Демографическая политика

которые публикуют целые полосы брачных объявлений.

Имеющиеся прогнозы в целом нельзя назвать утешительными. 1986 году

эксперты ООН полагали, что к 2000 году население Индии возрастет до 964

млн. человек, а в 1988 году они подняли эту до 1042 млн.

человек. Соответствующие прогнозы на 2025 год составляли сначала 1229, а

затем 1446 млн. человек.

3. Пакистан

Второе место по темпам демографического роста (после КНР и Индии)

занимают Пакистан и Нигерия, население которых увеличится со 156 млн. до

345 млн. и со 112 млн. до 244 млн. человек соответственно. Это подтверждают

некоторые статьи, опубликованные в СМИ. Предлагаю некоторые из них.

Статья 1. «Пакистанская семья в городе Окара /провинция Пенджаб/ сдала в

приют своего восьмого, только что родившегося ребенка, поскольку не имеет

возможности не то что дать ему образование, но и просто прокормить,

сообщает газета "Доон". "Я получаю в месяц всего 2200 рупий /36 долларов/,

- рассказал глава семьи, - и мой сын обязательно умрет от голода, если о

нем не позаботятся хорошие люди".

Ислам не разрешает аборты, реклама противозачаточных средств в средствах

массовой информации запрещена. В Пакистане в среднем семья имеет 6 детей,

передает корреспондент РИА "Новости".

Медики и социальные работники пытаются вести пропагандистскую работу по

вопросам планирования семьи, однако, учитывая неграмотность и

консервативность основной массы населения, заметных успехов она не

приносит.

Население страны продолжает расти очень быстрым темпами - 2,2 проц в год

/более 3,5 млн. человек/. Пакистан в этом году занял 7 место в мире по

числу жителей - около 145 млн. /2,3 проц всего населения Земли/. При таких

скоростях к 2020 году в стране будет проживать 230 млн. граждан.

При этом по официальным данным, только 49 проц населения /независимые

эксперты называют 40 проц/»

Статья 2. «Задача снижения роста населения в Пакистане становится все более

насущной, заявил военный правитель страны генерал Первез Мушараф. Выступая

в Исламабаде на собрании по случаю Всемирного дня населения, П.Мушараф

охарактеризовал уровень демографического роста в Пакистане, по последним

данным составивший 2,2%, как "слишком высокий". По мнению генерала, этот

уровень необходимо снижать. Одновременно он подчеркнул, что первостепенная

задача правительства - экономическое развитие страны, поэтому жизненно

важно четко контролировать численность ее населения. В своем выступлении

П.Мушараф объявил также о введении ряда административных изменений. В

частности, речь идет о децентрализации программ по улучшению благосостояния

жителей страны и переводе этих программ на районный уровень. Журналисты

отмечают, что Пакистан, в котором

живет 137 млн. человек, занимает седьмое место в мире среди самых

"населенных" стран, сообщает Би-би-си».

В заключение хотелось бы отметить, что в целом программы планирования

семьи, как показывает опыт отдельных стран, могут сыграть определенную роль

в поддержании уровня жизни в развивающихся странах, но сами по себе они не

могут сделать бедную страну богатой и даже не продвинут ее на несколько

градусов по шкале развития.

На сдвиги в демографической политике развивающихся стран повлияло ухудшение

их экономического положения. Это наглядно проявилось на конференции по

народонаселению в Каире в сентябре 1994 г. В ее документах заложена

концепция о том, что первопричиной сохраняющейся в развивающихся странах

отсталости является быстрый прирост населения. Поэтому основные

рекомендации сводились к средствам планирования семьи. Программа действии,

одобренная в Каире, концептуально отличается от принятой в 1974 г. в

Бухаресте. Тогда прирост населения определялся источником созидания и

определяющим фактором человеческого прогресса утверждалось, что наиболее

эффективным решением проблемы народонаселения выступает ускорение социально-

экономического развития. Планирование населения может дать некоторые

результаты лишь в плане такого развития. Программа действий признавала

основное право человека «свободно и ответственно» выбирать число детей

Подобные отличные концептуальные подходы определяются не только

экономическими причинами. Они связаны с коренными изменениями на

международной арене. Нет больше социалистического содружества, и западные

страны могут навязывать Третьему миру свое видение его проблем. Возможно, у

них существует опасение, что со временем западная цивилизация с ее низкими

темпами роста населения окажется слишком малочисленной, чтобы противостоять

многочисленному Третьему миру. Беспрецедентный рост населения в

развивающихся странах вызывает необходимость перераспределения дохода в

мире. У промышленно развитых стран Запада нет желания увеличивать

экономическую помощь, необходимую для содействия развитию периферийных

стран.

3. Политика развитых стран

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится

исключительно ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕРАМИ и направлена на стимулирование

рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации -

ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям,

пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за

ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви

(например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в

парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность

для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.

Отношение в западных странах к демографическим проблемам определяется как

эгалитаристское, включающее соблюдение принципов демократии, социальной

справедливости и прав человека. Они предполагают исключение репрессивных

мер, превосходство индивидуального решения. Большинство промышленно

развитых капиталистических стран к низкой рождаемости относятся

неопределенно. Политика по увеличению рождаемости отмечалась во Франции,

Греции, Люксембурге. Это не означает, что правительства западных стран не

имеют демографических целей. Скорее всего, они не выражают их в явном виде.

3.1. Германия

Германия ведет политику поощрения рождаемости. Правительство ФРГ в 1974 г.

разрешило распространение контрацептивных средств и сняло ограничения на

аборты в первые три месяца беременности, однако в начале следующего года

верховный суд страны признал неконституционным разрешение абортов «по

желанию» и ограничил право на них только «медицинскими показаниями» или

другими чрезвычайными обстоятельствами. В наше время в Германии принята

сложная система поощряющих мероприятий демографической политики, которая

делится на три основные группы:

. Семейные пособия и надбавки;

. Пособия при родах;

. Жилищные льготы.

4. Политика России

Россия вступила в ХХ век с рекордно высоким уровнем рождаемости. Даже в

1915 г., когда значительная часть мужчин была призвана в армию, население

страны продолжало расти. В ближайшее время вступает в свой детородный

возраст поколение 1980-1987 годов рождения. Последнее многочисленное

поколение, способное заместить своих отцов и матерей. Государственная

демографическая политика России должна быть направлена на стимулирование

рождения второго и третьего ребенка, т.к. это еще остается приемлемой

ценностью и возможно при создании соответствующих материальных и бытовых

условий. Расходы на демографическую политику должны занять первое место в

государственном бюджете. Объем льгот и поощрительных выплат для двух-

трехдетных семей должны достичь уровня, при котором такие семьи будут в

материально выгоднее однодетных.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в области демографии в Российской

Федерации характеризуется рядом негативных тенденций. С 1992 года в России

отмечается депопуляция населения, которая обусловлена низкой рождаемостью с

одной стороны (параметры которой меньше требуемого для замещения поколений

почти в 2 раза) и высоким уровнем смертности населения, особенно в

младенческом и трудоспособном возрастах. Среди умерших в трудоспособном

возрасте мужчины составляют около 80%, что в 4 раза выше уровня смертности

женщин. Основные причины смерти – несчастные случаи, отравления и травмы,

болезни системы кровообращения и новообразования.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях

ожидаемой продолжительности жизни населения страны. Средняя

продолжительность жизни населения страны на конец 2000 года составила 65,9

лет. Различия в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин

составляют 12 лет.

Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является

проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения; создание

предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.

В связи с этим, основными задачами Правительства Российской Федерации в

области демографической политики являются:

. разработка основных направлений действий по реализации

демографической политики Российской Федерации на долгосрочную

перспективу, включающих конкретные меры по реализации Концепции

демографической политики с учетом перспектив социально-экономического

развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,

отдельных этнических групп населения и региональных особенностей

демографических процессов;

. разработка и реализация комплекса федеральных целевых программ по

охране здоровья населения, в том числе по профилактике и лечению

артериальной гипертонии среди населения Российской Федерации; оказанию

онкологической помощи населению Российской Федерации; профилактике и

борьбе со СПИДом и др.

. разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью

выявления неблагоприятных факторов на здоровье работников, а также

порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении

условий и охраны труда;

. разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и

наркомании.

Большое значение для получения наиболее полной и достоверной информации о

населении страны в различных ее аспектах, проведения широкого круга

исследований по формированию и корректировке демографической политики будет

иметь проводимая в октябре 2002 года Всероссийская перепись населения, а

также создание Государственного регистра населения Российской Федерации.

В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность

воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение

учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной

жилищной политики, в том числе:

. поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима

благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;

. содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья,

наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей,

находящихся в активной фазе репродуктивного цикла;

. учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных

условий, при определении размера помощи со стороны государства

(безвозмездные субсидии на приобретение жилья, помощь в погашении

ипотечных кредитов и т.п.).

Естественная убыль населения России в 1999 г составила 4,8 человек на 10

тыс. граждан. Как передает ИТАР-ТАСС, такие данные привел сегодня, выступая

в Госдуме, министр труда и социального развития РФ Александр Починок.

Он сообщил, что в прошлом году численность российского населения снизилась

до 145,6 млн. человек. А.Починок отметил в целом неблагоприятную

демографическую тенденцию в стране. По прогнозам Госкомстата, если эта

тенденция сохранится, то к 2015 году население России составит 138,4 млн.

человек, к 2025 г - снизится на 9,5 млн. человек, а к середине 21 века - на

26,1 млн. человек. Причем, уточнил министр, такие прогнозы рассчитывались

из учета положительного миграционного сальдо. Без учета этого фактора, по

словам А.Починка, к 2010 году население России может составить 121 млн.

человек, в результате чего страна с седьмого места в мире по численности

своих граждан опуститься на четырнадцатое.

Такая демографическая ситуация, по словам А.Починка, может привести "к

катастрофе" пенсионной системы России и нехватке рабочей силы в стране. Для

предотвращения демографического кризиса нужны серьезные, последовательные

меры, сказал министр.

Правительством уже разработана концепция демографического развития РФ,

которая предусматривает выполнения ряда социальных программ, в частности,

по снижении уровня внезапной смертности, охране условий труда, борьбе с

туберкулезом и наркоманией. А.Починок также отметил, что для повышения

уровня рождаемости в стране необходимо значительно повысить социально-

экономический уровень жизни людей. "Для того чтобы сегодня семья рожали

детей, им необходима уверенность в завтрашнем дне", - сказал министр.

5. Заключение

Трудности в социально-экономическом развитии стран Третьего мира

способствовали росту приоритетности демографической политики, т.е.

целенаправленной деятельности в сфере регулирования демографических

процессов. Этому содействовала позиция промышленно развитых стран Запада,

которые считают, что контроль над ростом населения является и необходимым

условием социально-экономического развития. В совместном коммюнике глав

государств и правительств ведущих западных стран в Хьюстоне в 1990 г.

отмечалось, что устойчивое развитие в ряде стран требует, чтобы рост

населения находился в разумном балансе с экономическими ресурсами, а

сохранение дутого баланса является приоритетом стран, поддерживающих

экономическое развитие.

Значение демографической политики неодинаково для различных подсистем и

стран в зависимости от уровня их экономического развития и этапа

демографического перехода. В частности, в пятой части всех стран, где

проживает 26% населения мира, полагают, что рост или естественное

увеличение населения оказывает незначительное влияние на развитие страны и

не требуется добиваться особый целей в этой сфере.

Демографическая политика, будучи частью социально-экономической политики,

не всегда проявляется четко. С наибольшей определенностью она проводится,

когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие.

Демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного

поведения населения — на реализацию потребности в детях и на формирование

потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое

соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими,

административно-юридическими и социально-психологическими мерами.

Характерной чертой этих мер является их долговременность в силу того, что

демографическим процессам свойственна значительная инерционность,

определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения.

Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику

демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредованно, через

поведение человека.

Примечания

При работе над рефератом были использованы различные материалы из

Интернета:

. Чужие работы с www.bankreferatov.ru

. Чужие работы с http://www.fem.ru/cgi-

bin/inf.cgi?id=01D61FC27FBD241F&t=ref/infd.html

. Электронные энциклопедии и справочники

. Виртуальные СМИ

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты