Уголовное наказание

применена судом только к лицу признанному виновным в совершении

преступления. Если лицо совершило не преступление, а какое-либо иное

нарушение к нему применяются другие меры правового воздействия. Уголовное

наказание является естественным последствием совершенного преступления и

должно, по общему правилу, соответствовать его тяжести и общественной

опасности.

Наказание имеет следующие признаки:

1. Наказание есть особая мера государственного принуждения, которая:

- может быть назначена только за совершение лицом деяния,

предусмотренного уголовным законом в качестве преступления;

- назначается только по приговору суда и от имени государства;

- влечет особое уголовно-правовое последствие судимость.

2. Наказание носит строго личный характер.

3. Наказание связано с ограничением прав и свобод лица, совершившего

преступление.

Глава II. Система наказаний

Реализация целей наказания в правоприменительной деятельности суда

осуществляется с помощью предусмотренного уголовного закона перечня

наказаний, которые различают по своему содержанию характера оказываемого

ими воздействия, пределом и порядку применения. Наказания, предусмотренные

в Уголовном кодексе, образуют собой определенную систему.

Система наказаний – это установленный уголовным законом и обязательный

для суда исчерпывающий перечень наказаний, расположенных в определенном

порядке по степени их тяжести.

Систему наказаний образуют конкретные их виды, в совокупности

составляющие целостное правовое явление. Система наказаний характеризуется

следующими признаками:

1. Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые

предусмотрены уголовным законом. Никакая другая мера государственного

принуждения, сколь бы строгой она ни была, не может быть отнесена к

уголовному наказанию, если она не предусмотрена уголовным законом. Ни

одно наказание не может определяться произвольно; его вид, размеры,

основания и порядок применения могут быть указаны только в уголовном

законе.

2. Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда.

Осуществляя правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан

системой наказания и не может выйти за ее пределы, произвольно

изменив основания, условия или порядок назначения тех или иных

наказаний.

3. Наказания, входящие в систему расположены в определенном порядке,

образуя собой «лестницу наказаний». В Уголовном кодексе РФ наказания

располагаются по принципу от менее строгого к более строгому. По

этому же принципу наказания располагаются и в альтернативных санкциях

норм особенной части УК.

4. Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это

означает, что на каждый дынный может система наказаний представляет

собой заверенное единство. В действующем российском уголовном

законодательстве этот исчерпывающий перечень наказаний установлен в

ст. 44 УК.

Все виды наказаний обладают рядом как общих, так и специфических черт,

позволяющих классифицировать их по различным основаниям. Вопрос о

классификации – один из важнейших в проблеме наказания: во-первых, для

науки это прием, который не только вносит в изучение систему и порядок , но

и предопределяет полноту и правильность выводов изучения; во-вторых, это

существенно для разработки проблем уголовно-исполнительного права и

применения положений педагогики, психологии и экономической науки в

процессе исполнения наказания и эффективного достижения целей. К сожалению,

действующее уголовное законодательство, как и прежнее, не дает единой

классификации существующих наказаний, а в юридической литературе этот

вопрос дискутируется уже многие годы. Ряд авторов классифицируют наказания:

- по способу сочетания наказаний – на основные и дополнительные;

- по особенности субъектов – на общие, назначаемые любым лицеем и

специальные, назначаемые определенному кругу лиц;

- по близости содержания – на связанные с исправительно-трудовым

воздействиям и не связанные с ним.

«Согласно другому направлению уголовные наказания следует различать в

соответствии с правовыми, психологическими критериями». В соответствии с

правовыми критериями наказание следует различать в зависимости от степени

важности и порядка их назначения; степени суровости режимных ограничений,

которые наступают для осужденных при исполнении наказаний; особенности

субъектов, которым они назначаются; возможности их замены иными наказаниями

или другими мерами правового воздействия; возможности условных наказаний,

возможности назначения их на определенных срок. С точки зрения

психологических критериев; ограничивающих либо полностью лишающего

осужденного возможности осуществлять свои политические права и свободы,

гражданские, трудовые и иные права, направленные на жизнь осужденного или

на физическую свободу его передвижения. И, наконец, с точки зрения

педагогических критериев: наказания, которым сопутствует государственное

воздействие; наказания, которые исполняются одновременно и с

государственным воздействием, и с общественным; наказания, за назначение

которых должно следовать общественное воздействие.

Существуют и другие предложения классификации, но большинству из них

либо несколько ограничены, как первое, либо хороши лишь в теоретическом

плане, как второе. С точки же зрения практической значимости вторая

градация слишком громоздка и неудобна, поскольку не дает ни юристам, ни

просто гражданам четкого понятия сути того ил иного вида наказания.

Добавим, что подобную классификацию нельзя, или, по крайней мере,

затруднительно, провести в действующем законодательстве, что также снижает

ее практическую ценность.

По мнению В. Ткаченко «оптимальна как в теоретическом, так и

практическом смысле градация по: 1) правовому аспекту и объекту

карательного воздействия – на показания, связанные и не связанные с

лишением свободы; 2) юридическому содержанию – на наказания, связанные и не

связанные с исправительно-трудовым воздействием; 3) по порядку назначения и

их юридической значимости – на основные, дополнительные и меры, применяемые

как в качестве основных, так и дополнительных. Подобная классификация

существует в уголовном законодательстве некоторых западных стран и,

думается, вполне объективно было бы ввести ее уголовную систему наказаний

нашего законодательства.

Применительно к действующему законодательству наказаниям, связанные с

лишением свободы, относятся арест, лишение свободы на определенный срок и

пожизненно. Среди остальных мер наказания есть те, которые свободу

ограничивают. Объем карательного воздействия, присущий этим наказаниям,

резко отделят их от всех иных. В ряду обширного числа мер, не связанных с

лишением свободы, особое место занимают в настоящее время имущественные

санкции и наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием.

Данные наказания в силу экономичности их реализации, достижения целей

исправления без изоляции от общества, а значит, и разрыва социально-

полезных связей осужденного с обществом, семьей могут оказать в некоторых

случаях более эффективное воздействие, чем наказания, сопряженное с

лишением свободы.

Важное значение имеет градация наказаний по юридическому содержанию. К

сожалению, в литературе нет единого понятия исправительно-трудового

воздействия. Не углубляясь в перечисление и анализ каждого из определений,

следует заметить, что «под исправительно-трудовым воздействием следует

понимать особый процесс воздействия, сочетающие методы убеждения,

обязательным признаком которого является постоянный, длительный труд как

основа исправления.

К наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием (в рамках

приведенного определения), по действующему уголовному законодательству

относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы;

лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Именно

эти меры уголовного наказания связаны с особым воспитательно-трудовым

воздействием длительного, непрерывного характера. Остальные меры наказания

не сопряжены с таким процессом, поскольку они либо являются одноактными,

либо хотя и рассчитаны на длительное время, но не связаны с применением к

осужденному особых методов убеждения и принуждения, обязательно включающих

труд.

Законодатель, принимая уголовный кодекс или иные общие уголовно-

правовые акты (основы уголовного законодательства, уголовные уложения и

др.), стремится создать набор мер наказания, который, по мнению

законодателя, назвали бы:

- учитывать, различая преступного поведения, личность преступника;

- выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания;

- обеспечивать эффективность наказания, восстанавливая правовой мир и

порядок в соответствии с интересами общества, чувством социальной

справедливости.

Таким образом, «система наказаний должна отражать цели правовой и

уголовно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации».

Свойства системы наказаний раскрывают на протяжении всей истории

существования уголовного наказания судебной практикой и осмысливаются

уголовно-правовой наукой. Следует выделить общие свойства, присущие любой

системе видов наказания, и особенные или специфические свойства, присущие

отдельным (национальным) системам видов наказания.

Общие и специфические свойства, в свою очередь, могут иметь

нормативные, юридико-правовой и ненормативный, социальный характер, т.е

отражать уголовно-правовые и социальные основания системы наказаний.

Судебная практика, ориентируясь на закон, традиции, правосознание, иные

факторы, определяет собой реальное соотношение отдельных видов наказания в

системе, выявляет их действительные связи. Вид наказания, также назначенный

на практике «очевидно и занимает первенствующее положение в системе

наказаний как сочетаются на практике основные и дополнительные виды

наказаний, так и осуществляется их реальное взаимодействие. Правда, при

этом юристы осознают, что практика назначения наказания имеет существенные

недостатки. Она зачастую не использует достаточно эффективно возможности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты