Уголовно-исполнительное право в системе права, его предмет, функции и система

Уголовно-исполнительное право в системе права, его предмет, функции и система

РГПУ имени А.И.Герцена

Юридический факультет

Реферат на тему: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА, ЕГО

ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И СИСТЕМА.

Выполнила:

студентка 4 курса 2группы

Финистов О.В.

С-Пб, 2004

Уголовно-исполнительное право – одна из важнейших отраслей права, средство

противодействия преступности, особенно в таком её крайнем проявлении, как

рецидивная преступность. Это единственная отрасль, регулирующая исполнение

всех уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской

Федерации.

Уголовно-исполнительное право – это самостоятельная отрасль российского

права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по

поводу исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительное право характеризуется собственными предметом и

методом правового регулирования, также системой норм. Традиционно

считалось, что предмет данной отрасли права – регулирование порядка и

условий исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением

мер исправительно-трудового воздействия. Это прямо вытекало из ст. 2 ИТК. К

этим видам наказаний относились лишение свободы, ссылка, высылка,

исправительные работы. Однако в начале 90-х гг. из уголовного

законодательства были исключены такие виды наказаний и меры уголовно-

правового воздействия, как ссылка, высылка, направление в воспитательно-

трудовой профилакторий, условное осуждение к лишению свободы с обязательным

привлечением к труду. Одновременно из ИТК были исключены разделы и главы,

регулирующие порядок их исполнения. В 1984 году было принято Положение о

порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами

исправительно-трудового воздействия на осуждённых. В результате предмет

правового регулирования исправительно-трудового права существенно

изменился: оно всё менее оставалось исправительно-трудовым. С принятием

Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) завершилось формирование предмета

отрасли. В его предмет согласно ч. 2 ст. 2 УИК входит установление:

V общих положений и принципов исполнения наказаний, применения иных

мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК;

V порядка и условий исполнения и отбывания наказания, применения

средств исправления осуждённых;

V порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

V порядка участия органов государственной власти и органов местного

самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также

граждан в исправлении осуждённых;

V порядка освобождения от наказания и оказание помощи освобождаемым

лицам.

Общие положения и принципы исполнения наказаний закреплены в главе 1 УКИ,

они образуются из целей и задач, структуры и содержания уголовно-

исполнительного законодательства, из его места в системе международно-

правовых актов, относящихся к обращению с осужденными. Они включают нормы

этой отрасли права определяющей действия уголовно-исполнительного

законодательства в пространстве и во времени, основания исполнения

наказаний, и применения иных мер уголовно-правового характера, основные

средства исправления осужденных.

Впервые в данной отрасли законодательства установлены его принципы (ст. 8

УИК).

В общих положениях УИК определены основные средства исправления осуждённых

(ст. 9):

V режим,

V воспитательная работа,

V общественно полезный труд,

V получение общего образования,

V профессиональное обучение и подготовка осуждённых,

V общественное воздействие на осуждённых.

Уголовно-исполнительный кодекс отказался от употребления термина «меры

исправительно-трудового воздействия», содержание которых не было раскрыто в

законе и, как следствие этого, вызывало разноречивое их толкование как в

теории данной отрасли права, так и на практике.

К предмету уголовно-исполнительного права ч. 2 ст. 2 УИК относит

регламентацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание.

Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством урегулирован

порядок деятельности исправительных учреждений, на которое возложено

исполнение лишения свободы на определённый срок и пожизненного лишения

свободы. Этому посвящен раздел 4 УИК, а также главы 2 и 3 закона РФ «Об

учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения

свободы». Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций,

исполняющий такие виды наказаний, как обязательные и исправительные работы,

лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой

деятельность, урегулирован в главах 4, 6, 7 раздела 2 УИК. Кодекс также

подробно регламентирует деятельность других учреждений уголовно-

исправительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении

военнослужащих.

Впервые в предмет регулирования уголовно-исполнительного законодательства

включён порядок участия органов государственной власти и органов местного

самоуправления в исправление осуждённых и в контроле за деятельностью

учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 19, 24, 56, ч. 4 ст. 96 и

др.).

В предмет уголовно-исполнительного права входит регулирование деятельности

организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в

отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы.

Так, ст. 43 УИК подробнее регламентирует обязанности администрации

предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденными

исправительных работ, в частности контроль за их поведением на производстве

и в быту и проведение с ними воспитательной работы. На администрацию

организаций возлагается ряд обязанностей, которые подлежат выполнению для

обеспечения исполнения конкретных видов наказаний (ч. 4 ст. 33, ст.34 УИК и

др.).

К предмету этой отрасли права относится регулирование порядка деятельности

общественных объединений (ст. 23 УИК), но только в связи с оказанием ими

содействия учреждением и органам, исполняющим наказания, и осуществления

общественного контроля за их деятельностью.

Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует деятельность

администрации исправительных учреждений по отношению к гражданам,

находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила

поведения этих лиц. Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности

священно служителей при посещении ими штрафных изоляторов и одиночных камер

колоний особого режима, а также помещений камерного типа, иных граждан,

работающих на производственных объектах, где используется труд осужденных.

Кроме того, устанавливаются определённые правила поведения этих лиц (ст.

13, 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания

в виде лишения свободы»).

Таким образом, предметом уголовно-исполнительного права является

регулирование общественных отношений, возникающих: при исполнении

(отбывании) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового

характера, а также при применении к осужденным средств исправления; в связи

с участием органов государственной власти и органов местного

самоуправления по контролю за деятельностью учреждений и органов,

исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; между

администрации организаций, общественными объединениями, а также гражданами

в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением

исправительных учреждений.

Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль права и

характеризуется наличием собственного метода регулирования общественных

отношений, входящих в её предмет. Хотя данный признак вспомогательный, тем

не менее, он влияет на характер общественных отношений, возникающих между

субъектами, а также на соотношение их прав и обязанностей. Метод правового

регулирования обусловливает, прежде всего та мировоззренческая концепция,

которая лежит в основе соответствующей политики и законодательства. В наших

условиях это диалектический метод, который требует придания юридическим

нормам такого содержания, которое обеспечивает регулирование определённых

общественных отношений комплексно, с учётом реально существующих

взаимосвязей:

1) по способу правового регулирования – императивный;

2) по способу воздействия на поведение людей – запрещающий;

3) по характеру воздействия – карательный;

4) по способу реализации – метод санкции;

5) по характеру связей между участниками правоотношений – метод власти-

подчинения.

Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения,

его исполнение предопределяет характер основного метода правового

регулирования – императивный, предполагающий неравенство субъектов

правоотношений. Однако это не исключает применение и иных методов правового

регулирования: диспозитивного (т.е. предоставление осужденному до известных

пределов право выбора вариантов своих действий в предусмотренных законом

случаях), поощрения (например: отмена отдельных ограничений, перевод на

лучшие условия, благодарность и т.д.) и других.

В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права

указывается на наличие особой системы правовых норм, создающихся для

регулирования определённого вида общественных отношений. В систему норм

уголовно-исполнительного права входят уголовно-исполнительный кодекс, а

также другие федеральные законы. В Законе о введении в действие УИК

предусмотрено также принятие правительством РФ положений об уголовно-

исполнительных инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об арестных

домах и исправительных центрах. Кроме того, предусматривается принятие

федерального закона об уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции

РФ и иных федеральных законов.

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль содержит ряд

норм, заимствованных из других отраслей права (гражданского, трудового,

семейного, уголовного и т.д.). Данное обстоятельство дало основание

высказать в литературе мнение, что исправительно-трудовое право –

предшественник уголовно-исполнительного права – являлось комплексной

отраслью. Известно, однако, что приём рецепции (заимствования) норм широко

применяется и в других отраслях права (семейном, финансовом, трудовом,

административном и т.д.). Данный прием отражает, прежде всего, системность

права и служат инструментом, обеспечивающим взаимосвязанное, согласованное

развитие его отраслей, прежде всего смежных институтов и норм. Кроме того,

рецепиированные нормы регулируют иные по своей правовой природе отношения

и, следовательно, меняют своё содержание.

Рецепиированные нормы в уголовно-исполнительном праве в основном регулируют

правовой статус осужденных к лишению свободы. Это обусловлено прежде всего

тем, что уголовно-исполнительное право выступает в качестве вторичной по

отношению к базовой (фундаментальной) отрасли – конституционному праву,

исключительная прерогатива которого состоит в установлении прав и свобод

человека и гражданина.

Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права,

регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и

уголовно-процессуальное право. В этой связи важное значение приобретает

место уголовно-исполнительного права в указанном правовом комплексе, его

взаимосвязь и разграничение с уголовным и уголовно-процессуальным правом.

Уголовное право – базовое по отношению ко всем правовым отраслям,

регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет его первичность и

одновременно единство целей, принципов и методов правового регулирования,

достаточно единообразный понятийный аппарат этих отраслей.

Уголовное и уголовно-исполнительное право регулируют общественные

отношения, возникающие при применении наказания и освобождении от него. В

данной сфере правового регулирования отчётливо можно выделить приоритеты

уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному.

Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания ответственности и

наказания и освобождения от него, т.е. формулирует ключевые юридические

категории, оставляя для уголовно-исполнительного права регулирование

общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания. Базовая

роль уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному определяется

ещё одним принципиальным положением. Как известно, форма жизни

материального права есть процессуальный закон. Для уголовного права такой

формой его реализации служит не только уголовно-процессуальное, но и

уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное право

определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право –

процедурное.

Сравнительный анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства

позволяет выделить три уровня взаимосвязи этих отраслей.

