Уголовная ответственность за правонарушения в сфере экономической деятельности

государства в экономической сфере в целях волевого обеспечения выполнения

хозяйственных планов, в том числе и с использованием специально

установленных для этого уголовно-правовых способов.

Переход страны к рыночной многоукладной экономике, развитие

предпринимательства, поощрение конкуренции, расширение внешней торговли

объективно сделали необходимым принципиальный пересмотр законов о так

называемых хозяйственных преступлениях, принятых еще в период тотального

контроля государства над всей экономической деятельностью. Действовавший в

то время Уголовный кодекс РСФСР все еще называл в качестве преступных целый

ряд деяний, противоречащих принципам социалистической экономики:

частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество,

спекуляцию, приписки и другие искажения отчетности о выпал-нении планов,

выпуск недоброкачественной продукции и т.п. Новая экономическая ситуация

настоятельно требовала установления уголовной ответственности за целый ряд

общественно опасных деяний, нарушающих основы предпринимательской

деятельности, за проявление монополизма и ограничение конкуренции, за

различные нарушения в сфере кредита и банковской деятельности, за уклонение

от уплаты налогов и таможенных платежей, за злоупотребления при эмиссии

ценных бумаг, за нарушение коммерческой или банковской тайны и некоторые

другие преступления.

В результаты проведения указанной реформы уголовного законодательства

круг преступных и у головно-наказуемых деяний в сфере экономической

деятельности изменен самым радикальным образом. При этом были

декриминализированы некоторые деяния, считавшиеся до последнего времени

преступлениями, и сформулированы новые составы преступлений. Так, Уголовный

кодекс Российской Федерации 1996 года не воспринял в качестве преступных

получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ

(оказание услуг), связанных с обслуживанием населения, нарушение правил

торговли, нарушение государственной дисциплины цен и некоторые другие.

Общественная опасность подобных деяний в современных экономических условиях

либо утрачена вовсе, либо снижена до уровня административного

правонарушения. И напротив, поскольку изменения а характере экономических

отношений породили новые виды общественно опасного экономического

поведения, потребовалось и установление новых уголовно-правовых запретов

(проявления недобросовестной конкуренции, обманные действия по отношению к

кредиторам, умышленное и ложное банкротство, выпуск необеспеченных ценных

бумаг и др.).

"Преступления в сфере экономической деятельности" — самая большая

глава в действующем Уголовном кодексе, включающая в себя 32 статьи. Эти

преступления различны и по характеру и степени общественной опасности, и по

степени тяжести. Если принять во внимание квалифицированные виды таких

преступлений, то 21 из них являются преступлениями небольшой тяжести, 20 —

средней тяжести, 16 преступлений являются тяжкими, а 3 — особо тяжкими.

Объединенные в одной главе Кодекса эти преступления составляют

разновидность экономических преступлений, общий объект которых можно

определить как охраняемую государством систему общественых отношений,

складывающихся в сфере экономической деятельности общества,

ориентированного на развитие рыночной экономики.

ЧАСТЬ 4

Уголовная ответственность за

отдельные виды преступлений в

сфере экономической деятельности

1. Воспрепятствование законной предпринимательской

деятельности (ст. 169 УК РФ)

То обстоятельство, что глава о преступлениях в сфере экономической

деятельности открывается данной статьей, подчеркивает, как представляется,

значение предпринимательства для современной российской экономики. Объектом

данного преступления являются интересы законной предпринимательской

деятельности, права и охраняемые законом интересы деятельности

индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций. В соответствии

с действующим гражданским законодательством (ст. 51, 23 ГК РФ) юридическое

лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции, а гражданин

вправе заниматься Предпринимательской деятельностью с момента

государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, именно регистрация определяет момент, с которого они могут

начинать свою предпринимательскую деятельность. Общественная опасность

преступления в этой области состоит в том, что воспрепятствование законной

предпринимательской деятельности ограничивает право каждого на свободное

использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной

не запрещенной законом экономической деятельности.

Объективная сторона этого преступления заключается в

воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности в различных

его формах, предусмотренных указанной статьей Уголовного кодекса. К ним

относятся: неправомерный отказ в регистрации индивидуального

предпринимателя или коммерческой организации либо в выдаче специального

разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности, уклонение

от регистрации либо от выдачи специального разрешения, ограничение прав и

законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой

организации, ограничение самостоятельности данных субъектов

предпринимательской деятельности, иное незаконное вмешательство в

деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

Следует иметь в виду, что термин "неправомерный" относится ко всем

указанным формам воспрепятствования и означает действия (бездействие),

противоречащие закону или иным нормативным актам, регламентирующим

предпринимательскую деятельность.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется

виной в виде прямого умысла. Должностное лицо (а им может быть работник

налоговой инспекции, налоговой полиции, муниципальной милиции и т.п.)

сознает, что, используя служебные полномочия, препятствует законной

деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации и

желает воспрепятствовать этой деятельности.

Субъектом данного преступления может быть как должностное лицо, чьи

особые полномочия связаны лишь с процедурой регистрации или лицензирования

предпринимателей, так и любое другое должностное лицо, чье служебное

положение предоставляет ему воз-мйжность вмешиваться в законную

предпринимательскую деятельность указанных экономических субъектов.

2. Незаконное предпринимательство

(ст. 171 УКРФ)

Поддерживая и защищая законопослушного предпринимателя, государство

борется с недобросовестным предпринимательством, причиняющим вред

потребителям, другим хозяйствующим субъектам или обществу в целом.

Объектом данного преступления являются интересы законного

предпринимательства, нормального состояния экономики, интересы

потребителей, партнеров и других лиц, организаций, а также финансовые

интересы государства, поскольку в результате незаконного

предпринимательства создается возможность получения неконтролируемой

государством и его налоговыми органами прибыли.

Объективная сторона выражается в трех предусмотренных законодателем

формах:

. осуществление предпринимательской деятельности без регистрации;

. осуществление предпринимательской деятельности без специального

разрешения — лицензии;

. осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий

лицензирования.

При этом уголовная ответственность за данные действия связывается с

обязательным наступлением обозначенных в законе общественно опасных

последствий в виде крупного ущерба, который причиняется гражданам,

организациям или государству, или с извлечением дохода в крупном размере.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом по отношению

к указанным в законе действиям (бездействию), а также умыслом либо

неосторожностью по отношению к последствиям.

Субъектом преступления является лицо, способное своими действиями

приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя

гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность), в том

числе осуществлять предпринимательскую деятельность. Поскольку согласно ст.

21 ГК РФ такая способность возникает у граждан в полном объеме с

наступлением совершеннолетия, то субъектом признается совершеннолетний.

3. Незаконная банковская деятельность

(ст. 172 У К РФ)

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется

Конституцией РФ, Законом РФ "О банках и банковской деятельности в РСФСР",

Законом РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)",

другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Так, в

соответствии с Законом РФ "О банках и банковской деятельности в РСФСР" банк

ЯВЛЯЕТСЯ кредитной организацией, которая имеет исключительное право

осуществлять предусмотренные законодательством банковские операции. Для

организации коммерческого банка и занятия банковской деятельностью

необходимо получить лицензию Центрального банка РФ и пройти регистрацию в

соответствующих органах, например, в Московской регистрационной палате.

Осуществление банковской деятельности или банковских операций без

регистрации или без лицензии, либо с нарушением условий лицензирования

является незаконным. Такая деятельность затрагивает не только финансовые

интересы государства, поскольку вследствие незаконной банковской

деятельности создается возможность получения неконтролируемой государством

и его налоговыми органами прибыли, но и финансово- экономические интересы

потребителей, партнеров, других лиц и организаций, ориентирующихся на

нормальное состояние экономики.

Объект рассматриваемого преступления определяется как общественные

отношения, регулирующие деятельность коммерческих банков и других кредитных

организаций, осуществляющих банковские операции.

Объективная сторона выражается в осуществлении банковской деятельности

(банковских операций) без регистрации либо без специального разрешения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты