Социально-правовая характеристика терроризма

Большинство исследователей склоняются все же к первому;

2) мотивы самоутверждения, молодежной романтики и героики, придания

своей деятельности особой значимости, преодоления отчуждения,

обезличивания, стандартизации;

3) корыстные мотивы, которые могут вытеснять идейные или переплетаться

с ними. Кроме того, кого-то просто нанимают для совершения

террористических актов;

4) очень часто терроризм является результатом «железного» убеждения в

обладании естественной, высшей, окончательной истиной, уникальным

рецептом «спасения» своего народа или даже всего человечества

(«идейный абсолютизм»).

Приведенная типология далека от совершенства. Некоторые ее пункты

переплетаются. Так, «идейный абсолютизм» может сопрягаться с корыстной

заинтересованностью или быть присущим лицам с психическими отклонениями.

Однако представление о мотивах террористической деятельности, пусть даже

логически не слишком строгое, необходимо не только в исследовательских, но

и в практических целях.1

Тем не менее, следует заметить, что корни терроризма лежат не столько

в психологии, сколько в политических, экономических и иных

социальных отношениях. И террористической деятельностью люди занимаются не

в силу психологических аномалий (хотя они, как уже отмечалось, и могут

иметь место). Важнейшими причинами являются все же аномалии политические,

территориальные, идеологические, религиозные. Углубляющийся социальный,

экономический, духовный и политический кризис, ослабление правопорядка

порождают новые противоречия, для разрешения которых отдельные лица и

организации все чаще прибегают к насилию. Разрушая и убивая, террористы

преследуют отдаленные цели, а сами убийства и взрывы рассматриваются ими

лишь как средства достижения целей. Терроризм в широком понимании сочетает

самые разные формы террористической деятельности – от политической,

идеологической, религиозной до разовых кровавых акций, от справедливой

вынужденной борьбы за свое выживание, существование или освобождение до

зверского уничтожения ни в чем не повинных людей в узко корыстных и

политических интересах.

Рассмотренные предпосылки и причины терроризма, конечно, не дают

полной картины этого сложного феномена. Имеется много частных,

индивидуальных причин и мотивов обращения к террористической деятельности,

например, личные обиды, зависть, ущербность, садистские наклонности,

эмоциональные аффекты и т.д.

Глава 2. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

§ 1. Нормативное регулирование антитеррористической

деятельности

Правовое обеспечение антитеррористической деятельности является

важнейшей предпосылкой успешного противодействия как

внутригосударственному, так и международному терроризму.

Основным российским нормативным актом в этой области является

Федеральный Закон «О борьбе с терроризмом» от 9.07.1998 г., который

определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в

Российской Федерации, субъектов этой деятельности, основы их

взаимодействия, роль иных государственных и негосударственных органов и

граждан в противодействии терроризму.

Главными принципами борьбы с терроризмом признаются: законность,

приоритет мер предупреждения терроризма, неотвратимость наказания виновных,

приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате

террористической акции, минимальные уступки террористу, единоначалие в

руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении

контртеррористических операций и некоторые другие1. Как мне кажется,

законодательное закрепление принципов борьбы с терроризмом является очень

важным, поскольку именно этот вид преступления может спровоцировать

применение излишне жестоких государственных мер, отступление от законности,

способное подорвать доверие к государству, т.е. вызвать эффект

противоположный ожидаемому.

Существенным условием, которое могло бы препятствовать росту

терроризма и способствовать более успешной борьбе с ним, – это приведение

национального законодательства в соответствие с международными стандартами,

разумеется, с учетом российских особенностей терроризма. А

поскольку речь идет о нормативном регулировании борьбы с этим явлением, то

в первую очередь соответствующие изменения и дополнения должны быть внесены

в уголовное законодательство, в котором имеется ряд пробелов и недостатков.

13 февраля 2001 г. Россия ратифицировала Международную конвенцию «О борьбе

с бомбовым терроризмом» от 15.12.1997 г., в которой виды оружия

классифицируются по степени их общественной опасности. Поэтому

соответсвующие изменения необходимо внести и в Федеральный Закон «Об

оружии» от 13.11.1996 г., так как в нем оружие классифицируется только по

назначению, а также в диспозицию ст. 205 УК РФ (терроризм), где применение

огнестрельного оружия выступает в качестве квалифицирующего признака.

Подробнее этот вопрос будет рассмотрен мною в следующем параграфе.

Для решения проблемы антитеррористической деятельности во всем мире

были приняты такие международные акты, как: Конвенция о создании

международного уголовного трибунала для привлечения террористов к

ответственности (принял Совет Лиги Наций в 1937 г.), Конвенция о

предупреждении и наказании терроризма (Организация Американских Государств,

1971 г.), Конвенция о физической защите ядерного материала МАГАТЭ, 1980

г.), Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их

обнаружения (ИКАО, 1990 г.), Декларация о мерах по ликвидации

международного терроризма (Генеральная Ассамблея ООН, 1994 г.).

Согласно Федеральному Закону «О борьбе с терроризмом», основными

целями этой деятельности являются: «1) защита личности, общества и

государства от терроризма; 2) предупреждение, выявление, пресечение

террористической деятельности и минимизация ее последствий; 3) выявление и

устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической

деятельности»1. Что касается последних двух пунктов, то здесь законодатель

дублирует себя, ведь выявление и устранение причин и условий,

способствующих осуществлению террористической деятельности (цель 3) – это и

есть предупреждение терроризма (цель 2).

Отметим еще один недочет законодателя, который закрепляет за

Министерством Внутренних Дел РФ обязанность осуществлять «борьбу с

терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений

террористического характера, преследующих корыстные цели»№. Как можно

предположить, такая деятельность требует проведения соответствущих

оперативно-следственных и силовых действий. Однако в структуре МВД не

предусмотрен специальный Антитеррористический центр, который занимался бы

всеми вопросами организации и координации деятельности по борьбе с

терроризмом (как, например, Антитеррористический центр в ФСБ). Этими

вопросами занимаются различные управления МВД, которые выполняют только те

обязанности, которые определяются традиционно решаемыми ими задачами без

учета комплексного характера рассматриваемой проблемы в целом, поэтому при

осуществлении мер по предупреждению и пресечению террористических

проявлений они зачастую действуют разрозненно. Все это снижает

эффективность проводимых мероприятий и затрудняет контроль за их

реализацией. Четкое разграничение компетенций служб по борьбе с терроризмом

необходимо также между МВД и другими правоохранительными органами.

Некоторые упущения законодатель допустил и в главе 3 Федерального

закона «О борьбе с терроризмом», которая регламентирует проведение

антитеррористической операции. В ней определены вопросы, связанные с

управлением контртеррористической операцией, привлечением сил и средств для

ее проведения, правовым режимом в зоне проведения операции, организацией

ведения переговоров с террористами, порядком распространения информации и

окончанием контртеррористической операции. Но Закон не определяет

максимальный временной интервал проведения контртеррористической операции,

ничего не сказано и о том, что необходимо предпринять при затягивании

операции и перерастании ее в крупномасштабную с привлечением различных

подразделений и техники всех силовых структур.

В соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона «О борьбе с

терроризмом», предусматривающим возможность создания антитеррористических

комиссий на федеральном и региональном уровнях, Постановлением

Правительства РФ № 1302 от 6.11.1998 г. «О Федеральной антитеррористической

комиссии» была образована Федеральная антитеррористическая комиссия и

утверждено Положение о ней. Основные задачи этой комиссии – определение

стратегических мер борьбы с терроризмом, выявление его причин и условий и

поиск путей их устранения, информационное обеспечение такой работы,

совершенствование законодательства, касающегося вопросов борьбы с

терроризмом.

Важным нормативным актом является Постановление № 1040 Правительства

РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15.09.1999 г., в соответствии

с которым образован Межведомственный оперативный штаб и утвержден его

состав, куда вошли, в частности, руководители правоохранительных органов.

Постановление также указывает на необходимость создания федеральными

органами исполнительной власти временных оперативных штабов для защиты

населения от терроризма, обязывает правоохранительные органы осуществить

комплекс оперативно-розыскных и охранных мероприятий по выявлению и

пресечению деятельности различных террористических групп. Особое внимание

рекомендуется уделить этническим преступным формированиям, занимающимся

незаконным оборотом оружия.

Как уже упоминалось, глобальные масштабы приобрел международный

терроризм, поэтому очень важную роль в борьбе с ним играет Интерпол, в

структуре которого создана Группа антитерроризма (ТЕ-группа). По Указу

Президента Российской Федерации № 1113 «Об участии Российской Федерации в

деятельности международной организации уголовной полиции — Интерпола» от

30.07.1996 г. было образовано Национальное центральное бюро Интерпола как

структурное подразделение МВД России. Каналы Интерпола активно используются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты