Система исполнения уголовных наказаний за рубежом
Содержание
Введение 2
1. Система исполнения наказаний в США 3
2. Особенности исполнения уголовных наказаний в ФРГ 5
3. Исполнение наказания во Франции 7
4. Альтернативные меры уголовного наказания как основное направление
совершенствования исполнения наказаний 10
5. Международные акты об обращении с осужденными 12
Библиографический список 14
Введение
Система исполнения уголовных наказаний в России находится в стадии
реформирования. Проводимая реформа должна качественно изменить сами подходы
к исполнению наказаний. Система исполнения уголовных наказаний должна стать
более открытой, менее формализованной, а главное – ориентированной на
решение основной задачи: исправление осужденных и полноценное их включение
в жизнь общества после отбытия наказания. Любой положительный опыт
обращения с осужденными следует внедрять в практику работы в настоящее
время, а не тогда, когда уже сложится определенная постреформенная ситуация
в исполнении наказания.
В частности, значимость эффективности системы исполнения наказания
сегодня определяется ресоциализацией осужденных, под которой следует
понимать длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс
психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и
организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного
способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные
условия жизни общества. Этот процесс предполагает усвоение элементарных
норм, ценностей и знаний, необходимых и достаточных для того, чтобы быть
включенными в жизнь общества.
Страны Европейского содружества, членом которого стала Россия, уже
накопили достаточный опыт ресоциализации преступников, отбывавших наказания
в виде лишения свободы. Несмотря на национальные и другие особенности, их
опыт позволит сэкономить время и избежать ошибок в перестройке деятельности
учреждений, исполняющих уголовные наказания, учесть свои местные условия и
разработать, возможно, более эффективную российскую систему ресоциализации
лиц, преступивших закон и находящихся в местах лишения свободы.
Рассмотрению основных аспектов этого опыта и посвящена данная работа.
1. Система исполнения наказаний в США
Число заключенных в тюрьмах Соединенных штатов составляет сегодня
примерно 2.100.000 миллиона человек. Сейчас по количеству заключенных на
тысячу жителей США опережают не только все страны Запада, но и Китай, где
на 1,2 млрд. жителей (почти в 5 раз больше, чем в США) приходится 1,4 млн.
заключенных (на 1/3 меньше, чем в США) ([4], с. 72.). Население Соединенных
Штатов на конец 1999 года - примерно 275 млн., следовательно, имеем 747
заключенных на 100 тысяч населения, то есть почти столько же, сколько было
в СССР в 1937-м. Ежегодно США тратят 40 млрд. долл. на содержание тюрем.
Заключенные в США содержатся как в собственно тюрьмах (prison), а
также в изоляторах временного содержания (jail), где содержатся
подследственные, а также отбывают наказание осужденные на небольшие сроки.
Говоря о необходимости внедрения в отечественную практику зарубежного
опыта исполнения наказаний, следует отметить: судя по всему, в наименьшей
степени для этого приспособлена пенитенциарная система США.
В Соединенных Штатах на каждые 100 тыс. жителей приходится примерно то
же, что и в России, количество заключенных. Конечно, уровень содержания
заключенных здесь неизмеримо выше, однако это обуславливается в первую
очередь состоянием экономики всего государства.
В американских тюрьмах, так же, как и в России, имеются камеры на 60-
80 человек, принужденных к постоянному и самому тесному общению друг с
другом, однако наблюдается и другая крайность. В исправительных учреждениях
типа "макси-макси", оборудованных электронными средствами контроля и
наблюдения, осуществляется идея полнейшей изоляции узника. Он отбывает
наказание в камере-одиночке, оборудованной душем и туалетом, открытой
площадкой для прогулок и упражнений; он получает усиленное питание - и при
этом находится в полной изоляции от себе подобных. Систему, которая
предоставляет заключенному "жизненное пространство" площадью в один метр,
мы склонны назвать бесчеловечной. Но с полным правом это определение может
быть применено и по отношению к системам, обрекающим человека на
многолетнее одиночество. Вся разница лишь в структуре этой бесчеловечности:
физические страдания сокращены до минимума, тогда как нравственные доведены
до максимума.
Особо стоит рассмотреть проблему применения в США смертной казни.
США – единственная из стран западной демократии, где применяется
смертная казнь - в 1999 году в этой стране было казнено 98 человек. В
настоящее время 3 тысячи 700 преступников, приговоренных к высшей мере
наказания, ожидают приговора в "коридорах смерти" американских тюрем.
