Взяточничество

Взяточничество

Кубанская Государственная Медицинская Академия

кафедра уголовного права

Научный руководитель

Профессор Ткаченко В. И.

Курсовая работа

на тему:

“В З Я Т О Ч Н И Ч Е С Т В О”

студента 2-й гр. 1-го курса

стоматологического ф-та

Голодного Д.А.

Краснодар 1999 г.

Содержание:

Раздел 1

Понятие взяточничества

Получение взятки

Раздел 2

Родовой объект преступления

Раздел 3

Объективная сторона преступления

Раздел 4

Субъективная сторона преступления

Раздел 5

Субъект преступления

Раздел 6

Квалифицированные виды получения взятки

Раздел 7

Особо квалифицированные виды получения взятки

Раздел 8

Понятие преступления дачи взятки

Раздел 1

Взяточничество - собирательный термин, охватывающий собой два

самостоятельных состава должностных преступлений против государственной

власти, интересов государственной службы и службы в органах местного

самоуправления - получение взятки и дачу взятки. Каждое из названных

посягательств на указанные интересы в качестве оконченных деяний не может

быть само по себе, вне связи с другим преступлением. Следовательно, они

находятся относительно друг друга в положении, при котором отсутствие

дачи взятки означает и отсутствие ее получения. При этой взаимосвязи

получение взятки законодатель расценивает как значительно более опасное

деяние, которое относится в соответствии с п.5 ст. 15 УК РФ к категории

особо тяжких преступлений. Исключительно высокая степень общественной

опасности получения взятки определяется тем, что она резко деформирует

нормативно установленный порядок осуществления должностными лицами своих

служебных полномочий и нарушает интересы государственной службы.

Взяточничество является наиболее типичным проявлением

коррупции - опаснейшего криминального явления, которое подтачивает

основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает

авторитет власти в глазах населения, затрагивает законные права и

интересы граждан. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 30 марта

1990 г “О судебной практике по делам о взяточничестве”, имеющем действие

на сегодняшний день, отметил, что “в обстановке проникновения коррупции в

различные сферы жизни опасность этого явления значительно возрастает.

Посягая на деятельность государственных учреждений, взяточничество

подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям

принципа социальной справедливости”.

Опасность получения и дачи взятки обусловлена и тем, что они

достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими

преступлениями: организованным хищением имущества; с легализацией

денежных средств и имущества, приобретенных незаконным путем; незаконным

приобретением оружия. В указанном постановлении пленума Верховного Суда

указывается, что особую опасность представляют случаи получения взяток

должностными лицами, действующих по предварительному сговору с

расхитителями государственного имущества и другими преступниками,

создающие систему круговой поруки”.

Уголовный Кодекс РФ, принятый в 1997 году, предусматривает два

самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ), и дача

взятки (ст. 291 УК РФ).

Получение взятки - наиболее опасное из преступлений,

содержащихся в главе 30 УК РФ, так как должностное лицо либо иные лица,

указанные в качестве субъекта преступления, по существу превращают

занимаемую должность и вытекающие полномочия в предмет купли-продажи.

В статье 290 УК РФ получение взятки определяется как получение

должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных

бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия

(бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие

действия (бездействия) входят в круг служебных полномочий должностного

лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким

действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или

попустительство по службе.

Данное преступление находится в главе 30 УК РФ - преступления против

государственной власти, интересов государственной службы и органов

местного самоуправления.

Раздел 2

Родовой объект состава преступления получение взятки можно определить

как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и

законную деятельность органов власти. Предусмотренные статьей 290 УК

преступления посягают на функционирование и престиж органов

государственной службы, на интересы государственной службы и на

деятельность (интересы службы) органов местного самоуправления, что

составляет видовой объект этого вида посягательств. При этом под органами

власти следует понимать все установленные законом властные структуры - от

Государственной Думы и Совета Федерации РФ до местных законодательных

органов, как-то думы, законодательные собрания или иные властные органы.

Под интересами государственной службы имеется в виду деятельность

управленческих систем, ведомств, органов, в которых осуществляется

государственная служба в соответствии с законом “Об основах

государственной службы в Российской Федерации”. В управленческие или

исполнительные системы следует включать структуры любого уровня и

ведомственной подчиненности - от Правительства РФ и субъектов РФ,

министерств, ведомств, комитетов, управлений до администрации

государственных организаций, учреждений, и предприятий. Под службой в

системе органов местного самоуправления понимается выполнение

соответствующих должностных или служебных функций - в качестве главы

муниципального образования или местной администрации, их заместителей,

руководителей отделов, секторов, инспекторского состава и т.д.

Непосредственный объект данного преступления, исходя из того, что в

заголовок главы вынесены составные части (компоненты) видового объекта,

логично считать нормальную деятельность органов государственной власти,

государственной службы и органов местного самоуправления.

Раздел 3

Объективная сторона получения взятки заключается в получении

должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения (взятки) за

совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий

(бездействии) с использованием своего служебного положения. Необходимым

признаком данного преступления является его предмет - взятка.

Закон содержит указание на ее разновидности в виде денег,

ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

Под деньгами закон понимает как российские, так и иностранные

денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте,

на момент совершения преступления. Старинные российские и иностранные

монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие

той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле ст. 290 УК РФ

не являются и должны рассматриваться как “иное имущество”, разумеется при

условии, что их среднерыночная стоимость не может быть расценена как

ничтожная, что в силу малозначительности исключает общественную опасность

содеянного и на основании ч.2 ст. 14 УК РФ исключает уголовную

ответственность.

В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является

документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных

реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых

возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ к ценным

бумагам относит: государственные облигации, например, сберегательного

займа, ГКО, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные

сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя,

коносаменты, акции. приватизационные ценные бумаги и другие документы,

которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке

отнесены к числу таковых (ст. 143 ГК РФ).

Под иным имуществом следует понимать любые материальные ценности,

обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности,

выраженные в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте,

драгоценные металлы (золото, серебро, платина, и металлы платиновой

группы - палладий, иридий. родий, рудений и осмий) в любом виде и

состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их

лома, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также

жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней

и лома таких изделий в соответствии с законом РФ “ О валютном

регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 года. При этом надо

иметь в виду, что если предметом получения взятки будут валютные ценности

в указанном виде, действия как взяткодателя, так и взяткополучателя

должны быть дополнительно квалифицированы по совокупности со ст. 191 УК

РФ (незаконный оборот драгоценных металлов, природных камней или

жемчуга).

В приводившемся постановлении Пленума Верховного Суда СССР по

делам о взяточничестве разъяснялась суть выгод имущественного характера

как оказываемые виновному безвозмездно услуги, подлежащие оплате (как то:

предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов,

производство ремонтных, реставрационных, строительных и других работ). На

практике наиболее часто предметами взятки являются деньги или ценные

бумаги, дорогостоящие вещи и техника (мебельные гарнитуры, аудио- и

видеотехника, автомобили), антикварные и коллекционные предметы (монеты,

художественные ценности и т.д.). При этом безвозмездность получения

предмета взятки может быть полной либо виновный получает предмет за

бесценок, по значительно меньшей, ничтожной цене. В приведенном Пленумом

Верховного Суда СССР обзоре дел о взяточничестве отмечались такие формы

получения взяток, как получение без оплаты туристических путевок для

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты