в результате проверки сведений о совершенном или готовящемся преступлении
компетентный орган государства (должностное лицо) выносит решение об отказе
в возбуждении уголовного дела, это не означает, что стадии возбуждения
уголовного дела не было; она была, результатом ее явилось постановление об
отказе в возбуждении уголовного дела.5
Своевременное возбуждение уголовного дела способствует наиболее
полному выявлению и закреплению необходимых доказательств. Запоздалое
решение значительно осложняет дальнейшую деятельность по раскрытию
преступления и изобличению виновных (изменяется обстановка совершения
преступления, уничтожаются его следы, последствия содеянного, свидетели
забывают происшествие и т.п.). Поэтому возбуждение уголовного дела во
многом обеспечивает дальнейшее расследование. Нередко акт возбуждения
уголовного дела пресекает начавшуюся преступную деятельность или
предотвращает наступление общественно опасных последствий.
Следует отметить, что на этой стадии уголовного процесса, уголовное
дело возбуждается не в отношении определенного лица, а в отношении самого
факта, события преступления. Поскольку при возбуждении уголовного дела
лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности, обычно бывает
неизвестным, его обнаружение и изобличение происходит уже после того, как
дело возбуждено, во время дознания и предварительного следствия. Но даже
тогда, когда при возбуждении уголовного дела есть указание на определенное
лицо, как на совершителя преступления, их нужно проверить, подтвердить
доказательствами, что возможно только лишь в дальнейших стадиях процесса,
но не при возбуждении уголовного дела. Конечно возможны случаи когда уже в
момент возбуждения уголовного дела имеется ввиду определенное лицо
(например, при задержании преступника на месте преступления). В этих
случаях возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной
ответственности максимально сближается, но все же не совпадут, так как и
здесь вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого будет
произведено уже после возбуждения уголовного дела, хотя и непосредственно
вслед за ним.6
Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела - это первая
самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в установлении
компетентным органом государства (органом дознания, следствия, прокуратуры,
судом) условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в
принятии решения о возбуждении уголовного дела или при отсутствии таковых
условий - об отказе в этом.
2. Порядок возбуждения уголовного дела.
2.1 Органы и должностные лица, имеющие право
возбуждать уголовные дела.
При возбуждении уголовного дела решаются многие важные вопросы,
затрагивающие права и интересы граждан. Поэтому в соответствии ст.ст. 3,
109, 112 УПК РСФСР это право предоставлено только суду, прокурору,
следователю и органу дознания.
В каждом случае обнаружения признаков преступления эти органы
“обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело, принять все
предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц,
виновных в совершении преступления и к их наказанию.” (ст. 3 УПК)
Никакие другие органы государства таким правом не обладают, а их
обращение о привлечении лица к уголовной ответственности может
рассматриваться только как повод к возбуждению уголовного дела.
К числу лиц, обязанных возбуждать уголовные дела, прежде всего
относится прокурор.
Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении,
независимо от подследственности дела. Это вытекает из возложенной на
прокурора функции надзора за исполнением законов, выполняя которую, он,
"…исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит
мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела…" - п.1 ст.25
Закона РФ "О прокуратуре РФ". В этом законе сказано: "При наличии оснований
полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер
преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому,
чтобы лица его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в
соответствии с законом”.7
Прокурор, при наличии законного повода и достаточного основания,
выносит постановление о возбуждении уголовного дела и передает его со
всеми материалами для расследования следователю или органу дознания . А
следователь, получивший это постановление, дело не возбуждает так как оно
уже возбуждено прокурором, а выносит постановление о принятии дела к своему
производству и приступает к предварительному следствию.
Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции,
исходя из правил о подследственности (ст.126 УПК). Следователь возбуждает
уголовное дело, если данные о преступлении получены непосредственно им. И
в этом случае он выносит постановление о возбуждении уголовного дела и
принимает его к своему производству для расследования. В данном случае
следователь выносит одно постановление, но в нем юридически содержатся два
постановления, которые относятся к различным стадиям уголовного процесса:
1) постановление о возбуждении уголовного дела, относящееся к стадии
возбуждения уголовного дела, 2) постановление о принятии дела к своему
производству, составляющее начальный момент предварительного следствия
(ст.129 УПК) . О возбуждении уголовного дела следователь должен сообщить
прокурору.
Орган дознания в пределах компетенции, определяемой ст.117 УПК
возбуждает уголовные дела. Вместе с тем орган дознания вправе возбудить и
дело, по которому обязательно производство предварительного следствия
(ст.119 УПК). Однако после выполнения неотложных следственных действий
такое дело должно быть передано по подследственности следователю. Например
в вооруженных силах командиры частей, как орган дознания, возбуждают
уголовные дела в отношении военнослужащих, уклонившихся от военной службы
(ст. 337 УК РФ), принимают их к своему производству, проводят неотложные
следственные действия, и в дальнейшем передают их по подследственности
военному прокурору.
Судья возбуждает уголовное дело единолично своим постановлением,
если соответствующее заявление или сообщение о преступлении подано
непосредственно в суд и в нем усматривается основание к возбуждению
уголовного дела.
Однако Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от
28 ноября 1996 г. признал не соответствующими Конституции Российской
Федерации положения ч.ч. 1, 2 ст. 418 УПК РСФСР (исключена из УПК
РСФСР 15 ноября 1997 г.), наделяющие судью полномочиями возбуждать
уголовное дело по подготовленным в протокольной форме материалам или
отказывать в его возбуждении, а также излагать в постановлении об этом
формулировку обвинения.8
Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных возбуждать
уголовные дела, является исчерпывающим.
Наряду с общим порядком возбуждения уголовных дел законодательством
установлен особый порядок возбуждения дел в отношении определенных
категорий лиц. В первую очередь это касается судей, присяжных и народных
заседателей (ст.16 Закона о статусе судей РФ, ст.87 Закона о судоустройстве
РСФСР), следователей, прокуроров (ст.42 Закона о прокуратуре РФ). Это
обусловлено необходимостью обеспечения независимости судей, прокуроров и
следователей и надлежащего выполнения ими своих обязанностей.
Решение о возбуждении уголовного дела оформляется постановлением
прокурора, следователя, органа дознания, судьи или определением суда.
В постановлении или определении, состоящем из вводной, описательной
и резолютивной частей, должно быть отмечено время и место вынесения
решения, кем оно составлен, т.е. кем возбуждено данное дело, повод и
основание к возбуждению уголовного дела, статья УК РФ, по признакам которой
дело возбуждается, а также дальнейшее направление дела, т.е. кому оно
передано для расследования или судебного рассмотрения. Статья особенной
части уголовного кодекса РФ может быть указана только приблизительно, так
как некоторые обстоятельства, от которых зависит точная квалификация
деяния, в момент возбуждения уголовного дела бывают еще неизвестны или
известны не полностью. Поэтому дана квалификация указанная в постановлении
о возбуждении уголовного дела которая не связывает следователя и прокурора
в ходе расследования уголовного дела: привлечение лица в качестве
обвиняемого и предъявление ему обвинения возможно и по той статье , которая
значится в постановлении о возбуждении уголовного дела, а по другой
предусматривающей иное более легкое или более тяжкое преступление, в
зависимости от выяснившихся в ходе расследования дела обстоятельств.9 То
есть имеется ввиду та статья УК , под признаки которой наиболее подходит
фактические обстоятельства дела в том виде, в каком они известны в момент
возбуждения дела. Но при всей условности и приблизительности уголовной
квалификации деянием в момент возбуждения дела такая квалификация должна
быть произведена обязательно, так как только таким способом можно
обеспечить возбуждение уголовного дела в отношении преступления, уголовно
наказуемого деяния, а не в отношении фактов, преступлением не являющихся,
признаков преступления не содержащих.
2.2 Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
Для возбуждения уголовного дела необходимы повод и основание.
Поводом к возбуждению уголовного дела является установленные
законом источники информации о совершенном или готовящемся преступлении,
которым закон придает значение юридических фактов, обязывающих орган
дознания, следователя, прокурора и суд (судью) принять решения о том,
следует ли приступить к производству по уголовному делу. 10
Согласно ст.108 УПК РСФСР ими могут быть: 1) заявления и письма
граждан ; 2) сообщение учреждений, предприятий, организаций и должностных
лиц ; 3) явка с повинной ; 4) непосредственное обнаружение органом
дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления
Заявления и письма граждан - это наиболее распространенный повод к
возбуждению уголовного дела. Заявление гражданина представляет собой устное
или письменное сообщение о преступлении, исходящее от определенного лица и