которые публикуют целые полосы брачных объявлений.
Имеющиеся прогнозы в целом нельзя назвать утешительными. 1986 году
эксперты ООН полагали, что к 2000 году население Индии возрастет до 964
млн. человек, а в 1988 году они подняли эту до 1042 млн.
человек. Соответствующие прогнозы на 2025 год составляли сначала 1229, а
затем 1446 млн. человек.
3. Пакистан
Второе место по темпам демографического роста (после КНР и Индии)
занимают Пакистан и Нигерия, население которых увеличится со 156 млн. до
345 млн. и со 112 млн. до 244 млн. человек соответственно. Это подтверждают
некоторые статьи, опубликованные в СМИ. Предлагаю некоторые из них.
Статья 1. «Пакистанская семья в городе Окара /провинция Пенджаб/ сдала в
приют своего восьмого, только что родившегося ребенка, поскольку не имеет
возможности не то что дать ему образование, но и просто прокормить,
сообщает газета "Доон". "Я получаю в месяц всего 2200 рупий /36 долларов/,
- рассказал глава семьи, - и мой сын обязательно умрет от голода, если о
нем не позаботятся хорошие люди".
Ислам не разрешает аборты, реклама противозачаточных средств в средствах
массовой информации запрещена. В Пакистане в среднем семья имеет 6 детей,
передает корреспондент РИА "Новости".
Медики и социальные работники пытаются вести пропагандистскую работу по
вопросам планирования семьи, однако, учитывая неграмотность и
консервативность основной массы населения, заметных успехов она не
приносит.
Население страны продолжает расти очень быстрым темпами - 2,2 проц в год
/более 3,5 млн. человек/. Пакистан в этом году занял 7 место в мире по
числу жителей - около 145 млн. /2,3 проц всего населения Земли/. При таких
скоростях к 2020 году в стране будет проживать 230 млн. граждан.
При этом по официальным данным, только 49 проц населения /независимые
эксперты называют 40 проц/»
Статья 2. «Задача снижения роста населения в Пакистане становится все более
насущной, заявил военный правитель страны генерал Первез Мушараф. Выступая
в Исламабаде на собрании по случаю Всемирного дня населения, П.Мушараф
охарактеризовал уровень демографического роста в Пакистане, по последним
данным составивший 2,2%, как "слишком высокий". По мнению генерала, этот
уровень необходимо снижать. Одновременно он подчеркнул, что первостепенная
задача правительства - экономическое развитие страны, поэтому жизненно
важно четко контролировать численность ее населения. В своем выступлении
П.Мушараф объявил также о введении ряда административных изменений. В
частности, речь идет о децентрализации программ по улучшению благосостояния
жителей страны и переводе этих программ на районный уровень. Журналисты
отмечают, что Пакистан, в котором
живет 137 млн. человек, занимает седьмое место в мире среди самых
"населенных" стран, сообщает Би-би-си».
В заключение хотелось бы отметить, что в целом программы планирования
семьи, как показывает опыт отдельных стран, могут сыграть определенную роль
в поддержании уровня жизни в развивающихся странах, но сами по себе они не
могут сделать бедную страну богатой и даже не продвинут ее на несколько
градусов по шкале развития.
На сдвиги в демографической политике развивающихся стран повлияло ухудшение
их экономического положения. Это наглядно проявилось на конференции по
народонаселению в Каире в сентябре 1994 г. В ее документах заложена
концепция о том, что первопричиной сохраняющейся в развивающихся странах
отсталости является быстрый прирост населения. Поэтому основные
рекомендации сводились к средствам планирования семьи. Программа действии,
одобренная в Каире, концептуально отличается от принятой в 1974 г. в
Бухаресте. Тогда прирост населения определялся источником созидания и
определяющим фактором человеческого прогресса утверждалось, что наиболее
эффективным решением проблемы народонаселения выступает ускорение социально-
экономического развития. Планирование населения может дать некоторые
результаты лишь в плане такого развития. Программа действий признавала
основное право человека «свободно и ответственно» выбирать число детей
Подобные отличные концептуальные подходы определяются не только
экономическими причинами. Они связаны с коренными изменениями на
международной арене. Нет больше социалистического содружества, и западные
страны могут навязывать Третьему миру свое видение его проблем. Возможно, у
них существует опасение, что со временем западная цивилизация с ее низкими
темпами роста населения окажется слишком малочисленной, чтобы противостоять
многочисленному Третьему миру. Беспрецедентный рост населения в
развивающихся странах вызывает необходимость перераспределения дохода в
мире. У промышленно развитых стран Запада нет желания увеличивать
экономическую помощь, необходимую для содействия развитию периферийных
стран.
3. Политика развитых стран
Демографическая политика в экономически развитых странах проводится
исключительно ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕРАМИ и направлена на стимулирование
рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации -
ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям,
пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за
ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви
(например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в
парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность
для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.
Отношение в западных странах к демографическим проблемам определяется как
эгалитаристское, включающее соблюдение принципов демократии, социальной
справедливости и прав человека. Они предполагают исключение репрессивных
мер, превосходство индивидуального решения. Большинство промышленно
развитых капиталистических стран к низкой рождаемости относятся
неопределенно. Политика по увеличению рождаемости отмечалась во Франции,
Греции, Люксембурге. Это не означает, что правительства западных стран не
имеют демографических целей. Скорее всего, они не выражают их в явном виде.
3.1. Германия
Германия ведет политику поощрения рождаемости. Правительство ФРГ в 1974 г.
разрешило распространение контрацептивных средств и сняло ограничения на
аборты в первые три месяца беременности, однако в начале следующего года
верховный суд страны признал неконституционным разрешение абортов «по
желанию» и ограничил право на них только «медицинскими показаниями» или
другими чрезвычайными обстоятельствами. В наше время в Германии принята
сложная система поощряющих мероприятий демографической политики, которая
делится на три основные группы:
. Семейные пособия и надбавки;
. Пособия при родах;
. Жилищные льготы.
4. Политика России
Россия вступила в ХХ век с рекордно высоким уровнем рождаемости. Даже в
1915 г., когда значительная часть мужчин была призвана в армию, население
страны продолжало расти. В ближайшее время вступает в свой детородный
возраст поколение 1980-1987 годов рождения. Последнее многочисленное
поколение, способное заместить своих отцов и матерей. Государственная
демографическая политика России должна быть направлена на стимулирование
рождения второго и третьего ребенка, т.к. это еще остается приемлемой
ценностью и возможно при создании соответствующих материальных и бытовых
условий. Расходы на демографическую политику должны занять первое место в
государственном бюджете. Объем льгот и поощрительных выплат для двух-
трехдетных семей должны достичь уровня, при котором такие семьи будут в
материально выгоднее однодетных.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в области демографии в Российской
Федерации характеризуется рядом негативных тенденций. С 1992 года в России
отмечается депопуляция населения, которая обусловлена низкой рождаемостью с
одной стороны (параметры которой меньше требуемого для замещения поколений
почти в 2 раза) и высоким уровнем смертности населения, особенно в
младенческом и трудоспособном возрастах. Среди умерших в трудоспособном
возрасте мужчины составляют около 80%, что в 4 раза выше уровня смертности
женщин. Основные причины смерти – несчастные случаи, отравления и травмы,
болезни системы кровообращения и новообразования.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях
ожидаемой продолжительности жизни населения страны. Средняя
продолжительность жизни населения страны на конец 2000 года составила 65,9
лет. Различия в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин
составляют 12 лет.
Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является
проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения; создание
предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.
В связи с этим, основными задачами Правительства Российской Федерации в
области демографической политики являются:
. разработка основных направлений действий по реализации
демографической политики Российской Федерации на долгосрочную
перспективу, включающих конкретные меры по реализации Концепции
демографической политики с учетом перспектив социально-экономического
развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
отдельных этнических групп населения и региональных особенностей
демографических процессов;
. разработка и реализация комплекса федеральных целевых программ по
охране здоровья населения, в том числе по профилактике и лечению
артериальной гипертонии среди населения Российской Федерации; оказанию
онкологической помощи населению Российской Федерации; профилактике и
борьбе со СПИДом и др.
. разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью
выявления неблагоприятных факторов на здоровье работников, а также
порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении
условий и охраны труда;
. разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и
наркомании.
Большое значение для получения наиболее полной и достоверной информации о
населении страны в различных ее аспектах, проведения широкого круга
исследований по формированию и корректировке демографической политики будет
иметь проводимая в октябре 2002 года Всероссийская перепись населения, а
также создание Государственного регистра населения Российской Федерации.
В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность
воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение
учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной
жилищной политики, в том числе:
. поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима
благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;
. содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья,
наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей,
находящихся в активной фазе репродуктивного цикла;
. учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных
условий, при определении размера помощи со стороны государства
(безвозмездные субсидии на приобретение жилья, помощь в погашении
ипотечных кредитов и т.п.).
Естественная убыль населения России в 1999 г составила 4,8 человек на 10
тыс. граждан. Как передает ИТАР-ТАСС, такие данные привел сегодня, выступая
в Госдуме, министр труда и социального развития РФ Александр Починок.
Он сообщил, что в прошлом году численность российского населения снизилась
до 145,6 млн. человек. А.Починок отметил в целом неблагоприятную
демографическую тенденцию в стране. По прогнозам Госкомстата, если эта
тенденция сохранится, то к 2015 году население России составит 138,4 млн.
человек, к 2025 г - снизится на 9,5 млн. человек, а к середине 21 века - на
26,1 млн. человек. Причем, уточнил министр, такие прогнозы рассчитывались
из учета положительного миграционного сальдо. Без учета этого фактора, по
словам А.Починка, к 2010 году население России может составить 121 млн.
человек, в результате чего страна с седьмого места в мире по численности
своих граждан опуститься на четырнадцатое.
Такая демографическая ситуация, по словам А.Починка, может привести "к
катастрофе" пенсионной системы России и нехватке рабочей силы в стране. Для
предотвращения демографического кризиса нужны серьезные, последовательные
меры, сказал министр.
Правительством уже разработана концепция демографического развития РФ,
которая предусматривает выполнения ряда социальных программ, в частности,
по снижении уровня внезапной смертности, охране условий труда, борьбе с
туберкулезом и наркоманией. А.Починок также отметил, что для повышения
уровня рождаемости в стране необходимо значительно повысить социально-
экономический уровень жизни людей. "Для того чтобы сегодня семья рожали
детей, им необходима уверенность в завтрашнем дне", - сказал министр.
5. Заключение
Трудности в социально-экономическом развитии стран Третьего мира
способствовали росту приоритетности демографической политики, т.е.
целенаправленной деятельности в сфере регулирования демографических
процессов. Этому содействовала позиция промышленно развитых стран Запада,
которые считают, что контроль над ростом населения является и необходимым
условием социально-экономического развития. В совместном коммюнике глав
государств и правительств ведущих западных стран в Хьюстоне в 1990 г.
отмечалось, что устойчивое развитие в ряде стран требует, чтобы рост
населения находился в разумном балансе с экономическими ресурсами, а
сохранение дутого баланса является приоритетом стран, поддерживающих
экономическое развитие.
Значение демографической политики неодинаково для различных подсистем и
стран в зависимости от уровня их экономического развития и этапа
демографического перехода. В частности, в пятой части всех стран, где
проживает 26% населения мира, полагают, что рост или естественное
увеличение населения оказывает незначительное влияние на развитие страны и
не требуется добиваться особый целей в этой сфере.
Демографическая политика, будучи частью социально-экономической политики,
не всегда проявляется четко. С наибольшей определенностью она проводится,
когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие.
Демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного
поведения населения — на реализацию потребности в детях и на формирование
потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое
соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими,
административно-юридическими и социально-психологическими мерами.
Характерной чертой этих мер является их долговременность в силу того, что
демографическим процессам свойственна значительная инерционность,
определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения.
Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику
демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредованно, через
поведение человека.
Примечания
При работе над рефератом были использованы различные материалы из
Интернета:
. Чужие работы с www.bankreferatov.ru
. Чужие работы с http://www.fem.ru/cgi-
bin/inf.cgi?id=01D61FC27FBD241F&t=ref/infd.html
. Электронные энциклопедии и справочники
. Виртуальные СМИ