несколько поддельных авиабилетов на сумму 860 рублей.
Не возбудив уголовного дела, прокурор назначил бухгалтерскую ревизию,
которая длилась несколько месяцев. Лишь по окончании ревизии было
возбуждено уголовное дело.[5]
Возбуждение уголовного дела имеет и уголовно-правовое значение. По
делам о преступлениях, требующих предварительного расследования, до
вынесения постановления о предъявлении обвинения нет иного документа, кроме
постановления, определения о возбуждении уголовного дела, в котором бы
излагались обстоятельства общественно-опасного деяния и давалась
квалификация преступления.
Именно процессуальный акт о возбуждении дела определяет, хотя и
предварительно, какое преступление совершено и подлежит расследованию, чем
дает направление производству по делу на первых этапах следствия и
одновременно определяет предметную (родовую) подследственность.
Осуществление задач в стадии возбуждения уголовного дела достигается
путем совершения определенных процессуальных действий, сопровождающихся
возникновением и развитием уголовно-процессуальных отношений между лицами,
являющимися участниками этой стадии уголовного судопроизводства.
Уголовно-процессуальная деятельность в стадии возбуждения уголовного
дела, как и в любой другой стадии, ограничена своими пределами. Она
включает в себя: «...поводы к возбуждению уголовного дела (ст. ст. 27; 108
УПК РСФСР); принятие и процессуальное оформление заявлений, сообщений о
преступлении (ст. ст. 110; 111 УПК РСФСР); рассмотрение и изучение
заявлений и сообщений о преступлении (ч.1 ст. 109 УПК РСФСР); принятие мер
к предотвращению или пресечению преступления, производство следственных
действий (ч.4 ст.112; ст.114; ст.122; ч.2 ст.178 УПК РСФСР); истребование
необходимых материалов и получение объяснений (ч.2 ст.109; УПК РСФСР);
уголовно-процессуальную и уголовно-правовую оценку собранных материалов
(ст.71 УПК РСФСР); принятие решения по поступившему заявлению или сообщению
с процессуальным оформлением принятого решения (ст.10; ст.27; ч.3 ст.109;
ч.1, 2 ст.112; ст.113; ст. 114 УПК РСФСР); меры принимаемые судьей к
примирению потерпевшего с лицом, на которое была подана жалоба, а иногда и
объединение судьей в одном производстве этой жалобы с жалобой потерпевшего
(ч.4 ст.109 УПК РСФСР) и др. ...»[6]. Уголовно процессуальная деятельность
начинается с появления повода к возбуждению дела и завершается вынесением
постановления или определения о возбуждении уголовного дела или отказе в
этом. В случае обжалования или опротестования этих актов, стадия
возбуждения уголовного дела заканчивается решением компетентного органа по
соответствующей жалобе или протесту.
В стадии возбуждения по уголовному делу могут участвовать: заявитель о
преступлении, пострадавший, подозреваемый, представители пострадавших и
подозреваемых, коллективы трудящихся и должностные лица, органы и лица,
наделенные правом возбуждать уголовные дела (суд, судья, прокурор,
следователь, начальник следственного отдела и органы дознания), очевидцы
происшествия, специалист и граждане в роли понятых, переводчик, лица в
помещении которых производился досмотр, прокурор как орган надзора за
точным исполнением законов и вышестоящие суды как органы контроля за
судебной деятельностью в стадии возбуждения уголовного дела и некоторые
другие лица[7]. Фактическое, основанное на законе поведение лиц,
участвующих в стадии возбуждения уголовного дела, порождает между ними
определенные уголовно-процессуальные отношения.
Для процессуальных отношений недостаточно наличия соответствующих норм
процессуального права и конкретных субъектов правоотношений. Иоффе О.С. и
Шаргородский М.Д. утверждают, что для этого необходимы еще и юридические
факты, которые сами по себе не создаются нормой права, а лишь признаются ею
и проявляются в реальной общественной жизни.[8] Например, без заявления,
сообщения о преступлении невозможно следователю вступить в правоотношения с
заявителем, а затем прокурору со следователем и т.п.. И.С. Строгович пишет,
что действия участников процесса являются прежде всего юридическими
фактами, вызывающими возникновение, развитие и прекращение процессуальных
отношений.[9]
Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
Поводы к возбуждению уголовного дела перечислены в законе, в ст.108
УПК РСФСР. Это заявления и письма граждан; сообщения общественных
организаций; сообщения учреждений, предприятий, организаций и должностных
лиц; статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; явка с повинной;
непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или
судом признаков преступления.
Сведения, необходимые для возбуждения уголовного дела, могут быть
получены не только из самих заявлений или сообщений, но и из документов,
приложенных к ним (акты ревизий, ведомственных проверок и т.д.), или же из
материалов, добытых при проверке этих заявлений, сообщений о преступлении.
Дополнительные материалы к заявлению, сообщению закон не относит к поводам
для возбуждения дела. Источниками сведений о преступлении могут быть также
оперативные данные, телефонные сообщения неизвестных лиц, слухи и другие
материалы, которые закон не упоминает в числе поводов к возбуждению
уголовного дела. Следовательно, «... источник сведений о преступлении -
понятие более широкое, нежели повод к возбуждению дела.».[10]
Помимо этого, заявления, жалобы по делам частного обвинения,
поступившие от лиц, не пострадавших от этих преступлений, поводом к
возбуждению дела не являются, хотя служат источником информации об
общественно-опасном, противоправном деянии.
Для повода к возбуждению уголовного дела характерна тесная связь между
деятельностью заявителя и прокурорско-следственных или судебных органов,
ибо они обязаны принять заявление, сообщение о преступлении разрешить его
по существу. Указанные органы могут и сами обнаружить признаки
преступления.
Правовое значение повода к возбуждению уголовного дела заключается в
том, что он вызывает публичную деятельность органов дознания, следователя,
прокурора или судьи, требует, чтобы эти органы соответствующим образом
реагировали на каждый сигнал о готовящемся или совершенном преступлении. Не
будь повода к возбуждению уголовного дела - общественно-опасные деяния
оставались бы без внимания. Именно повод к возбуждению дела вызывает
осуществление и применение уголовного закона. В этом плане повод является
первым связующим звеном между уголовным правом и процессом.
Итак, сущность повода к возбуждению уголовного дела определяют
действия граждан, общественных организаций, учреждений, предприятий,
организаций или должностных лиц по заявлению или сообщению о преступлении
или же собственная деятельность органов дознания, следователя, прокурора,
судьи, приведшая к непосредственному обнаружению признаков преступления. В
основе повода к возбуждению уголовного дела всегда лежит активное начало
как со стороны заявителя, так и со стороны компетентных органов, которым
адресуются сведения о преступлении.
Рассмотрим характеристики поводов к возбуждению уголовного дела:
1. Заявления и письма граждан как повод к возбуждению уголовного дела
(п.1 ст.108 УПК РСФСР) представляют собой деятельность отдельных физических
лиц по осведомлению прокуроско-следственных органов о готовящемся или
совершенном преступлении.
Заявления и письма граждан могут исходить как от одного человека, так
и от группы лиц, исключение составляет запрет для военнослужащих подавать
групповые жалобы, что вызвано условиями несения военной службы.[11] Письма
граждан в смысле ст.108 п.1 УПК РСФСР следует рассматривать, как письменные
заявления, полученные по почте. Сообщения о преступлениях в виде заявлений,
помимо письменной формы, могут быть устными, переданными по телефону,
телеграфу, радио, телевидению. Хочется отметить, что в Уставе уголовного
судопроизводства, изданного до революции, отмечалось, что «... подача
жалобы по телеграфу не может быть допущена, ибо это есть не жалоба, а
простая бумага, которая подлежит возвращению.».[12] Сейчас с этим, конечно
нельзя согласиться.
Закон не создает никаких трудностей для подачи заявления, сообщения о
преступлении. Заявления граждан могут быть как устными, так и письменными в
любой форме. От заявителя не требуется сообщения причин общественно-
опасного происшествия, его юридической оценки. Важно, чтобы было сообщено о
самом факте случившегося.
Устное заявление заносится в протокол, который подписывается
заявителем и лицом принявшим заявление. Заявителю должна быть разъяснена
ответственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в
протоколе заявления. Если к заявлению прилагаются материалы, подтверждающие
сведения, изложенные в нем, то об этом также указывается в принятом
заявлении.
В некоторых случаях граждане не только вправе сообщать о преступлении,
но и обязаны это делать. Законодатель в ст. ст881, 190 УК РСФСР,
устанавливая уголовную ответственность за недонесение о достоверно
известных готовящихся или совершенных наиболее опасных преступлениях,
возложил на граждан юридическую обязанность сообщать об этих преступлениях
в органы милиции, прокуратуры, суда или в другие государственные органы.
На практике встречаются иногда случаи, когда в органы милиции,
прокуратуры, суда поступают жалобы, заявления, авторы которых пожелали
остаться неизвестными, что требует более осторожного подхода, т.к. на
практике заявления такого рода зачастую являются клеветническими. Например,
П.Н. Никифоров в течение трех лет клеветнически обвинял в хулиганстве,
рукоприкладстве, пьянстве и т.п. работников школ. Только в Министерство
просвещения Чувашской АССР он написал 209 анонимных клеветнических
заявлений, десятки таких заявлений в ЦК КПСС, Совет Министров и другие
органы. Для проверки жалоб представители Министерства просвещения выезжали
13 раз, РОНО - 31 раз, из партийных и других органов - 10 раз. Вывод всегда
был один: изложенное в жалобах клевета. При обыске у Никифорова было
обнаружено 100 конвертов без марок с написанными на них адресами в
различные органы. Клеветник был привлечен к уголовной ответственности.[13]
Предусматривая уголовную ответственность за клеветнические измышления