Банкротство и ликвидация предприятия

преднамеренное увеличение руководителем или собственником предприятия его

неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию, заведомо

некомпетентное ведение дел. Под фиктивным банкротством понимается заведомо

ложное объявление предпринимателем о своей несостоятельности с целью

введению в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или

рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

В Законе содержится перечень других неправомерных действий. В их числе,

сокрытие части имущества должника или его обязательств; сокрытие,

уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с

осуществлением хозяйственной деятельности должника, невнесение необходимых

записей в бухгалтерские документы; сокрытие сведений или непредставление

конкурсному управляющему должником его имущества.

Этот вид процедур позволяет без обращения в арбитражный суд решать путем

переговоров должника с кредиторами вопросы продолжения деятельности

предприятия-должника либо его добровольной ликвидации. От мирового

соглашения внесудебные процедуры отличаются тем, что мировое соглашение

может иметь место уже после возбуждения в арбитражном суде дела о

несостоятельности (банкротстве) предприятия, в то время как внесудебные

процедуры реализуются не только до обращения в арбитражный суд, но и в

процессе его.

Результатами внесудебных процедур (переговоров) могут быть достигнутые

договоренности между должником и большей частью кредиторов об отсрочки и

(или) рассрочке причитающихся кредиторам платежей и (или) скидке с долгов

для продолжения деятельности предприятия-должника либо добровольная

ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов и официальное

объявление должником о своей несостоятельности (банкротстве). Предприятие-

должник считается находящимся в процессе ликвидации с момента утверждения

собственником данного предприятия решения о его добровольной ликвидации.

Ликвидация осуществляется конкурсным управляющим. Но за кредиторами

сохраняется право назначить другого управляющего. На последнего возлагаются

созыв собрания кредиторов и регулярное представление им отчета о ходе

ликвидации предприятия-должника.

После назначения конкурсного управляющего должник не вправе удовлетворять

требования кредиторов за счет своего имущества, за исключением требований,

обеспеченных залогом, и привилегированных кредиторов. Порядок

удовлетворения требований кредиторов аналогичен порядку, действующему в

конкурсном производстве при принудительной ликвидации предприятия-должника.

Решение о завершении ликвидации принимается собранием кредиторов.

Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из

государственного реестра на основании представления.

5. Ликвидация обанкротившихся предприятий.

Предприятие-должник объявляется банкротом, если меры а процессе его

санации не привлекли к ожидаемым результатам. Затем по решению арбитражного

суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур

(ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания

кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного

имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

Ликвидационная комиссия в соответствии с действующим законодательством

осуществляет общее управление имуществом предприятия-банкрота.

Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включает:

1. Оценку имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости. Такая

оценка производится на основе полной инвентаризации имущества

предприятия;

2. Оценку имущества предприятия-банкрота по рыночной стоимости. В этом

случае имущество предприятия-банкрота подлежит реализации с целью

удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно

оценено по минимальной рыночной стоимости;

3. Определение ликвидационной массы. Основу для формирования

ликвидационной массы составляет все имущество предприятия-должника,

оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим

законодательством изъятием;

4. Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества. Решение об этом

принимает ликвидационная комиссия по согласованию с собранием

кредиторов. Этот выбор основывается на получении максимально возможной

суммы средств от реализации имущества;

5. Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Эта процедура

наиболее сложная в процессе осуществления ликвидационных процедур при

банкротстве. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий

являются средства, вырученные от продажи имущества должника. Сумма

этих средств распределяется в определенной очередности. В первую

очередь возмещаются расходы:

> арбитражного суда;

> ликвидационной комиссии;

> распорядителей имущества;

> удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом.

Затем выполняются обязательства перед:

> работниками предприятия-банкрота;

> удовлетворяются требования по общегосударственным и местным

налогам, налоговым платежам в бюджет, органов государственного

страхования и пенсионного обеспечения;

> требования кредиторов, не обеспеченные залогом;

> требования по возвращению взносов работников в уставный фонд и

выплат по акциям трудового коллектива;

> прочих требований.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного

удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности

средств от продажи имущества для полного удовлетворения всех требований

одной очереди, претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся

каждому кредитору сумме;

6. Разработку ликвидационного баланса ликвидационной комиссией после

полного удовлетворения всех требований кредиторов и подачу его в

арбитражный суд. Если по результатам ликвидационного баланса не

осталось имущества после удовлетворения требований кредиторов,

арбитражный суд выносит постановление о ликвидации юридического лица-

банкрота. Если же у предприятия-банкрота достаточно имущества для

удовлетворения всех требований кредиторов (достаточно с позиций

законодательства для его функционирования в данной организационно-

правовой форме), оно считается свободным от долгов и может продолжать

свою предпринимательскую деятельность.

6. Реорганизация и ликвидация кооператива.

Реорганизация кооператива осуществляется по решению собрания

уполномоченных кооператива. При реорганизации кооператива его права и

обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом

и разделительным балансом, в которых должны содержаться положения о

правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого кооператива в

отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства,

оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс

утверждаются собранием уполномоченных вместе с учредительными документами

для государственной регистрации.

Кооператив считается реорганизованным, за исключением случаев в форме

присоединения с момента государственной регистрации вновь возникших

юридических лиц и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств.

Ликвидация кооператива влечет за собой прекращение его деятельности без

перехода прав и обязанностей кооператива в порядке правопреемства к другим

лицам. Кооператив может быть ликвидирован по решению собрания

уполномоченных; по решению суда в случае осуществления деятельности без

надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом; в

случае признания судом кооператива банкротом либо в случае объявления им о

своем банкротстве в порядке, установленном законом; в других случаях,

предусмотренных законодательством.

Правление кооператива по поручению собрания уполномоченных или орган,

принявший решение о ликвидации кооператива, обязаны незамедлительно

сообщить органу, осуществляющему государственную регистрацию для внесения в

единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что данный

кооператив находится в процессе ликвидации.

Собрание уполномоченных кооператива или орган, принявший решение о

ликвидации кооператива, назначают по согласованию с органом, осуществляющим

государственную регистрацию, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и

устанавливают порядок и сроки ликвидации. По ходатайству собрания

уполномоченных кооператива решением суда о ликвидации кооператива на его

правление могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все

полномочия по управлению делами данного кооператива. Ликвидационная

комиссия от имени ликвидируемого кооператива выступает в суде; помещает в

официальном печатном органе, в котором публикуются сведения о

государственной регистрации кооперативов, публикацию о его ликвидации,

порядке и сроках заявления требований кредиторов. Этот срок не может быть

менее двух месяцев с момента публикации сведений о ликвидации кооператива.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и

получению дебиторской задолженности, а также уведомляет кредиторов о

ликвидации кооператива.

По окончании срока предъявления требований кредиторами ликвидационная

комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит

сведения о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне

предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах их

рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собранием

уполномоченных кооператива или органом, принявшим решение о ликвидации

кооператива по согласованию с органом, осуществляющим государственную

регистрацию, и ревизионным союзом.

В случае если имущества и средств кооператива недостаточно для

удовлетворения претензий кредиторов, члены кооператива обязаны внести

дополнительные взносы в размере 0,5% обязательного пая. (Увеличение размера

обязательного пая или повышение пределов субсидиарной ответственности на

стадии ликвидации кооператива не допускаются). В этом случае ликвидационная

комиссия осуществляет продажу имущества кооператива с публичных торгов в

порядке, установленном для исполнения судебных решений. Распоряжение землей

ликвидируемого кооператива осуществляется в порядке и на условиях,

определяемых земельным законодательством РФ и законодательством субъектов

РФ.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого кооператива производится

комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского

кодекса РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная

со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди.

Удовлетворение прочих требований производится по истечении месяца со дня

утверждения промежуточного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия

составляет ликвидационный баланс, который утверждается собранием

уполномоченных кооператива или органом, принявшим решение о его ликвидации,

по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию,

ревизионным союзом, в который входит ликвидируемый кооператив.

При ликвидации кооператива, имеющиеся у него объекты социальной

инфраструктуры, входящие в неделимый фонд кооператива, разделу не подлежат

и передаются на основании решения собрания уполномоченных кооператива иным

сельскохозяйственным организациям.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество

ликвидируемого кооператива передается членам кооператива и распределяется

между ними. При этом в первую очередь выплачивается стоимость паевых

взносов ассоциированных членов. Затем членам ликвидируемого кооператива

выплачивается стоимость дополнительных взносов, внесенных ими в порядке

субсидиарной ответственности, и стоимость дополнительных паев. Оставшиеся

денежные средства или иное имущество распределяются между членами

ликвидируемого кооператива пропорционально их обязательным паям.

Ликвидация кооператива считается завершенной, а кооператив

ликвидированным после внесения записи о ликвидации данного кооператива в

единый государственный реестр юридических лиц, о чем орган, осуществляющий

государственную регистрацию, публикует соответствующие сведения в

официальном печатном органе. Документация и бухгалтерская отчетность

ликвидируемого кооператива передаются на хранение в государственный архив.

7. Заключение.

Предприятие считается банкротом после признания факта о несостоятельности

арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своем

банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного

производства.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом

по месту нахождения предприятия-должника, указанному в учредительных

документах. Обращение в арбитражный суд возможно, если требования к

должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров

оплаты труда.

Внешнее управление имуществом должника осуществляет арбитражный

управляющий. В его обязанности входит ряд мер по восстановлению

платежеспособности предприятия-должника и продолжению его деятельности. Все

мероприятия внешний управляющий осуществляет согласно плану, утвержденному

собранием кредиторов.

Предприятие-должник объявляется банкротом, если меры а процессе его

санации не привлекли к ожидаемым результатам. Затем по решению арбитражного

суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур

(ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания

кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного

имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

8. Список литературы.

1. Нормативно-методические материалы о несостоятельности (банкротстве)

предприятий. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и

финансовому оздоровлению. Москва, 1998 год.

2. «Антикризисное управление: Учебник», под ред. Э.М. Короткова, ИНФРА-М,

Москва, 2003 год.

3. «Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению»,

под ред. Г.П. Иванова, ЮНИТИ, Москва, 1995 год.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты