адвокаты, обязаны хранить в тайне информацию, полученную от клиентов. В
свете выше обозначенных фактов можно осознать какая ответственность лежит
на нотариусе. Именно поэтому государство предусмотрело сложный механизм для
принятия человека в ряды нотариусов.
Этот механизм описан в основном законе о нотариате – Основах
законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.
Этот механизм вступления в должность нотариуса представляет собой ряд
условий. Во-первых, это высшее юридическое образование, о чем я говорил
выше, во-вторых, это стажировка у частного или государственного нотариуса в
течение минимум года, в-третьих, это квалификационный экзамен, и, наконец,
в-четвертых, получение лицензии на занятие нотариальной деятельностью.
Кроме того, законодатель обязал частных нотариусов состоять в нотариальных
палатах.
Нотариат в наши дни представляет собой явление неоднородное. Он
состоит из трех частей – государственного нотариата, частного нотариата и
должностных лиц, наделенных правом выполнять нотариальные действия. Порядок
разделения сфер деятельности у этих трех частей прост: основная работа
ложится на государственный и частный нотариат, которые обладают практически
одинаковой компетенцией и осуществляют свою деятельность параллельно, а в
тех местах, где ни государственные, ни частные нотариусы не доступны, то
нотариальные функции могут выполнять должностные лица органов
государственной власти. Все различие в том, что этим органам исполнительной
власти позволено совершать только несложные нотариальные действия (как то:
удостоверение завещаний и доверенностей, свидетельствование верности копии
и т.д.), а государственные и частные нотариусы обладают всей полнотой
нотариальных функций. Как уже упоминалось выше, частные нотариусы должны
объединятся в палаты. Эти палаты являются органами самоуправления частных
нотариусов, прослеживается функциональное сходство с адвокатурами, это даже
аналог адвокатуры, но представляющий интересы нотариусов. Причем, и
адвокатуры, и палаты объединяются в единые сообщества: нотариальные палаты
- в Федеральную нотариальную комиссию, а коллегии – в Федеральный союз
адвокатов России (традиционные коллегии).
Палаты в тоже время являются посредниками между частным нотариусом и
органами юстиции, так как при отсутствии в нотариальном округе
государственной нотариальной конторы совершение этого нотариального
действия поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной
палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. Таким образом,
через палаты государственные органы контактируют со своими по сути дела
ставленниками, так как государство лицензирует деятельность нотариуса, и
сам частный нотариус действует от имени государства.
Хотелось бы отдельно сказать о деятельности нотариата и о его
правоохранительных полномочиях. В этом отношении интересна статья Жуйкова
В. «Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и
полномочия»[3]. Как видно из названия, автор утверждает о сходности функций
нотариата и функций правосудия, но превентивного, или предупредительного.
Какие же основания у него для такого утверждения?
«Прежде всего, это те случаи, когда нотариус непосредственно
обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость
обращаться к судье за защитой тех прав. В других случаях, когда все же
не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия
максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия. Если наш
свободный российский нотариат латинского типа в состоянии выполнить
эти задачи, то он может рассматриваться в качестве института
превентивного, предупредительного правосудия».
На мой взгляд, очень интересный подход к пониманию нотариата. Он
обосновывает связь нотариата с правосудием, во-первых, их общими чертами:
общие цели (обеспечение защиты прав и законных интересов физических и
юридических лиц), принципы организации деятельности (и судья и нотариус
действуют от лица государства, в то же время они независимы от государства;
это принципы беспристрастности, подчинение только закону) и полномочия (и
суд и нотариат осуществляют властные полномочия).
Во-вторых, это сама деятельность, когда нотариус в принудительном
порядке заставляет выполнить то или иное обязательство, тем самым
предупреждает необходимость обращения в суд, принуждение к выполнению
определенного обязательства и есть правосудие! Например, это взыскание
алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их оплате
(ст. 100 Семейного кодекса). Нотариус также значительно облегчает
деятельность судов: как известно, уже действует упрощенная процедура выдачи
судьей судебного приказа без судебного разбирательства и без судебного
протокола. Выдается такой приказ по требованиям, в частности, основанным на
нотариально удостоверенной сделке и опротестованном нотариусом векселе. Это
очень упрощает судебное производство и облегчает работу судей.
В последнее время исследователей и ученых стал волновать еще одна
проблема. После введения в 1993 году Основ о нотариате, введших новый вид
нотариата - частный – произошла путаница. Нужно было как-то урегулировать
отношения между частными и государственными нотариусами, которые
действовали параллельно. Возникли идеи как-то объединить обе части вместе,
создав тем самым мощную единую нотариальную организацию, или подвести под
государственных нотариусом и частных и так далее, но пока ничего не было
сделано, и поэтому сейчас существует две параллельные системы: частные
нотариусы и государственные, которые пока упорно борются друг с другом за
клиентов.
Таким образом, все ученые сводятся к тому, что надо
усовершенствовать законодательство о нотариате и законодательно
урегулировать все противоречия и проблемы.
На протяжении всего рассказа о нотариате, я несколько раз упоминал
об организационных сходствах нотариата и адвокатуры. Хотелось бы отметить,
что адвокатура и нотариат в организационном плане очень похожи. Палаты
очень напоминают коллегии, – они обладают схожими функциями (повышение
квалификации, защищают интересы находящихся в них членов и т.д.), и
представляют собой самоуправляющиеся организации.
Но на эти две традиционные формы оказания юридической помощи не
очень сильно будут похожи объединенные в одну группу «иные формы
организации юридической помощи»
Иные организационные формы оказания юридической помощи.
Иные организационные формы оказания юридической помощи – это
открытый список различных видов деятельности юридических и физических лиц
по оказанию платных юридических услуг.
В настоящее время это является самым трудным и запутанным вопросом о
юридической помощи, так как фактически на данный момент не существует
законодательства об этих формах. До сентября-ноября 1998 года все было еще
более или менее понятно – существовало Положение о лицензировании
деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской
Федерации от 15 апреля 1995 г., которые содержали в себе и требования,
предъявляемые к юристам-предпринимателям, и основания прекращения
деятельности таких частных организаций по оказанию юридических услуг, и
другие положения об этом виде деятельности. В настоящее время этот документ
фактически прекратил свое действие, так как Федеральным законом «О
лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. не
предусмотрено лицензирование платных юридических услуг.
Несмотря на это юридические услуги оказываются и довольно активно.
Более того, можно говорить о приросте количества платных юридических
контор, так как без лицензирования их теперь проще создавать. Это, конечно
же, сказывается на эффективности и профессионализме этих контор, так как
даже с действующим Положением в этой сфере юридической помощи было огромное
количество откровенных шарлатанов, так как в эту сферу попадали все, кто не
смог попасть в адвокатуру и нотариат. Теперь же после прекращения действия
Положения эта ситуация еще больше усугубилась.
Важность имеет вопрос о принципах осуществления юридической помощи,
которые теперь не распространяются на иные организационные формы. Таким
образом, можно поставить под сомнение вообще причисление иных
организационных форм к юридической помощи, так как иные организационные
формы не обладают надлежащими признаками, например, основным
конституционным принципом квалифицированности юридической помощи. Сейчас
нигде не сказано, что физическое лицо или работники юридического
предприятия, занимающиеся оказанием юридической помощи должны обязательно
обладать высшим юридическим образованием. Поэтому все требования, которые
стоят перед юридическим лицом или частным предпринимателем, занимающимся
оказанием юридических услуг, это требования представляемые к любому
юридическому лицу или частному предпринимателю.
Правда, учебник «Правоохранительные органы» под редакцией К.Ф.
Гуценко к иным видам юридической помощи причисляются и уже упомянутые мною
ранее «альтернативные» коллегии адвокатов. Однако, честно говоря, я не вижу
смысла выделять эти «параллельные» коллегии, так как они все равно обладают
такими же полномочиями, что и традиционные, более того, они не вписываются
в общую картину платных юридических услуг, которые фактически и составляют
«иные организационные формы оказания юридической помощи». И их единственное
существенное отличие в том, что традиционные уже давно находятся в этой
сфере деятельности и являются мощными структурами, а «параллельные» только
начинают свою деятельность и пока еще некрепко стоят на ногах. Кроме того,
параллельных коллегий просто очень много и они состоят в основном из
юристов, которые не смогли или не захотели по каким-то причинам попасть в
традиционные коллегии.
Все же, несмотря на многообразие и неопределенность в иных формах
юридической помощи, надо найти что-то общее и постараться охватить общую
картину иных организационных форм оказания юридической помощи. Итак, это
коммерческая деятельность физических и юридических лиц по оказанию правовой
помощи физическим и юридическим лицам по всем вопросам права и
законодательства, содействия в осуществлении их законных прав и
обязанностей. Как уже говорилось, список возможных форм открытый, поэтому
просто невозможно привести характерные организационные формы, круг
возможностей настолько велик: от консультаций по законодательству или по
отдельной его части и выступления в роли представителя или защитника в
суде; помощь в составлении документа и помощь в нахождении нужного
законодательного акта; создание отчетов и сводок по законодательству для
определенной организации, или их публикация в периодическом издании;
аналитические правовые фирмы; даже юридические издательства и компании-
разработчики программного обеспечения юридического толка и т.д. и т.п. Обо
всех о них можно было найти информацию в сводном реестре Министерства
Юстиций лицензий на оказание платных юридических услуг, теперь же нет ни
реестра, ни лицензий, даже можно сказать, что нет оказания платных
юридических услуг как особого вида коммерческой деятельности.
И все-таки, несмотря на прекращение действия Положения «о
лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг», я считаю
уместным рассказать коротко об основных положениях этого документа, так как
отмена лицензирования юридических услуг – это шаг явно непродуманный, а
может быть просто временный. Очевидно, что ни к чему хорошему привести он
не может, единственным его результатом будет деградация и ухудшение
качества оказания платных юридических услуг. По крайней мере, в Положении
предусматривался конституционный принцип квалифицированной юридической
помощи.[4] Теперь же этот принцип фактически необязателен.
Лицензии выдавались Министерством Юстиции физическим и юридическим
лицам при условии, что:
. у физических лиц и участников юридических лиц есть диплом о
высшем юридическом образовании РФ;
. стаж работы по юридической специальности не менее трех лет
. для юридических лиц – присутствие в учредительных документах
упоминания о соответствующем виде деятельности (юридической);
. лица, обладающие дипломом о высшем юридическом образовании
другого государства, могут осуществлять юридическую помощь только
в отношении законодательства государства, где выдан диплом;
Вот основные условия получения лицензии. Их может показаться мало, но все-
таки они были, теперь вообще никаких условий нет, свобода выбора, которая
недопустима в такого рода деятельности. Поэтому мне кажется очевидным, что
в отношении «иных форм оказания юридической помощи» необходимо издание
нового законодательного акта, причем срочно, пока оказание платных
юридических услуг не превратилось в непрофессиональную, дилетантскую сферу
юридической деятельности.
§4. Значение юридической помощи в современной России.
Много раз в предшествовавшем повествовании упоминалось нынешнее состояние
юридической помощи в России, новые шаги в законодательстве и значение этих
шагов и юридической помощи в целом. В последние годы в стране заметно
возрос спрос на юридические услуги. Это связано со всеми Великими
Переменами, которые произошли в нашей стране в последнее время.
Существенным изменением стало внедрение рыночных отношений в общественную и
экономическую жизнь. Это изменение самым существенным образом повлияло на
юридическую помощь. С возникновением и развитием рыночных отношений
появилось много новых частнособственнических и гражданских отношений,
которые урегулировались законом, соответственно участники этих отношений
нуждались в помощи по разъяснению им этого законодательства. С другой
стороны, все законодательство в какие-то несколько лет было в корне
изменено или хотя бы частично отредактировано государственными органами
различного уровня, и уже каждый гражданин нуждался в юридической помощи по
новому, еще незнакомому и непонятному, законодательству. Государственная
система правового обслуживания перестала справляться с потребностями новых
рыночных отношений в обществе. Это способствовало возникновению
коммерческих структур, основной или вспомогательной функцией которых стало
оказание различных юридических услуг организациям и гражданам. Частным
бизнесом на этом поприще начали заниматься и некоторые юристы-
предприниматели. Рынок юридических услуг стал более эффективным и
разнообразным. Это стало прибыльно и популярно, и теперь это уже
неотъемлемая часть нашей жизни. Появилось огромное количество новых форм
организации юридической помощи, причем это связано не только с изменениями
в государственном строе, но и с техническими нововведениями. Скажем,
появились юридические фирмы, занимающиеся систематизацией и изданием
нормативно-правовой базы на компьютерных носителях, публикация и
возможность оказать помощь в поиске необходимого нормативно-правового акта
в Глобальной Сети Интернет и т.д. Стремительно ворвавшись в нашу жизнь,
юридическая помощь и в частности платные юридические услуги сразу же стали
привычным и даже само собой разумеющимся явлением.
На самом деле, все новые формы юридической помощи не могли не возникнуть в
новых условиях, так как для них была ниша, и они были востребованы
населением.
Ни для кого не секрет, что очень многое изменилось в России за последние
всего лишь десять лет. В лучшую или худшую сторону – решать не мне и не
всем нам. Однако о некоторых вещих мы все же можем сказать с уверенностью.
Я считаю, что все же, несмотря на все сегодняшние недостатки юридической
помощи (законодательная и теоретическая несовершенство) – сейчас это
намного более прогрессивный и демократичный вид юридической помощи, чем он
был раньше, при советской власти. Пусть даже сейчас он работает не так
хорошо, как тогда, ведь это вопрос времени, а не вопрос отсталости или
антидемократичности идей. Сам факт, что впервые за долгие годы разрешено
создавать юридические фирмы на коммерческой основе для помощи нуждающимся в
них людям, что фирмам позволили представлять интересы этих людей в суде,
что позволили юристам, не желающим входить в коллегии адвокатов, создавать
свои коллегии, - все это не может расцениваться никак кроме прогресса,
движения вперед, к лучшему и совершенному устройству государства и
общества, организаций и сообществ, к полной выполнимости незыблемых
демократических принципов: свободы, равенства людей, неприкосновенности
личности, правосудия!…
-----------------------
[1] Основываясь на Зак-ве: Положение об адвокатуре РСФСР от 1980 г., где
прямо предусматривается условием приема лица в члены коллегии наличие
высшего юридического; Основах законодательства РФ о нотариате от 1993 г.,
где в статье 2 тоже предусматривается это условие; и фактически утративший
силу, но практически действующий до сих пор принцип из Положения о
лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на
территории Российской Федерации от 1995 года, где также предусматривается
условием занятия частной деятельностью по оказанию юридических услуг
наличия высшего образования у лица, претендующего на получение лицензии на
осуществление юридической помощи.
[2] Введенное постановление Правительства Российской Федерации "Об
оплате труда адвокатов за счет государства" от 7 октября 1993 г.
устанавливает порядок, по которому Министерство финансов должно
предусматривать в проектах республиканского бюджета выделение Министерству
юстиции, Министерству внутренних дел, Министерству обороны, Генеральной
прокуратуре и ряду других ведомств средств на оплату труда адвокатов,
которые: (1) защищают лиц, освобожденных от оплаты полностью или частично
органом дознания, предварительного следствия, прокурором или судом, в
производстве которых находится дело, и отнесение расходов на оплату
юридической помощи на счет государства, а также при участии их в
производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению
(САПП, 1993, N 41, ст. 3927).
[3] «Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и
полномочия» (Российская Юстиция 1998, №6-7, Жуйков В)
[4] ст. 3 Положения о лицензировании деятельности по оказанию платных
юридических услуг на территории РФ гласит: «Платные юридические услуги
вправе оказывать физические лица, имеющие диплом образовательного
учреждения Российской Федерации о высшем юридическом образовании, стаж
работы по юридической специальности не менее трех лет».