На первом, высшем, уровне обеспечивается единство целей, общих положений и

принципов, понятийного аппарата, а также ведущих институтов данных отраслей

законодательства (содержание наказания и его исполнение, система

исправительных учреждений, основания освобождения от наказания). На втором

уровне их взаимосвязь усложняется. Уголовный закон лишь предопределяет

характер правового регулирования исполнения (отбывания) конкретных видов

наказания. Он определяет сущность и содержание конкретных видов наказания и

делегирует полномочия исполнительному закону устанавливать в определённом

объёме решения или ограничения прав и законных интересов осужденных при

установлении порядка исполнения (отбывания) конкретных видов наказания, но

в пределах, им очерченных. В частности, в УК и УИК прослеживается чёткая

взаимосвязь между классификацией осужденных к лишению свободы и системой

исправительных учреждений. На третьем уровне их взаимосвязь ещё более

опосредуется. Уголовный закон создаёт лишь нормативные предпосылки для

развития отдельных институтов и норм уголовно-исполнительного права,

например оценка уголовным законом степени тяжести совершённого преступления

предопределяет условия отбывания осужденным наказания.

Такая взаимосвязь этих отраслей права предполагает необходимость их

разграничения, что позволяет устранять конкуренцию и дублирование смежных

институтов и норм. Исходное положение для решения этой проблемы – понимание

нормы уголовного права как материальной, а исполнительного – как

процедурной. Иными словами, уголовно-исполнительное право как процедурное

право по отношению к уголовному представляет собой форму реализации

материального права, в частности исполнение наказания. Поэтому рубежом в

разграничении данных отраслей права должно стать понимание наказания с

точки зрения его материального и исполнительного (процедурного) содержания.

Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано с уголовно-процессуальным

правом, прежде всего с разделом последнего, относящимся к исполнению

приговора. Исполнение наказания есть составная часть исполнения

обвинительного приговора, и со вступлением его в законную силу начинают

реализовываться нормы уголовно-исполнительного права. Уголовно-

процессуальное право призвано обеспечить осуществление правосудия; в

определённой мере уголовно-исполнительное право обеспечивает реализацию

результатов правосудия, поскольку регулирует исполнение приговора в части

наказания. Обе отрасли права оперируют общим понятийным аппаратом, имеют

смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни,

условно-досрочное освобождение (УДО) от наказания и замена наказания более

мягким, изменение условий содержания осужденных и т.д.). Разграничение

названных отраслей права определяется тем, что уголовно-исполнительное

право регулирует досудебную процедуру реализации указанных смежных

институтов, а уголовно-процессуальное право – их судебную процедуру.

Уголовно-исполнительное право тесно связанно с конституционным правом при

регулировании правового статуса осужденных, с административным правом в

сфере управления учреждениями и органами, исполняющими наказания,

прохождения службы сотрудниками этих органов, применения ими физической

силы, спецсредств и оружия к осужденным, а также с гражданским, семейным,

финансовым и другими отраслями законодательства.

Таким образом, в единстве и взаимосвязи уголовно-исполнительного права с

другими отраслями выражается в системность права, реализуются его функции

как самостоятельной правовой отрасли.

Изложенные положения позволяют определить уголовно-исполнительное право как

самостоятельную отрасль российского права, регулирующую общественные

отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех

видов наказания, применение средств исправительного воздействия. В этих

отношениях участвуют осужденные, учреждения и органы, исполняющие приговоры

к различным видам наказания, органы государственной власти и местного

самоуправления, общественность в связи с выполнением возложенных на них

задач, администрация организаций, на которых работают осужденные, а также

отдельные граждане.

Уголовно-исполнительное право выполняет следующие функции:

1) исправительная функция состоит в том, что уголовно-исполнительное

право служит гуманной цели – выработке у осужденного социально-

полезных свойств, не нарушая его человеческих прав;

2) предупредительная функция заключается в том, что уголовно-

исполнительное законодательство направлено на предупреждение

преступлений, имеет целью их общее и частное предупреждение;

3) регулятивная функция означает, что уголовно-исполнительное

законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с

исполнением (отбыванием) уголовного наказания, между осужденным и

государством, т.е. между субъектами уголовно-исполнительных

правоотношений;

4) охранительная функция состоит в том, что уголовно-исполнительное

право служит охране прав, свобод и законных интересов осужденных и

персонала исправительных учреждений;

5) воспитательная функция состоит в том, что одним из основных средств

исправления осужденных является воспитательная работа;

6) социальная функция заключается в оказании осужденным помощи в

социальной адаптации.

Система права – это присущая ему внутренняя структура, выражающая единство

и разграничение его действующих норм и институтов. Три части в уголовно-

исполнительном праве:

1) Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру

уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение

осужденных, систему учреждений и органов, исполняющих наказание и

контроль за их деятельностью;

2) Особенная часть изучает порядок и условия исполнения всех видов

уголовных наказаний, а также основания и порядок освобождения от

наказания, помощь осужденным и контроль за ними;

3) Специальная часть – международно-правовое сотрудничество по

пенитенциарным проблемам и исполнение наказания в зарубежных

странах.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Уголовно-исполнительное право России. под ред. А.И.Зубкова, 2002г.

2. Уголовно-исполнительное право. под ред. В.И.Селиверстова, 2003г.

3. Уголовно-исполнительное право РФ. под ред. М.К.Кислицына, 2002г.

4. Угольникова Н.В. Уголовно-исполнительное право РФ. /2002г.



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты