избрание органов территориального общественного самоуправления
населения и принятие положений (уставов) о них;
утверждение программ деятельности органов территориального
общественного самоуправления населения по социально - экономическому
развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;
решение других вопросов, относящихся к компетенции органов
территориального общественного самоуправления.
Новый шаг на пути повышения роли собраний (сходов) граждан в системе
местного самоуправления был сделан Положением об основах организации
местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной
конституционной реформы, утвержденным Указом Президиума Российской
Федерации от 26 октября 1993 г. Если раньше такие собрания (сходы)
созывались по мере необходимости и действовали наряду с местными органами
власти в городских и сельских населенных пунктах; то согласно упомянутому
Положению собрания и сходы в небольших городских и сельских поселениях, с
населением до 5 тыс. человек, могли выступать непосредственными органами
населения и вместе с выборной главой местного самоуправления осуществлять
все функции местного самоуправления. В таких случаях представительный орган
местного самоуправления не образовывался.
В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 24) собрания и сходы
граждан могут собираться на уровне муниципального образования для решения
вопросов местного значения. При этом порядок созыва и проведения собрания
(схода) граждан, принятие и изменение решений, пределы его компетенции
регулируются уставом муниципального образования в соответствии с законами
субъектов Российской Федерации.
С муниципальными выборами тесно связана такая форма прямого
волеизъявления граждан, как отзыв депутата представительного органа
местного самоуправления или выборного должностного лица. Под ним, как
правило понимается, установленная в законодательстве возможность досрочного
прекращения полномочий депутата или выборного должностного лица по
инициативе избирателей.
Действующая Конституция Российской Федерации не устанавливает каких -
либо положений о праве избирателей отзывать избранных ими депутатов.
Вместе с тем в Федеральном Законе «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 18) закреплено, что
уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов
Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением
депутата, члена выборного органа местного самоуправления выборного
должностного лица местного самоуправления.
В настоящее время во многих краях (Алтайский, Ставропольский и др.) и
областях (Белгородская, Воронежская, Калининская) приняты законы о порядке
отзыва избирателями депутата представительного органа местного
самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В них
достаточно подробно оговариваются основания, условия проведения и
процедуры отзыва, а также определяются его юридические
последствия.[9]Указанные выборные лица в соответствии с законами субъектов
Российской Федерации могут быть отозваны в случае, если они не оправдали
(утратили) доверие избирателей в результате невыполнения своих
обязанностей, требований Конституции Российской Федерации, Федерального
законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, устава
муниципального образования или совершения действий, порочащих звание
депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица.
Вместе с тем законодательство отдельных субъектов Российской Федерации
исключает институт отзыва депутатов и выборных должностных лиц местного
самоуправления. При этом оно исходит из соображения того, что депутаты и
выборные должностные лица местного самоуправления представляют и
обеспечивают в своей деятельности интересы всего населения муниципального
образования, вследствие чего вряд ли правомерно ставить вопрос о досрочном
прекращении их полномочий по волеизъявлению избирателей. Ведь местное
самоуправление и его органы призваны обеспечивать в первую очередь именно
интересы населения, а не отдельной его части, выступающей в качестве
избирателей. Именно поэтому, по мнению Князева С. Д. и Хрусталева Е. Н.
Закон Приморского края от 1 ноября 1996 года «О статусе депутата
представительного органа местного самоуправления, выбранного должностного
лица местного самоуправления в Приморском крае» (ст. 3) не предусматривает
в числе оснований досрочного прекращения их полномочий институт отзыва в
качестве безусловного предписания, оставляя решение этого вопроса на
усмотрение уставов муниципального образования.[10]
Еще одной самостоятельной формой прямого волеизъявления граждан в
системе местного самоуправления является народная правотворческая
инициатива. Как предусмотрено в ст. 25 Федерального Закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
население самоуправляющихся территорий в соответствии с уставом
муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в
вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного
значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей
населения, а результаты рассмотрения официальному опубликованию
(обнародованию).
Важное значение в непосредственном осуществлении гражданами права на
местное самоуправление имеет закрепленная Конституцией Российской Федерации
(ст. 33) и Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (ст. 26) возможность обращаться
лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы
местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Обращения граждан носят различный характер, содержат неодинаковую
информацию, не совпадают по общественной направленности: могут содержать
как индивидуальные жалобы на нарушение прав и свобод, так и коллективные,
поднимающие вопросы, представляющие общественно значимый интерес.
Действующее законодательство практически не ограничивает возможности
граждан в выборе форм и способов его реализации. Это могут быть заявления,
предложения, жалобы, информационные письма.
Одной из форм участия населения в осуществлении местного
самоуправления является территориальное общественное самоуправление.
Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» определяет территориальное общественное
самоуправление как самоорганизацию граждан по месту их жительства на части
территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся
муниципальным образованием, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других
территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления
собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно
населением или через создаваемые им органы территориального общественного
самоуправления.
Приведенное определение территориального общественного самоуправления
позволяет взглянуть на эту категорию по крайней мере с двух позиций. Во-
первых, как составную и вполне самостоятельную часть местного
самоуправления, а во-вторых, как одну из форм непосредственного участия
населения в управлении местными делами. Ее отличительной особенностью
является участие населения в самоуправлении и решении вопросов местного
значения не на всей территории муниципального образования, а на какой-то
его части.
Являясь частью общей системы местного самоуправления в Российской
Федерации, система территориального общественного самоуправления включает в
себя: общи собрания (сходы) граждан, выборы, конференции граждан и другие
формы непосредственного волеизъявления граждан, органы территориального
общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных
комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы
самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц,
кварталов, домов).
Согласно Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (ст. 27), наряду с предусмотренными
этим Законом формами участия населения в осуществлении местного
самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы)
граждан, народная правотворческая инициатива, обращение граждан в органы
местного самоуправления, территориальное общественное самоопределения),
граждане в праве участвовать в осуществлении местного самоуправления и в
других формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации,
федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации. К формам
непосредственной демократии, используемым гражданами в системе местного
самоуправления, которые служат выявлению общественного мнения и позволяют
соответствующим органам общественного самоуправления принимать решения с
учетом общественного мнения и интересов большинства населения, относятся:
обсуждение населением вопросов местного значения, проектов решений органов
местного самоуправления, опросы общественного мнения.
Важную роль в привлечении внимания органов местного самоуправления к
актуальным проблемам социально-экономического и культурного развития,
вопросам охраны окружающей среды, требующим срочного решения, играют такие
общественные инициативы граждан, как митинги, демонстрации, шествия,
пикетирование и собрания. Право на проведение публичных мероприятий -
субъективное право граждан. Оно является важным элементом народовластия,
формой участия граждан в управлении делами государства как на
общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного
самоуправления.
-----------------------
[1] Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право. Учебное
пособие Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997.с.40
[2] Павлушкин А.В. Регулирование институтов непосредственной демократии в
уставах краев и областей//Журнал Российского права.-1997.-№12.с.69
[3] См.: Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь.
М.:1995. С.131
[4] Ведомость Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.
1991.№29. ст.1010
[5] Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право.Учебное
пособие Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997.с.44
[6] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации.
Юрист, 1997. С. 134
[7] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г. №49.
Ст.5497
[8] См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1985. №36. Ст.1269
[9] Князев С. Д. Хрусталев Е. Н. Российское муниципальное право. - Учебное
пособие Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. с. 69
[10] Князев С. Д. Хрусталев Е. Н. Российское муниципальное право. - Учебное
пособие Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. с. 69
Страницы: 1, 2