рассматривают споры, возникающие между участниками любых торговых сделок,
между членами товариществ, споры по обязательствам коммерсантов,
предпринимателей и банкиров, дела, связанные с ликвидацией предприятий, и
др.
Советы прюдомов (т.е. безукоризненно честных людей) призваны примирять
или разрешать конфликты, связанные с заключением, исполнением и
расторжением индивидуальных трудовых договоров. Советы прюдомов имеются как
минимум по одному в каждом департаменте (всего их насчитывается 282). Они
состоят из советников —представителей предпринимателей и работников,
избираемых по весьма сложной системе. Советы прюдомов рассматривают дела в
коллегиях из двух или четырех представителей каждой из сторон под
председательством судьи трибунала малого процесса. В 1985 г. учрежден
Высший совет прюдомов — консультативный орган при министре юстиции и
министре труда.
Военные суды — исправительный трибунал и суд присяжных — рассматривают
дела в соответствии с Кодексом военной юстиции. В военное время, а также во
время осадного или чрезвычайного положения действуют территориальные
трибуналы вооруженных сил и высший трибунал вооруженных сил.
Совершенно особое место, вне системы общих судов, занимает Высокий суд
правосудия, который избирается обеими палатами парламента в равном
количестве из их членов (по 12 судей и по 6 их заместителей). В
соответствии с Конституцией 1958 г. Высокий суд правосудия создается для
рассмотрения уголовных дел по обвинению президента страны в государственной
измене, а также министров в совершении тяжких преступлений и уголовных
деликтов при исполнении служебных обязанностей. Расследование этих
обвинений и предание обвиняемых Высокому суду правосудия осуществляется
только по решению обеих палат парламента. В период с 1963 по 1981 гг. в
качестве чрезвычайного органа существовал Суд государственной безопасности,
который рассматривал дела обо всех преступлениях против внутренней и
внешней безопасности государства. Ныне эти дела переданы в компетенцию
общих судов.
Независимо от системы общих судов, возглавляемой Кассационным судом,
существует самостоятельная система органов административной юстиции. В них
рассматриваются жалобы на действия и акты органов государственного
управления, затрагивающие права и интересы частных лиц. Возглавляет систему
административной юстиции Государственный совет, который одновременно
является органом государственного управления — консультативным учреждением
при правительстве. В составе Государственного совета имеется секция по
рассмотрению споров (в ней около 30 членов Государственного совета), в свою
очередь состоящая из девяти подсекций. В них от имени Государственного
совета рассматриваются кассационные и апелляционные жалобы на решения
нижестоящих органов административной юстиции. Секция Государственного
совета рассматривает по первой инстанции жалобы на президентские и
правительственные декреты, на акты, изданные министрами либо исходящие от
организаций общенационального значения, в том числе профсоюзов, и др.
Основную массу жалоб на действия и акты органов управления и
должностных лиц по первой инстанции рассматривают административные
трибуналы (их насчитывается 25), округа которых охватывают территории
нескольких департаментов (от двух до семи). Административный трибунал
состоит из председателя и трех-четырех членов. В 1987 г. было создано пять
административных апелляционных судов (с большими округами, разделившими всю
территорию страны) в качестве промежуточной инстанции, куда отныне по
ступают апелляционные жалобы на решения административных трибуналов. за
исключением некоторых категорий дел, по-прежнему обжалуемых не
посредственно в Государственный совет. На решения административных
апелляционных судов могут быть поданы кассационные жалобы в Государственный
совет.
Судьи системы общих судов назначаются на свои должности декретом
президента Республики; должностные лица Кассационного суда и первые
председатели апелляционных судов на основании рекомендации Высшего совета
магистратуры, остальные судьи — по представлению министра юстиции с
положительным заключением Высшего совета магистратуры. Судьи
административных трибуналов назначаются правительственными декретами по
представлению министра внутренних дел, согласованному с министром юстиции.
Как правило, судьи общей компетенции назначаются после конкурсного отбора и
окончания Национальной школы магистратуры, для поступления в которую
необходимо иметь высшее юридическое образование. Судьи административных
судов назначаются из числа выпускников Национальной административной школы.
Для назначения в состав Кассационного суда установлены повышенные
требования (опыт судейской работы на достаточно высокой должности или
работа в качестве профессора университета и др.). Конституция (ст.64)
провозглашает принцип несменяемости судей общей компетенции. Судью может
сместить лишь Высший совет магистратуры в связи с совершением серьезного
проступка или тяжелым заболеванием. Судья не может быть перемещен со своей
должности без его согласия, даже если речь идет о продвижении по службе.
