1997 годах, выделение
военной тайны в самостоятельный вид государственной тайны перестало быть
обоснованным с правовой точки зрения действием законодателя. Закон о
государственной тайне с изменениями и дополнениями 1997 года определяет
государственную тайну как «#G0защищаемые государством сведения в области
его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение
которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст.2
Закона), тем самым устраняя основания для выделения составов разглашения
сведений военного характера, составляющих государственную тайну и утраты
документов, содержащих военную тайну в главу, структурно отторгнутую от
главы о преступлениях, связанных с разглашением государственной тайны.
Статьи 283 и 284 УК РФ ( глава 29 «Преступления против основ
государственной власти и безопасности государства») предусматривают
уголовную ответственность за разглашение государственной тайны и за утрату
документов, содержащих государственную тайну. Одной из причин того, что
составы преступлений, касающиеся разглашения военной тайны, перестали
существовать, явилось устранение требования специального субъекта
преступления в данных составах. В соответствие с Законом РФ «Об основах
государственной службы в РФ» от 31.07.95 военная служба является видом
государственной службы, а военнослужащий- государственным служащим, что
породило отказ от формулирования воинских должностных преступлений в новом
уголовном кодексе Российской Федерации. Положения данного закона напрямую
касаются рассматриваемых составов преступлений, так как текст статей 283 и
284 УК РФ содержит указание на специальный субъект- лицо, которому
сведения, составляющие государственную тайну были доверены «по службе или
работе», а уж коли речь идет о военнослужащих, то только «по службе».
Для создания наиболее полного представления о различных видах воинских
преступлений необходимо подробно разобрать составы преступлений, нарушающих
установленный порядок сохранения сведений военного характера, составляющих
государственную тайну, которые содержались в прежнем кодексе и в несколько
усеченном и видоизмененном состоянии перекочевали в ныне действующий УК РФ.
В соответствии с УК РСФСР воинскими признавались предусмотренные
преступления против установленного порядка несения воинской службы,
совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по
контракту в Вооруженных Силах, военно-строительных отрядах (частях), других
войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами,
пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
Воинское преступление отличается от воинского дисциплинарного проступка
степенью общественной опасности. Нарушение установленного порядка несения
воинской службы не образует воинского преступления, если степень опасности
его настолько незначительна, что имеются основания признать его
малозначительным в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК, которая гласит, что не
является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее
признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным кодексом, но в силу