Следует отметить, что применение смертной казни в США базируется на
уголовном законодательстве штатов (нормы федерального закона, где смертная
казнь предусмотрена за ряд наиболее тяжких преступлений, почти не
применяются). Так, в 14 штатах этот вид наказания, хотя и предусмотрен в
законе, на практике ни разу не применялся (Канзас, Орегон, Колорадо и др.);
в других - смертная казнь хотя и назначается судом, но фактически не
исполняется (за 20 лет в Вайоминге, Монтане, Пенсильвании и других штатах
казнено по одному человеку); в третьих, наоборот, она применяется в весьма
широком объеме; наконец, в нескольких штатах эта мера наказания вообще
отсутствует в арсенале средств борьбы с преступностью (Мэн, Нью-Гемпшир,
Сев. Дакота и др.).
Многие американские исследователи отмечают откровенно расистский
характер применения наказания в США: негры составляют более половины всех
казненных, хотя среди населения страны их доля составляет 12-15%.
Исследования американских ученых указывают далее на определенную связь
наказания с уровнем материального положения осужденных, обвиняя юстицию США
в том, что она рассматривает человеческую жизнь в стоимостных категориях.
2. Особенности исполнения уголовных наказаний в ФРГ
Исполнение уголовных наказаний в Германии находится в компетенции
Министерства юстиции ФРГ и регламентируется Федеральным законом, вступившим
в силу с 1 января 1977 г. Перед учреждениями, исполняющими наказания,
законодатель поставил главную задачу, состоящую в такой организации
исполнения наказаний, при которой осужденный после освобождения был бы
способен нести социальную ответственность за свое поведение и жить в
обществе, не нарушая законов. Наиглавнейшая задача системы исполнения
наказаний – помочь осужденному жить в дружбе с законом после освобождения.
Иными словами – его ресоциализация. Данной идее посвящены практически все
статьи Уголовно-исполнительного кодекса.
Несмотря на то, что закон об исполнении уголовных наказаний един для
всех земель ФРГ, условия для его реализации в каждой федеральной земле
различны. Одной из земель, добившейся наибольших успехов в деле
ресоциализации осужденных к лишению свободы, является земля Северный Рейн-
Вестфалия. Здесь проживают около 18% населения всей Германии.
В связи с тем что причины преступного поведения зависят от множества
личностных и социальных факторов, для решения задачи ресоциализации
преступников необходим к каждому из них дифференцированный, индивидуальный
подход, предполагающий использование наиболее эффективных форм и методов
работы. А для этого требуется изучение личности и истории ее криминального
развития, выяснение мотивов и факторов, препятствовавших ее
законопослушному поведению, определение ее психологических особенностей.
Полученные сведения должны стать исходной базой для реализации основной
задачи исполнения наказаний, определенной Уголовно-исполнительным кодексом
ФРГ.
С этой целью в земле Северный Рейн-Вестфалия создана психологическая
служба, имеется специальная тюрьма-распределитель, являющаяся одновременно
диагностическим центром. Поэтому все совершеннолетние, имеющие гражданство
ФРГ, осужденные к лишению свободы на срок более двух лет, после вступления
приговора в законную силу направляются в эту тюрьму. Она расположена в г.
Хаген.
В тюрьме Хаген работает специальная комиссия, в которую входят юрист,
советник по трудоустройству, педагоги, психологи, социальные работники,
ученые-социологи, сотрудники общей службы исполнения наказаний. Члены
комиссии в течение шести недель проводят всестороннюю и тщательную
диагностику личности каждого осужденного и определяют, какие
ресоциализационные мероприятия являются для него наиболее подходящими. На
основании полученных сведений комиссия разрабатывает рекомендации по
дальнейшей работе с осужденным. Они содержат характеризующие данные с
указанием основных отклонений и главных направлений работы по их
устранению, что дает возможность осуществлять долгосрочное планирование
работы с осужденным. Рекомендации направляются вместе с осужденным по месту
отбывания наказания. Комиссия определяет также и наиболее подходящее для
конкретного осужденного учреждение, где он будет отбывать наказание. При
этом принимается во внимание специализация учреждения и его
месторасположение (как можно ближе к месту жительства осужденного).
Результаты работы с осужденным проявляются только после его
освобождения. Лица, отбывшие длительный срок заключения, не всегда могут
правильно ориентироваться на свободе. А если учитывать режимные ограничения
в тюрьмах закрытого типа, зарегламентированность всей жизни и большие сроки
наказания, то нормальное поведение и ориентация осужденного в условиях
свободы становятся проблематичными. Именно поэтому Уголовно-исполнительный
кодекс ФРГ предусматривает возможность помещения осужденного в учреждения
открытого типа, где он имеет возможность проявить больше самостоятельности
и личной ответственности за свое поведение. Тюрьмы открытого типа
отличаются от закрытых отсутствием ограждения (либо оно является
символическим). Внутри учреждений практически отсутствует постоянный
контроль за осужденными. Они проживают в комнатах общежитий по одному-два
человека. У них появляется возможность работать на условиях свободного
Страницы: 1, 2