Специальный субьект преступления

работник торговли (ст. 200 УК РФ) и другие.

На протяжении всей истории уголовного законодательства просматривается

устойчивая тенденция к увеличению количества составов со специальным

субъектом.[32] Действующий УК содержит около 40 % составов со специальным

субъектом.

В Особенной части УК РФ выделены две главы, содержащие целые системы

норм со специальным субъектом: преступления против государственной власти,

интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

(гл. 30), преступления против военной службы (гл. 33).

Высшие судебные органы неоднократно обращали внимание на необходимость

установления признаков специального субъекта.

В настоящее время в практике судебных и следственных органов возникают

трудности при квалификации должностных преступлений, связанные с

изменчивостью нормативных актов, регулирующих правовой статус

государственных служащих.[33] Кроме того, имеются неясности в вопросе о

том, кого считать должностным лицом. Для решения указанных проблем

необходимо привлекать большое количество нормативных актов, в том числе

ведомственных.[34]

Далее дана характеристика наиболее крупных и вызывающих наибольшее

число вопросов групп специальных субъектов.

Возможно и соучастие в преступлениях со специальным субъектом

Исполнителем преступления, состав которого рассчитан на специального

субъекта, в теории уголовного права признаётся только лицо, обладающие

признаками специального субъекта преступления.[35]

Например, исполнителем должностного подлога (ст. 292 УК РФ) может быть

только должностное лицо.

Другие соучастники, не обладающие признаками специального субъекта,

несут уголовную ответственность за данное преступление в качестве

организатора, подстрекателя либо пособника (ч. 4 ст. 34 УК РФ).

3.1 Субъекты должностных преступлений.

Уголовный кодекс РФ содержит две группы преступлений, связанных с

выполнением управленческих функций: преступления против государственной

власти, интересов государственной службы и службы в органах местного

самоуправления (ст.ст. 285-287, 290, ч.2 ст. 237 УК РФ) и преступления

против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201,

204 УК РФ). Критерием их разграничения является организационно-правовая

форма организации, в которой лицо выполняет управленческие функции.[36]

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по

специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо

выполняющие организационно-распорядительные, административно-

хозяйственные функции в государственных органах, органах местного

самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в

Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ

(примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации

признаётся лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию

осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие

организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в

коммерческой организации независимо от формы собственности, а также

некоммерческой организации, не являющейся государственным органом,

органом местного самоуправления, государственным или муниципальным

учреждением (примечание 1 к ст. 201 УК РФ). Легальные дефиниции

коммерческих и некоммерческих организаций содержатся в гражданском

законодательстве.

Толкование организационно-распорядительных и административно-

хозяйственных обязанностей приводится в Постановлении Пленума Верховного

Суда СССР от 30.03.1990 № 4 “О судебной практике по делам о

злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или

служебных полномочий, халатности или должностном подлоге”. Кроме этих

разъяснений большую роль играет правоприменительная практика судебных

органов. Так, суды неоднократно отказывались квалифицировать действия

лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, как должностные

преступления, хотя бы они фактически замещали управленческие должности в

исправительно-трудовых учреждениях.[37]

Под организационно-распорядительными обязанностями следует понимать

функции по осуществлению руководства трудовыми коллективами, участком

работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и

расстановка кадров, планирование работы, организацию труда подчинённых,

поддержанию трудовой дисциплины и т.п.). Такие функции выполняют, в

частности, руководители министерств и ведомств, государственных,

кооперативных, общественных предприятий, учреждений, организаций и их

заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов,

заведующие лабораториями, кафедрами, их заместители) руководители

участков работ (мастера, бригадиры, прорабы), участники хозяйственных

товариществ и обществ, управляющие товариществ собственников жилья.[38]

Административно-хозяйственные обязанности следует определять как

полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом,

установлению порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечению

контроля за этими операциями, организации бытового обслуживания населения

и так далее. Такими полномочиями обладают начальники планово-

хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их

заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье,

ведомственные ревизора и контролёры.[39] Указанные разъяснения устарели.

Необходимы новые разъяснения.[40]

Несмотря на довольно чёткое разграничение преступлений против интересов

службы в коммерческих и иных организациях и преступлений против интересов

службы в государственных органах, на практике разграничение субъектов

данных преступлений вызывает сложности. Так, директор муниципального

предприятия жилищно-комунального хозяйства за получение двух взяток

признан субъектом должностного преступления и осуждён. Изложенные в

кассационной жалобе доводы о том, что предприятие жилищно-комунального

хозяйства является коммерческой организацией, признаны судом

необоснованными.[41]

Совершение общественно опасного деяния лицом, занимающим государственную

должность Российской Федерации, рассматривается в качестве

квалифицирующего признака в преступлениях, предусмотренных статьями 285-

287, 290 УК РФ. В качестве субъектов преступлений предусмотренных

статьями 288 и 292 УК РФ упоминаются государственные служащие.

В Российской Федерации установлен специальный правовой статус

государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности. Не

все лица, занимающие должности в государственных органах, являются

государственными служащими.[42]

Правовые основы организации государственной службы основы правового

положения государственных служащих установлены Федеральным законом “Об

основах государственной службы Российской Федерации”. В нём дано

определение понятия “государственный служащий” и изложены требования,

предъявляемые к ним.[43] В указанном законе произошло нормативное

закрепление отказа от расширительного толкования понятия “государственный

служащий”, которое господствовало в юридической науке и

правоприменительной практике советского и первых лет постсоветского

периода государственного строительства.[44]

В ст. 1 указанного закона определено что государственная должность –

это должность в федеральных органах государственной власти, органах

государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных

органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным

кругом обязанностей пор исполнению и обеспечению полномочий данного

государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за

исполнение своих обязанностей.

Уголовный кодекс и Федеральный закон “Об основах государственной службы

Российской Федерации” по-разному подходят к определению понятия

“государственный служащий”. Государственным служащим является гражданин

Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным

законом, обязанности по государственной должности государственной службы

за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств федерального

бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской

Федерации (п.1 ст.3 Федерального закона “Об основах государственной

службы Российской Федерации”). Уголовный кодекс не предусматривает в

качестве главного условия признания человека государственным служащим

замещения им государственной должности. Суды в практике своей

деятельности придерживаются определения, данного в Федеральном законе “Об

основах государственной службы Российской Федерации”.

Закон делит государственные должности на три категории: “А”, “Б”, “В”.

Государственными служащими являются лишь лица, замещающие должности

категорий “Б” и “В”. Например, Президент РФ, депутаты Государственной Думы

(категория “А”) не являются государственными служащими.

Государственные служащие делятся на государственных служащих

федеральных органов исполнительной власти, служащих территориальных органов

исполнительной власти и государственных служащих органов исполнительной

власти субъектов Российской Федерации.

Государственные должности Российской Федерации обязательно должны быть

включены Сводному перечню государственных должностей Российской Федерации.

Для государственных служащих федеральных органов исполнительной власти и

территориальных органов исполнительной власти Указом Президента от

3.09.1997 года № 981 утверждены Перечни государственных должностей

федеральной государственной службы, в части не противоречащей ими сохраняет

силу Реестр государственных должностей государственной службы Российской

Федерации, утверждённый Указом Президента РФ от 11.12.1995 года № 33.

Перечни (реестры) государственных должностей органов государственной службы

субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными актами субъекта

Российской Федерации.[45] Структура федеральных органов исполнительной

власти утверждается указами Президента РФ, а состав территориальных органов

исполнительной власти определен Постановлением Правительства РФ от

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты