Уголовно-исполнительное право в системе права, его предмет, функции и система
РГПУ имени А.И.Герцена
Юридический факультет
Реферат на тему: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА, ЕГО
ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И СИСТЕМА.
Выполнила:
студентка 4 курса 2группы
Финистов О.В.
С-Пб, 2004
Уголовно-исполнительное право – одна из важнейших отраслей права, средство
противодействия преступности, особенно в таком её крайнем проявлении, как
рецидивная преступность. Это единственная отрасль, регулирующая исполнение
всех уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской
Федерации.
Уголовно-исполнительное право – это самостоятельная отрасль российского
права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по
поводу исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний.
Уголовно-исполнительное право характеризуется собственными предметом и
методом правового регулирования, также системой норм. Традиционно
считалось, что предмет данной отрасли права – регулирование порядка и
условий исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением
мер исправительно-трудового воздействия. Это прямо вытекало из ст. 2 ИТК. К
этим видам наказаний относились лишение свободы, ссылка, высылка,
исправительные работы. Однако в начале 90-х гг. из уголовного
законодательства были исключены такие виды наказаний и меры уголовно-
правового воздействия, как ссылка, высылка, направление в воспитательно-
трудовой профилакторий, условное осуждение к лишению свободы с обязательным
привлечением к труду. Одновременно из ИТК были исключены разделы и главы,
регулирующие порядок их исполнения. В 1984 году было принято Положение о
порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами
исправительно-трудового воздействия на осуждённых. В результате предмет
правового регулирования исправительно-трудового права существенно
изменился: оно всё менее оставалось исправительно-трудовым. С принятием
Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) завершилось формирование предмета
отрасли. В его предмет согласно ч. 2 ст. 2 УИК входит установление:
V общих положений и принципов исполнения наказаний, применения иных
мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК;
V порядка и условий исполнения и отбывания наказания, применения
средств исправления осуждённых;
V порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
V порядка участия органов государственной власти и органов местного
самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также
граждан в исправлении осуждённых;
V порядка освобождения от наказания и оказание помощи освобождаемым
лицам.
Общие положения и принципы исполнения наказаний закреплены в главе 1 УКИ,
они образуются из целей и задач, структуры и содержания уголовно-
исполнительного законодательства, из его места в системе международно-
правовых актов, относящихся к обращению с осужденными. Они включают нормы
этой отрасли права определяющей действия уголовно-исполнительного
законодательства в пространстве и во времени, основания исполнения
наказаний, и применения иных мер уголовно-правового характера, основные
средства исправления осужденных.
Впервые в данной отрасли законодательства установлены его принципы (ст. 8
УИК).
В общих положениях УИК определены основные средства исправления осуждённых
(ст. 9):
V режим,
V воспитательная работа,
V общественно полезный труд,
V получение общего образования,
V профессиональное обучение и подготовка осуждённых,
V общественное воздействие на осуждённых.
Уголовно-исполнительный кодекс отказался от употребления термина «меры
исправительно-трудового воздействия», содержание которых не было раскрыто в
законе и, как следствие этого, вызывало разноречивое их толкование как в
теории данной отрасли права, так и на практике.
К предмету уголовно-исполнительного права ч. 2 ст. 2 УИК относит
регламентацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание.
Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством урегулирован
порядок деятельности исправительных учреждений, на которое возложено
исполнение лишения свободы на определённый срок и пожизненного лишения
свободы. Этому посвящен раздел 4 УИК, а также главы 2 и 3 закона РФ «Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы». Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций,
исполняющий такие виды наказаний, как обязательные и исправительные работы,
лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой
деятельность, урегулирован в главах 4, 6, 7 раздела 2 УИК. Кодекс также
подробно регламентирует деятельность других учреждений уголовно-
исправительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении
военнослужащих.
Впервые в предмет регулирования уголовно-исполнительного законодательства
включён порядок участия органов государственной власти и органов местного
самоуправления в исправление осуждённых и в контроле за деятельностью
учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 19, 24, 56, ч. 4 ст. 96 и
др.).
В предмет уголовно-исполнительного права входит регулирование деятельности
организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в
отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы.
Так, ст. 43 УИК подробнее регламентирует обязанности администрации
предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденными
исправительных работ, в частности контроль за их поведением на производстве
и в быту и проведение с ними воспитательной работы. На администрацию
организаций возлагается ряд обязанностей, которые подлежат выполнению для
обеспечения исполнения конкретных видов наказаний (ч. 4 ст. 33, ст.34 УИК и
др.).
К предмету этой отрасли права относится регулирование порядка деятельности
общественных объединений (ст. 23 УИК), но только в связи с оказанием ими
содействия учреждением и органам, исполняющим наказания, и осуществления
общественного контроля за их деятельностью.
Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует деятельность
администрации исправительных учреждений по отношению к гражданам,
находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила
поведения этих лиц. Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности
священно служителей при посещении ими штрафных изоляторов и одиночных камер
колоний особого режима, а также помещений камерного типа, иных граждан,
работающих на производственных объектах, где используется труд осужденных.
Кроме того, устанавливаются определённые правила поведения этих лиц (ст.
13, 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы»).
Таким образом, предметом уголовно-исполнительного права является
регулирование общественных отношений, возникающих: при исполнении
(отбывании) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового
характера, а также при применении к осужденным средств исправления; в связи
с участием органов государственной власти и органов местного
самоуправления по контролю за деятельностью учреждений и органов,
исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; между
администрации организаций, общественными объединениями, а также гражданами
в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением
исправительных учреждений.
Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль права и
характеризуется наличием собственного метода регулирования общественных
отношений, входящих в её предмет. Хотя данный признак вспомогательный, тем
не менее, он влияет на характер общественных отношений, возникающих между
субъектами, а также на соотношение их прав и обязанностей. Метод правового
регулирования обусловливает, прежде всего та мировоззренческая концепция,
которая лежит в основе соответствующей политики и законодательства. В наших
условиях это диалектический метод, который требует придания юридическим
нормам такого содержания, которое обеспечивает регулирование определённых
общественных отношений комплексно, с учётом реально существующих
взаимосвязей:
1) по способу правового регулирования – императивный;
2) по способу воздействия на поведение людей – запрещающий;
3) по характеру воздействия – карательный;
4) по способу реализации – метод санкции;
5) по характеру связей между участниками правоотношений – метод власти-
подчинения.
Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения,
его исполнение предопределяет характер основного метода правового
регулирования – императивный, предполагающий неравенство субъектов
правоотношений. Однако это не исключает применение и иных методов правового
регулирования: диспозитивного (т.е. предоставление осужденному до известных
пределов право выбора вариантов своих действий в предусмотренных законом
случаях), поощрения (например: отмена отдельных ограничений, перевод на
лучшие условия, благодарность и т.д.) и других.
В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права
указывается на наличие особой системы правовых норм, создающихся для
регулирования определённого вида общественных отношений. В систему норм
уголовно-исполнительного права входят уголовно-исполнительный кодекс, а
также другие федеральные законы. В Законе о введении в действие УИК
предусмотрено также принятие правительством РФ положений об уголовно-
исполнительных инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об арестных
домах и исправительных центрах. Кроме того, предусматривается принятие
федерального закона об уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции
РФ и иных федеральных законов.
Уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль содержит ряд
норм, заимствованных из других отраслей права (гражданского, трудового,
семейного, уголовного и т.д.). Данное обстоятельство дало основание
высказать в литературе мнение, что исправительно-трудовое право –
предшественник уголовно-исполнительного права – являлось комплексной
отраслью. Известно, однако, что приём рецепции (заимствования) норм широко
применяется и в других отраслях права (семейном, финансовом, трудовом,
административном и т.д.). Данный прием отражает, прежде всего, системность
права и служат инструментом, обеспечивающим взаимосвязанное, согласованное
развитие его отраслей, прежде всего смежных институтов и норм. Кроме того,
рецепиированные нормы регулируют иные по своей правовой природе отношения
и, следовательно, меняют своё содержание.
Рецепиированные нормы в уголовно-исполнительном праве в основном регулируют
правовой статус осужденных к лишению свободы. Это обусловлено прежде всего
тем, что уголовно-исполнительное право выступает в качестве вторичной по
отношению к базовой (фундаментальной) отрасли – конституционному праву,
исключительная прерогатива которого состоит в установлении прав и свобод
человека и гражданина.
Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права,
регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и
уголовно-процессуальное право. В этой связи важное значение приобретает
место уголовно-исполнительного права в указанном правовом комплексе, его
взаимосвязь и разграничение с уголовным и уголовно-процессуальным правом.
Уголовное право – базовое по отношению ко всем правовым отраслям,
регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет его первичность и
одновременно единство целей, принципов и методов правового регулирования,
достаточно единообразный понятийный аппарат этих отраслей.
Уголовное и уголовно-исполнительное право регулируют общественные
отношения, возникающие при применении наказания и освобождении от него. В
данной сфере правового регулирования отчётливо можно выделить приоритеты
уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному.
Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания ответственности и
наказания и освобождения от него, т.е. формулирует ключевые юридические
категории, оставляя для уголовно-исполнительного права регулирование
общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания. Базовая
роль уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному определяется
ещё одним принципиальным положением. Как известно, форма жизни
материального права есть процессуальный закон. Для уголовного права такой
формой его реализации служит не только уголовно-процессуальное, но и
уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное право
определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право –
процедурное.
Сравнительный анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства
позволяет выделить три уровня взаимосвязи этих отраслей.
На первом, высшем, уровне обеспечивается единство целей, общих положений и
принципов, понятийного аппарата, а также ведущих институтов данных отраслей
законодательства (содержание наказания и его исполнение, система
исправительных учреждений, основания освобождения от наказания). На втором
уровне их взаимосвязь усложняется. Уголовный закон лишь предопределяет
характер правового регулирования исполнения (отбывания) конкретных видов
наказания. Он определяет сущность и содержание конкретных видов наказания и
делегирует полномочия исполнительному закону устанавливать в определённом
объёме решения или ограничения прав и законных интересов осужденных при
установлении порядка исполнения (отбывания) конкретных видов наказания, но
в пределах, им очерченных. В частности, в УК и УИК прослеживается чёткая
взаимосвязь между классификацией осужденных к лишению свободы и системой
исправительных учреждений. На третьем уровне их взаимосвязь ещё более
опосредуется. Уголовный закон создаёт лишь нормативные предпосылки для
развития отдельных институтов и норм уголовно-исполнительного права,
например оценка уголовным законом степени тяжести совершённого преступления
предопределяет условия отбывания осужденным наказания.
Такая взаимосвязь этих отраслей права предполагает необходимость их
разграничения, что позволяет устранять конкуренцию и дублирование смежных
институтов и норм. Исходное положение для решения этой проблемы – понимание
нормы уголовного права как материальной, а исполнительного – как
процедурной. Иными словами, уголовно-исполнительное право как процедурное
право по отношению к уголовному представляет собой форму реализации
материального права, в частности исполнение наказания. Поэтому рубежом в
разграничении данных отраслей права должно стать понимание наказания с
точки зрения его материального и исполнительного (процедурного) содержания.
Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано с уголовно-процессуальным
правом, прежде всего с разделом последнего, относящимся к исполнению
приговора. Исполнение наказания есть составная часть исполнения
обвинительного приговора, и со вступлением его в законную силу начинают
реализовываться нормы уголовно-исполнительного права. Уголовно-
процессуальное право призвано обеспечить осуществление правосудия; в
определённой мере уголовно-исполнительное право обеспечивает реализацию
результатов правосудия, поскольку регулирует исполнение приговора в части
наказания. Обе отрасли права оперируют общим понятийным аппаратом, имеют
смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни,
условно-досрочное освобождение (УДО) от наказания и замена наказания более
мягким, изменение условий содержания осужденных и т.д.). Разграничение
названных отраслей права определяется тем, что уголовно-исполнительное
право регулирует досудебную процедуру реализации указанных смежных
институтов, а уголовно-процессуальное право – их судебную процедуру.
Уголовно-исполнительное право тесно связанно с конституционным правом при
регулировании правового статуса осужденных, с административным правом в
сфере управления учреждениями и органами, исполняющими наказания,
прохождения службы сотрудниками этих органов, применения ими физической
силы, спецсредств и оружия к осужденным, а также с гражданским, семейным,
финансовым и другими отраслями законодательства.
Таким образом, в единстве и взаимосвязи уголовно-исполнительного права с
другими отраслями выражается в системность права, реализуются его функции
как самостоятельной правовой отрасли.
Изложенные положения позволяют определить уголовно-исполнительное право как
самостоятельную отрасль российского права, регулирующую общественные
отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех
видов наказания, применение средств исправительного воздействия. В этих
отношениях участвуют осужденные, учреждения и органы, исполняющие приговоры
к различным видам наказания, органы государственной власти и местного
самоуправления, общественность в связи с выполнением возложенных на них
задач, администрация организаций, на которых работают осужденные, а также
отдельные граждане.
Уголовно-исполнительное право выполняет следующие функции:
1) исправительная функция состоит в том, что уголовно-исполнительное
право служит гуманной цели – выработке у осужденного социально-
полезных свойств, не нарушая его человеческих прав;
2) предупредительная функция заключается в том, что уголовно-
исполнительное законодательство направлено на предупреждение
преступлений, имеет целью их общее и частное предупреждение;
3) регулятивная функция означает, что уголовно-исполнительное
законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с
исполнением (отбыванием) уголовного наказания, между осужденным и
государством, т.е. между субъектами уголовно-исполнительных
правоотношений;
4) охранительная функция состоит в том, что уголовно-исполнительное
право служит охране прав, свобод и законных интересов осужденных и
персонала исправительных учреждений;
5) воспитательная функция состоит в том, что одним из основных средств
исправления осужденных является воспитательная работа;
6) социальная функция заключается в оказании осужденным помощи в
социальной адаптации.
Система права – это присущая ему внутренняя структура, выражающая единство
и разграничение его действующих норм и институтов. Три части в уголовно-
исполнительном праве:
1) Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру
уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение
осужденных, систему учреждений и органов, исполняющих наказание и
контроль за их деятельностью;
2) Особенная часть изучает порядок и условия исполнения всех видов
уголовных наказаний, а также основания и порядок освобождения от
наказания, помощь осужденным и контроль за ними;
3) Специальная часть – международно-правовое сотрудничество по
пенитенциарным проблемам и исполнение наказания в зарубежных
странах.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Уголовно-исполнительное право России. под ред. А.И.Зубкова, 2002г.
2. Уголовно-исполнительное право. под ред. В.И.Селиверстова, 2003г.
3. Уголовно-исполнительное право РФ. под ред. М.К.Кислицына, 2002г.
4. Угольникова Н.В. Уголовно-исполнительное право РФ. /2002г.