государства в экономической сфере в целях волевого обеспечения выполнения
хозяйственных планов, в том числе и с использованием специально
установленных для этого уголовно-правовых способов.
Переход страны к рыночной многоукладной экономике, развитие
предпринимательства, поощрение конкуренции, расширение внешней торговли
объективно сделали необходимым принципиальный пересмотр законов о так
называемых хозяйственных преступлениях, принятых еще в период тотального
контроля государства над всей экономической деятельностью. Действовавший в
то время Уголовный кодекс РСФСР все еще называл в качестве преступных целый
ряд деяний, противоречащих принципам социалистической экономики:
частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество,
спекуляцию, приписки и другие искажения отчетности о выпал-нении планов,
выпуск недоброкачественной продукции и т.п. Новая экономическая ситуация
настоятельно требовала установления уголовной ответственности за целый ряд
общественно опасных деяний, нарушающих основы предпринимательской
деятельности, за проявление монополизма и ограничение конкуренции, за
различные нарушения в сфере кредита и банковской деятельности, за уклонение
от уплаты налогов и таможенных платежей, за злоупотребления при эмиссии
ценных бумаг, за нарушение коммерческой или банковской тайны и некоторые
другие преступления.
В результаты проведения указанной реформы уголовного законодательства
круг преступных и у головно-наказуемых деяний в сфере экономической
деятельности изменен самым радикальным образом. При этом были
декриминализированы некоторые деяния, считавшиеся до последнего времени
преступлениями, и сформулированы новые составы преступлений. Так, Уголовный
кодекс Российской Федерации 1996 года не воспринял в качестве преступных
получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ
(оказание услуг), связанных с обслуживанием населения, нарушение правил
торговли, нарушение государственной дисциплины цен и некоторые другие.
Общественная опасность подобных деяний в современных экономических условиях
либо утрачена вовсе, либо снижена до уровня административного
правонарушения. И напротив, поскольку изменения а характере экономических
отношений породили новые виды общественно опасного экономического
поведения, потребовалось и установление новых уголовно-правовых запретов
(проявления недобросовестной конкуренции, обманные действия по отношению к
кредиторам, умышленное и ложное банкротство, выпуск необеспеченных ценных
бумаг и др.).
"Преступления в сфере экономической деятельности" — самая большая
глава в действующем Уголовном кодексе, включающая в себя 32 статьи. Эти
преступления различны и по характеру и степени общественной опасности, и по
степени тяжести. Если принять во внимание квалифицированные виды таких
преступлений, то 21 из них являются преступлениями небольшой тяжести, 20 —
средней тяжести, 16 преступлений являются тяжкими, а 3 — особо тяжкими.
Объединенные в одной главе Кодекса эти преступления составляют
разновидность экономических преступлений, общий объект которых можно
определить как охраняемую государством систему общественых отношений,
складывающихся в сфере экономической деятельности общества,
ориентированного на развитие рыночной экономики.
ЧАСТЬ 4
Уголовная ответственность за
отдельные виды преступлений в
сфере экономической деятельности
1. Воспрепятствование законной предпринимательской
деятельности (ст. 169 УК РФ)
То обстоятельство, что глава о преступлениях в сфере экономической
деятельности открывается данной статьей, подчеркивает, как представляется,
значение предпринимательства для современной российской экономики. Объектом
данного преступления являются интересы законной предпринимательской
деятельности, права и охраняемые законом интересы деятельности
индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций. В соответствии
с действующим гражданским законодательством (ст. 51, 23 ГК РФ) юридическое
лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции, а гражданин
вправе заниматься Предпринимательской деятельностью с момента
государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, именно регистрация определяет момент, с которого они могут
начинать свою предпринимательскую деятельность. Общественная опасность
преступления в этой области состоит в том, что воспрепятствование законной
предпринимательской деятельности ограничивает право каждого на свободное
использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной
не запрещенной законом экономической деятельности.
Объективная сторона этого преступления заключается в
воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности в различных
его формах, предусмотренных указанной статьей Уголовного кодекса. К ним
относятся: неправомерный отказ в регистрации индивидуального
предпринимателя или коммерческой организации либо в выдаче специального
разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности, уклонение
от регистрации либо от выдачи специального разрешения, ограничение прав и
законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой
организации, ограничение самостоятельности данных субъектов
предпринимательской деятельности, иное незаконное вмешательство в
деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.
Следует иметь в виду, что термин "неправомерный" относится ко всем
указанным формам воспрепятствования и означает действия (бездействие),
противоречащие закону или иным нормативным актам, регламентирующим
предпринимательскую деятельность.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется
виной в виде прямого умысла. Должностное лицо (а им может быть работник
налоговой инспекции, налоговой полиции, муниципальной милиции и т.п.)
сознает, что, используя служебные полномочия, препятствует законной
деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации и
желает воспрепятствовать этой деятельности.
Субъектом данного преступления может быть как должностное лицо, чьи
особые полномочия связаны лишь с процедурой регистрации или лицензирования
предпринимателей, так и любое другое должностное лицо, чье служебное
положение предоставляет ему воз-мйжность вмешиваться в законную
предпринимательскую деятельность указанных экономических субъектов.
2. Незаконное предпринимательство
(ст. 171 УКРФ)
Поддерживая и защищая законопослушного предпринимателя, государство
борется с недобросовестным предпринимательством, причиняющим вред
потребителям, другим хозяйствующим субъектам или обществу в целом.
Объектом данного преступления являются интересы законного
предпринимательства, нормального состояния экономики, интересы
потребителей, партнеров и других лиц, организаций, а также финансовые
интересы государства, поскольку в результате незаконного
предпринимательства создается возможность получения неконтролируемой
государством и его налоговыми органами прибыли.
Объективная сторона выражается в трех предусмотренных законодателем
формах:
. осуществление предпринимательской деятельности без регистрации;
. осуществление предпринимательской деятельности без специального
разрешения — лицензии;
. осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий
лицензирования.
При этом уголовная ответственность за данные действия связывается с
обязательным наступлением обозначенных в законе общественно опасных
последствий в виде крупного ущерба, который причиняется гражданам,
организациям или государству, или с извлечением дохода в крупном размере.
Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом по отношению
к указанным в законе действиям (бездействию), а также умыслом либо
неосторожностью по отношению к последствиям.
Субъектом преступления является лицо, способное своими действиями
приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя
гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность), в том
числе осуществлять предпринимательскую деятельность. Поскольку согласно ст.
21 ГК РФ такая способность возникает у граждан в полном объеме с
наступлением совершеннолетия, то субъектом признается совершеннолетний.
3. Незаконная банковская деятельность
(ст. 172 У К РФ)
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется
Конституцией РФ, Законом РФ "О банках и банковской деятельности в РСФСР",
Законом РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)",
другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Так, в
соответствии с Законом РФ "О банках и банковской деятельности в РСФСР" банк
ЯВЛЯЕТСЯ кредитной организацией, которая имеет исключительное право
осуществлять предусмотренные законодательством банковские операции. Для
организации коммерческого банка и занятия банковской деятельностью
необходимо получить лицензию Центрального банка РФ и пройти регистрацию в
соответствующих органах, например, в Московской регистрационной палате.
Осуществление банковской деятельности или банковских операций без
регистрации или без лицензии, либо с нарушением условий лицензирования
является незаконным. Такая деятельность затрагивает не только финансовые
интересы государства, поскольку вследствие незаконной банковской
деятельности создается возможность получения неконтролируемой государством
и его налоговыми органами прибыли, но и финансово- экономические интересы
потребителей, партнеров, других лиц и организаций, ориентирующихся на
нормальное состояние экономики.
Объект рассматриваемого преступления определяется как общественные
отношения, регулирующие деятельность коммерческих банков и других кредитных
организаций, осуществляющих банковские операции.
Объективная сторона выражается в осуществлении банковской деятельности
(банковских операций) без регистрации либо без специального разрешения