Судьи уходят в отставку со своих постов по достижении ими 65 лет, а судьи
Кассационного суда и его первый председатель, согласно правилам,
установленным в 1988 г., соответственно в возрасте 66 и 68 лет.
Высший совет магистратуры, согласно ст.65 Конституции, возглавляется
президентом Республики и в качестве его заместителя министром юстиции. В
состав его входят, кроме того, девять членов, назначаемых на четыре года
президентом Республики из числа судей (в том числе трех членов
Кассационного суда) и других государственных служащих. Высший совет
магистратуры, помимо участия в назначении судей, рассматривает дела об их
дисциплинарных проступках, но уже в отсутствие президента Республики и
министра юстиции.
Расследование большинства преступлений осуществляется судебной
полицией, офицеры которой имеют право на проведение самостоятельного
предварительного дознания, а агенты и иные должностные лица — на проведение
лишь отдельных процессуальных действий. Особенно велики полномочия офицеров
судебной полиции при проведении расследования в отношении так называемых
явных преступлений непосредственно вслед за их совершением. Предварительное
следствие, осуществляемое обычно после полицейского дознания, проводится
следственным судьей. Оно обязательно по делам о тяжких преступлениях, может
быть проведено по делам об уголовных деликтах и лишь в исключительных
случаях проводится по делам о проступках. Следственные судьи назначаются на
свои должности на три года из числа судей трибунала большого процесса. В
период осуществления своих функций они остаются в составе судей трибунала
большого процесса и вправе даже участвовать в рассмотрении судебных дел,
кроме тех, что были расследованы ими самими.
Уголовное преследование в суде, как правило, осуществляется
прокуратурой, которая пользуется весьма широкими правами по своему
усмотрению отказаться от передачи дела в суд. В полицейских трибуналах
обвинение в проступках, за которые не может быть назначено более 10 дней
ареста, поддерживают полицейские комиссары.
Прокуратура во Франции представляет собой централизованную систему
органов, находящуюся под руководством министра юстиции. При каждом
апелляционном суде имеется генеральный прокурор со своими помощниками,
главный из которых носит звание генерального адвоката. Генеральный прокурор
находится в непосредственном подчинении министра юстиции и, в свою очередь,
вправе давать указания всем должностным лицам прокуратуры в районе
компетенции апелляционного суда. Под его надзором находятся и все
должностные лица судебной полиции. Генеральный прокурор лично или через
своих заместителей поддерживает обвинение в апелляционном суде и в суде
присяжных, учрежденном в месте нахождения апелляционного суда.
Республиканские прокуроры (так во Франции называются прокуроры низшей
инстанции, но обладающие широкими полномочиями) находятся при
исправительных трибуналах и осуществляют уголовное преследование по всем
уголовным делам в районе действия этого трибунала. Они лично или через
своих заместителей поддерживают обвинение в большинстве судов присяжных, в
исправительных трибуналах, а также, при необходимости; в полицейских
трибуналах. Представители прокуратуры официально участвуют также в
гражданском процессе в судах любой инстанции, когда этого требуют «интересы
общества».
Генеральный прокурор при Кассационном суде со своим аппаратом занимает
особое место в системе органов прокуратуры, поскольку его функции
ограничены выступлениями в этом суде.
Должностные лица прокуратуры весьма близки к судейскому корпусу (те и
другие именуются магистратами), так как они получают одинаковую подготовку
и в ходе своей карьеры нередко переходят из прокуроров в судьи и обратно.
Защищать обвиняемого в уголовном процессе и представлять интересы
сторон в гражданском и административном процессах могут адвокаты. До 1971
г. во Франции различались юридические профессии адвоката, поверенного при
трибунале большого процесса и поверенного при торговом трибунале. Ныне они
слиты в единую, так называемую новую профессию адвоката. При каждом
трибунале большого процесса имеются коллегии адвокатов, возглавляемые
советом и старейшиной. Для того чтобы быть принятым в коллегию адвокатов и
тем самым получить право выступать во французских судах, необходимо иметь
высшее юридическое образование, сдать экзамены для поступления в один из
центров профессиональной подготовки, пройти там годичный курс обучения и
получить сертификат о профессиональной пригодности. Адвокаты могут
заниматься индивидуальной практикой либо создавать совместные адвокатские
конторы. Правом выступления в Кассационном суде и Государственном совете
обладают только адвокаты, принятые в состав коллегии (из шестидесяти
адвокатов) при Кассационном суде.
Заключение.
И в заключении хотелось бы обратить внимание на положительный опыт
Франции, которая реформировала уголовно-процессуальное законодательство в
1993 г. и ввела самостоятельный институт судебного контроля за
предварительным расследованием.
Судебный контроль во Франции осуществляется следственным судьей и
обвинительной камерой.
Этот вид контроля действует на всех досудебных стадиях уголовного
процесса: дознании и предварительном расследовании.
В уголовном процессе Франции следственный судья является единственным
следственным органом первой инстанции.
Независимое процессуальное положение позволяет следственному судье
контролировать деятельность органов дознания по соблюдению законности и
обоснованности принимаемых решений по любым уголовным делам.
Следственным органом второй инстанции выступает обвинительная камера.
Она имеется в составе каждого апелляционного суда и наделена широкими
полномочиями: надзор за законностью деятельности следственного судьи,
рассмотрение споров о подследственности, применение санкций к органам
предварительного расследования первой инстанции и др.
Как известно, Франция, Германия, Япония, Италия и некоторые другие
государства относятся к смешанной форме уголовного процесса. Характерным
моментом смешанного уголовного процесса Франции является то обстоятельство,
что в большинстве случаев по делам небольшой тяжести проводится лишь
полицейское дознание, а по делам о тяжких преступлениях обязательно
предварительное следствие.
Предварительное следствие всегда негласно, лишь оформляется письменно,
но судебное разбирательство открытое и состязательное.
Реформа 1993 г. во Франции упрочила положение подозреваемого
(обвиняемого) на предварительном следствии и дознании, расширила права и
обязанности, придала больший статус институту адвокатуры.
В уголовном процессе Франции отсутствует такой процессуальный
документ, как постановление о привлечении в качестве обвиняемого, а фигура
обвиняемого появляется с момента первой явки лица, нарушившего закон, у
следственного судьи (ст. 80 УПК Франции).
В уголовном процессе Франции, как и Украины, лицо привлекается в
качестве обвиняемого и наделяется соответствующими правами, если по делу
собраны достаточные доказательства совершения лицом преступления.
Франция, как и Украина, путем проб и ошибок пытается придать уголовно-
процессуальным нормам демократический и более цивилизованный характер. Так,
следственный судья самостоятельно принимает решение о прекращении дела,
чтобы расширить пределы судебного контроля, во Франции был учрежден новый
орган – “следственная палата” В ее функции входила, в частности, проверка
законности и обоснованности уголовного преследования. Следственная палата
вправе привлекать к ведению следствия дополнительных следственных судей –
одного или нескольких.
Однако в уголовно-процессуальном законодательстве Франции “судебные
палаты” так и не утвердились и на сегодняшний день следственный судья –
единственный орган предварительного следствия первой инстанции.
Что касается Украины, то обновление уголовно-процессуальных институтов
зависит от того, какое значение будет придано судебному контролю в стадии
предварительного расследования уголовных дел.
По мнению некоторых специалистов, было бы целесообразно, чтобы
судебный контроль в стадии предварительного расследования вошел в УПК
Украины как самостоятельный институт уголовного процесса.
При этом следует отметить, что судебный контроль не может подменить
собой прокурорский надзор или ведомственный контроль органов дознания и
предварительного следствия.
Создание судебного контроля на ранних стадиях уголовного процесса и
всемерное развитие принципа состязательности на досудебных стадиях – это
реалии практики. Учитывая, что нарушение сроков расследования,
необоснованные задержания и аресты не говоря уже о других действиях органов
предварительного расследования, подрывают авторитет уголовного
судопроизводства, институт судебного контроля должен быть самостоятельным и
независимым органом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Уголовный процесс. Учебник. Издание пятое, переработ. и доп. / Под
ред. К.Ф.Гуценко. М.: Зерцало, 2000г.
2. Гуценко К.Ф., Головко Л.В., Филимонов Б.А. Уголовный процесс
западных государств / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., Издательство
“Зерцало”, 2001 г.
3. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994 г.
4. Нешатаева Т.Н. Международный гражданский процесс. М., 2001 г.
5. Кейлин А.Д. Судоустройство и гражданский процесс капиталистических
стран. М., 1990 г.
6. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы
современности. М., 1996 г.
7. Судебная система Франции. ТАСИС, 2001 г.
8. Основные проблемы защиты личности в уголовном процессе зарубежных
стран. А.Фоков//ПиЖ № 24, 1999 г.
9. Головко Л.B. Дознание и предварительное следствие в уголовном
процессе Франции. - М.: Спарк, 1995 г.