Большинство исследователей склоняются все же к первому;
2) мотивы самоутверждения, молодежной романтики и героики, придания
своей деятельности особой значимости, преодоления отчуждения,
обезличивания, стандартизации;
3) корыстные мотивы, которые могут вытеснять идейные или переплетаться
с ними. Кроме того, кого-то просто нанимают для совершения
террористических актов;
4) очень часто терроризм является результатом «железного» убеждения в
обладании естественной, высшей, окончательной истиной, уникальным
рецептом «спасения» своего народа или даже всего человечества
(«идейный абсолютизм»).
Приведенная типология далека от совершенства. Некоторые ее пункты
переплетаются. Так, «идейный абсолютизм» может сопрягаться с корыстной
заинтересованностью или быть присущим лицам с психическими отклонениями.
Однако представление о мотивах террористической деятельности, пусть даже
логически не слишком строгое, необходимо не только в исследовательских, но
и в практических целях.1
Тем не менее, следует заметить, что корни терроризма лежат не столько
в психологии, сколько в политических, экономических и иных
социальных отношениях. И террористической деятельностью люди занимаются не
в силу психологических аномалий (хотя они, как уже отмечалось, и могут
иметь место). Важнейшими причинами являются все же аномалии политические,
территориальные, идеологические, религиозные. Углубляющийся социальный,
экономический, духовный и политический кризис, ослабление правопорядка
порождают новые противоречия, для разрешения которых отдельные лица и
организации все чаще прибегают к насилию. Разрушая и убивая, террористы
преследуют отдаленные цели, а сами убийства и взрывы рассматриваются ими
лишь как средства достижения целей. Терроризм в широком понимании сочетает
самые разные формы террористической деятельности – от политической,
идеологической, религиозной до разовых кровавых акций, от справедливой
вынужденной борьбы за свое выживание, существование или освобождение до
зверского уничтожения ни в чем не повинных людей в узко корыстных и
политических интересах.
Рассмотренные предпосылки и причины терроризма, конечно, не дают
полной картины этого сложного феномена. Имеется много частных,
индивидуальных причин и мотивов обращения к террористической деятельности,
например, личные обиды, зависть, ущербность, садистские наклонности,
эмоциональные аффекты и т.д.
Глава 2. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
§ 1. Нормативное регулирование антитеррористической
деятельности
Правовое обеспечение антитеррористической деятельности является
важнейшей предпосылкой успешного противодействия как
внутригосударственному, так и международному терроризму.
Основным российским нормативным актом в этой области является
Федеральный Закон «О борьбе с терроризмом» от 9.07.1998 г., который
определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в
Российской Федерации, субъектов этой деятельности, основы их
взаимодействия, роль иных государственных и негосударственных органов и
граждан в противодействии терроризму.
Главными принципами борьбы с терроризмом признаются: законность,
приоритет мер предупреждения терроризма, неотвратимость наказания виновных,
приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате
террористической акции, минимальные уступки террористу, единоначалие в
руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении
контртеррористических операций и некоторые другие1. Как мне кажется,
законодательное закрепление принципов борьбы с терроризмом является очень
важным, поскольку именно этот вид преступления может спровоцировать
применение излишне жестоких государственных мер, отступление от законности,
способное подорвать доверие к государству, т.е. вызвать эффект
противоположный ожидаемому.
Существенным условием, которое могло бы препятствовать росту
терроризма и способствовать более успешной борьбе с ним, – это приведение
национального законодательства в соответствие с международными стандартами,
разумеется, с учетом российских особенностей терроризма. А
поскольку речь идет о нормативном регулировании борьбы с этим явлением, то
в первую очередь соответствующие изменения и дополнения должны быть внесены
в уголовное законодательство, в котором имеется ряд пробелов и недостатков.
13 февраля 2001 г. Россия ратифицировала Международную конвенцию «О борьбе
с бомбовым терроризмом» от 15.12.1997 г., в которой виды оружия
классифицируются по степени их общественной опасности. Поэтому
соответсвующие изменения необходимо внести и в Федеральный Закон «Об
оружии» от 13.11.1996 г., так как в нем оружие классифицируется только по
назначению, а также в диспозицию ст. 205 УК РФ (терроризм), где применение
огнестрельного оружия выступает в качестве квалифицирующего признака.
Подробнее этот вопрос будет рассмотрен мною в следующем параграфе.
Для решения проблемы антитеррористической деятельности во всем мире
были приняты такие международные акты, как: Конвенция о создании
международного уголовного трибунала для привлечения террористов к
ответственности (принял Совет Лиги Наций в 1937 г.), Конвенция о
предупреждении и наказании терроризма (Организация Американских Государств,
1971 г.), Конвенция о физической защите ядерного материала МАГАТЭ, 1980
г.), Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их
обнаружения (ИКАО, 1990 г.), Декларация о мерах по ликвидации
международного терроризма (Генеральная Ассамблея ООН, 1994 г.).
Согласно Федеральному Закону «О борьбе с терроризмом», основными
целями этой деятельности являются: «1) защита личности, общества и
государства от терроризма; 2) предупреждение, выявление, пресечение
террористической деятельности и минимизация ее последствий; 3) выявление и
устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической
деятельности»1. Что касается последних двух пунктов, то здесь законодатель
дублирует себя, ведь выявление и устранение причин и условий,
способствующих осуществлению террористической деятельности (цель 3) – это и
есть предупреждение терроризма (цель 2).
Отметим еще один недочет законодателя, который закрепляет за
Министерством Внутренних Дел РФ обязанность осуществлять «борьбу с
терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений
террористического характера, преследующих корыстные цели»№. Как можно
предположить, такая деятельность требует проведения соответствущих
оперативно-следственных и силовых действий. Однако в структуре МВД не
предусмотрен специальный Антитеррористический центр, который занимался бы
всеми вопросами организации и координации деятельности по борьбе с
терроризмом (как, например, Антитеррористический центр в ФСБ). Этими
вопросами занимаются различные управления МВД, которые выполняют только те
обязанности, которые определяются традиционно решаемыми ими задачами без
учета комплексного характера рассматриваемой проблемы в целом, поэтому при
осуществлении мер по предупреждению и пресечению террористических
проявлений они зачастую действуют разрозненно. Все это снижает
эффективность проводимых мероприятий и затрудняет контроль за их
реализацией. Четкое разграничение компетенций служб по борьбе с терроризмом
необходимо также между МВД и другими правоохранительными органами.
Некоторые упущения законодатель допустил и в главе 3 Федерального
закона «О борьбе с терроризмом», которая регламентирует проведение
антитеррористической операции. В ней определены вопросы, связанные с
управлением контртеррористической операцией, привлечением сил и средств для
ее проведения, правовым режимом в зоне проведения операции, организацией
ведения переговоров с террористами, порядком распространения информации и
окончанием контртеррористической операции. Но Закон не определяет
максимальный временной интервал проведения контртеррористической операции,
ничего не сказано и о том, что необходимо предпринять при затягивании
операции и перерастании ее в крупномасштабную с привлечением различных
подразделений и техники всех силовых структур.
В соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона «О борьбе с
терроризмом», предусматривающим возможность создания антитеррористических
комиссий на федеральном и региональном уровнях, Постановлением
Правительства РФ № 1302 от 6.11.1998 г. «О Федеральной антитеррористической
комиссии» была образована Федеральная антитеррористическая комиссия и
утверждено Положение о ней. Основные задачи этой комиссии – определение
стратегических мер борьбы с терроризмом, выявление его причин и условий и
поиск путей их устранения, информационное обеспечение такой работы,
совершенствование законодательства, касающегося вопросов борьбы с
терроризмом.
Важным нормативным актом является Постановление № 1040 Правительства
РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15.09.1999 г., в соответствии
с которым образован Межведомственный оперативный штаб и утвержден его
состав, куда вошли, в частности, руководители правоохранительных органов.
Постановление также указывает на необходимость создания федеральными
органами исполнительной власти временных оперативных штабов для защиты
населения от терроризма, обязывает правоохранительные органы осуществить
комплекс оперативно-розыскных и охранных мероприятий по выявлению и
пресечению деятельности различных террористических групп. Особое внимание
рекомендуется уделить этническим преступным формированиям, занимающимся
незаконным оборотом оружия.
Как уже упоминалось, глобальные масштабы приобрел международный
терроризм, поэтому очень важную роль в борьбе с ним играет Интерпол, в
структуре которого создана Группа антитерроризма (ТЕ-группа). По Указу
Президента Российской Федерации № 1113 «Об участии Российской Федерации в
деятельности международной организации уголовной полиции — Интерпола» от
30.07.1996 г. было образовано Национальное центральное бюро Интерпола как
структурное подразделение МВД России. Каналы Интерпола активно используются
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8