Нормативно-методическая база

Нормативно-методическая база

Нормативно-методическая база (НМБ).

1-Состав НМБ.

НМБ – это совокупность законов, нормативно правовых актов и методических

документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и

использования документов в текущей деятельности учреждения, а также

регламентирующих работу службы делопроизводства, ее структуру, функции,

штаты, техническое обеспечение и др.

НМБ включает в себя:

1. Законодательные акты РФ в сфере информации и документации.

2. Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения

Правительства РФ, регламентирующие вопросы документационного обеспечения

на федеральном уровне.

3. Правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств,

комитетов, служб, агентств и др.), как общеотраслевого, так и

ведомственного характера.

4. Правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов

РФ и их территориальных образований, регламентирующих вопросы

делопроизводства.

5. Правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические

документы по делопроизводству учреждений, организаций и предприятий.

6. Гос. Стандарты на документацию.

7. Унифицированные системы документации.

8. Общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

9. Гос. система документационного обеспечения управления. Основные

требования к документам и службам документационного обеспечения. Этот

документ ГСДОУ.

10. Нормативные документы по организации управленческого труда и охране

труда.

11. Нормативные документы по организации архивного хранения документов.

2-Законодательство РФ, правовые акты президента, правительства РФ,

федеральных органов, органов исполнительной власти в области

документационного обеспечения.

Основу гражданского законодательства составляет гражданский кодекс РФ.

Первая часть, которого принята 21 октября 1994, вторая 22 декабря 1995.

Регулируются гражданские правоотношения гражданский кодекс, который

устанавливает виды и разновидности документов создаваемых в целях:

. фиксация актов гражданских взаимоотношений;

. регистрация фактов их возникновения и прекращения;

. подтверждение правоотношений и др.

Наряду с гражданским кодексом РФ отдельные стороны работы с информацией и

документацией регулируются специальными федеральными законами:

1. Закон РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 №5154-1. Устанавливает

правовые основы стандартизации в РФ.

2. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от

20 июня 1995 №24-ФЗ. Устанавливает, что информационные ресурсы (документы

и массивы документов) являются объектами отношений физ-х, юр. лиц и гос-

ва, и защищаются законом наряду с др. ресурсами.

Законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования

информационных ресурсов, в частности:

. Порядок документирования информации;

. Право собственности на отдельные документы и отдельные массивы

документов;

. Документы и массивы документов в информационных системах;

Категории информации по уровням доступа к ней;

Порядок правовой защиты информации.

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами

предусмотренные законодательством РФ, в том числе имеет право:

. Назначать лицо осуществляющего хозяйственное введение информации

ресурсами или оперативное управление ими;

. Устанавливает в пределах своей компетенции режим и правила обработки и

защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

. Определить условия распоряжения документами при их копировании и

распространении. Развитие отдельных положений этого закона нашло выражение

в Указе Президента РФ «Об основах гос. политики в сфере информации» от 20

января 1994, в постановлениях Правительства «Об информационном обеспечении

предпринимательства в РФ» от 1 декабря 1994, «Об улучшении информационного

обеспечения населения РФ» от 12 января 1996;

3. Закон РОФ «Об участии в международном обмене информационном обмене» от 4

июля 1994 №85-ФЗ. Направлен на создание условий для эффективного участия

России в международном информационном обмене. Закон определяет объекты и

субъекты. Объекты международного информационного обмена могут быть:

документационная информация, информационные ресурсы, информационные

продукты, информационные услуги и средства международного информационного

обмена. Субъектами являются РФ, субъекты РФ, органы гос. власти, органы

местного самоуправления, физ. И юр. лица РФ, физ и юр лица иностранных

государств, и лица без гражданства;

4. Закон «О гос. тайне» от 21 июля 1993 №5485. Регулирует отношения,

возникающие в связи и отнесением сведений к гос. тайне. Их

рассекречиванием и защитой в интересах безопасности РФ. Положения этого

закона нашли отражение в Указе Президента «Об утверждении перечня сведений

отнесенных к гос. тайне» от 30 ноября 1995. Постановление правительства РФ

«О перечни сведений, которые не могут быть составлять коммерческой тайны»

от 5 декабря 1991. Постановление пенсионного фонда РФ «Об утверждении

перечня сведений составляющих конфиденциальную информацию» от 30 августа

1996.

5. Основа законодательства РФ «Об Архивном фонде РФ и архивах». Принятые

Верховным Советом РФ 7 июля 1993, направленные на совершенствования

организации архивного дела в стране, предотвращение порчи, уничтожения,

хищения, незаконной скупки, продажи, приобретения и вывоза документов за

границу. Регулируют формирование, организацию, хранение, учет,

использование архивных фондов и управление ими. В развитие основ

законодательства об Архивном фонде РФ и архивах приняты указы: Указ

Президента РФ от 17 марта 1994 «Об утверждении Положения об Архивном фонде

РФ», постановление Совета Министров-Правительства РФ от 3 марта 1993 «О

порядке ведомственного хранения документов и организации их в

делопроизводство. Законодательство РФ регулирует и др. сферы деятельности

тесно связанные с документным обеспечением.

3-Гос. стандарты на документацию.

Закон «о стандартизации» от 10 июня 93г.

Стандарт–деятельность по установлению норм, правил, характеристик в целях

обеспечения:

1. Безопасности продукции, работ и услуг для окр. среды, жизни, здоровья,

имущества;

2. Тех и информ совместимости, а также взаимозаменяемости прод-ии;

3. Кач-ва прод-ии, работ и услуг в соответ. с ур-нем развития науки,

техники, технологий, единства измерений;

4. Экономии всех видов ресурсов;

5. Безопасности хоз. объектов с учетом риска возникновения природных и

техногенных катастроф и др чрезвычайные ситуации;

6. Обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

К нормативным док-ам по стандартизации относятся:

1. ГОСТ, применяемый в установленном порядке;

2. международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по

стандартизации;

3. общеросс. классификаторы технико-экон и социал инф-ии;

4. стандарты отраслей, предприятий, научно-технич и инженерных обществ и др

обществ объединения.

Госстандарты и общеросс классификаторы технико-экон и соц инф-ии принимает

Госстандарт РФ.

Требования, устанавливаемые стандартами, общеобязат для всех гос органов

упр-ия и субъектов хоз деятельности всех форм собственности.Все

Госстандарты объединены в единую госсистему стандартизации.

Единая госсистема стандартизации–это иерархически организованная система

классификации и кодирования самих госстандартов.

Самостоят комплекс сост-ют стандарты на унифицир системы документации и

единую систему классификации и кодирования технико-экон инф-ии:

ГОСТ 6.01.1-87 «Единая система классификации и кодирования технико-экон инф-

ии»;

ГОСТ 6.10.3-83 «Унифицир системы документации. Запись инф-ии

унифицированных док-ов в коммуникативном формате»;

ГОСТ 6.10.4-84 «Унифицир системы документации. Придание юр силы док-ам на

машинном носителе и машинограмме, создаваемыз средствами вычислит техники.

Общие положения».

ГОСТ 6.10.5-87 «Унифицированные системы документации. Требования к

построению формуляра-образца».

ГОСТ 6.10.6-87 «Единая система внешнеторговой документации. Формуляр-

образец»

ГОСТ 6.10.7-90 «Единая система внешнеторговой документации. Счет».

ГОСТ Р6.30-97 «Унифицированная система документации. Ситсема организационно-

распорядительной документации. Требования к оформлению док-ов»

ГОСТ 16487-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».

4-Унифицированные системы документации (УСД).

Цель УСД:

. Унификация производится с целью (кол-ва применяемых в деятельности

предприятий док-ов;

. типизации их формы;

. снижения трудовых, временных и мат затрат на их подготовку и обработку;

. достижения информ совместимости автоматизированных баз данных.

В основе создания УСД лежит метод унификации – установления единообразия

состава и форм, управленческих док-ов, создаваемых при решении однотипных

управленческих задач.

Одновременно разрабатывают классификаторы технико-экон и социал инф-ии,

обеспечивающие интегрированную автоматизированную обработку данных,

содержащихся В УСД.

В наст время действует 8 УСД:

1. Унифицированная система (УС) организационно-распорядит документации (УС

ОРД);

2. УС банковской документации;

3. УС финансовой, учетной и отчетной бух документации бюджетных учрежедений

и орг-ий;

4. УС отчетно-статистической документации;

5. УС учетной и отчетной бух документации предприятий;

6. УС документации по труду;

7. УС документации Пенсионного фонда РФ;

8. УС внешнеторговой документации.

5-Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной

информации.

Эти классификаторы обеспечивают интегрированную обработку данных в

автоматизированных информационных системах.

В настоящее время разработаны и действуют 37 общероссийских и продолжающих

действовать общесоюзных классификаторов.

В зависимости от области применения классификаторы подразделяются на 3

группы:

1. общероссийские;

2. отраслевые;

3. классификаторы предприятий.

С точки зрения содержания классификаторы делятся на 3 группы:

1. Классификаторы информации об управленческих документах, задачах,

решаемых в автоматизированных системах управленческой деятельности

экономических и социальных показателях.

К ним относятся: общероссийский классификатор (ОК) стандартов (ОКС), ОК

продукции (ОКП), ОК валют (ОКВ), ОК единиц измерения (ОКЕИ), товарная

номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД).

2. Классификаторы информации об организационных структурах.

К ним относятся: ОК органов гос. власти и управления (ОКОГУ), ОК

предприятий и организаций (ОКПО), ОК экономических районов (ОКЭР), ОК

отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), ОК пунктов погрузки и выгрузки на

ж/д, речном, морском, воздушном и автомобильном транспорте (ОКППВ).

3. Классификаторы информации о населении и кадрах.

К ним относятся: ОК информации по социальной защите населения (ОКИСЗН), ОК

специальностей по образованию (ОКСО), ОК профессий рабочих, должностей

служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), ОК информация о населении (ОКИН).

Структура и содержание классификаторов технико-экономической информации на

примере ОК управленческой документации выглядит следующим образом: - ОКУД

содержит информацию об унифицированных системах документации и формах

документов разрешенных к применению в народном хоз-ве.

Он предназначен для решения следующих задач:

1. регистрации форм документов;

2. упорядочивание информационных потоков в народном хозяйстве;

3. сокращение количества применяемых форм;

4. исключения из обращения неунифицированных форм документов;

5. обеспечение учетом и систематизацией унифицированных форм;

6. обеспечение учетом и систематизацией документов на основе их

регистрации;

7. контроля за составом документов и исключения дублирования информации

применяемой в сфере управления;

8. рациональная организация контроля за перемещением и применением

унифицированных форм документов.

Объектами классификации ОКУД являются:

-общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы

документов, утвержденные министерствами (ведомствами) РФ, разработчиками

унифицированных систем документов (УСД).

В ОКУД применены наименования и кодовые обозначения унифицированных форм

документов, входящих в утвержденные УСД. (Пр.: 02000002 – унифицированная

система ограничения распределения документации).

Код унифицированной системы состоит из 7 цифр и контрольного числа.

В ОКУД принята иерархическая классификация с 3 ступенями. Каждая позиция

классификации состоит из 2 блоков:

1. блок идентификации;

2. блок наименований объекта классификаций.

Идентификация унифицированной формы производится через классификацию.

Код в ОКУД строится след. образом:

ХХ ХХ ХХХ Х

В кодовом обозначении унифиц. формы документа отражены след. признаки

классификации:

1 и 2 знаки (класс форм) – принадлежность унифицированного документа к

соответствующей унифицированной системе документации;

3 и 4 знаки (подкласс форм) – общность содержания множества форм документов

и направленность их использования;

5,6 и 7 знаки – регистрационный номер унифицированной формы документа

внутри класса.

Кроме того, 6 унифицированная система отчетной документации (класс 06)

помимо кодового обозначения унифицированной формы докум. контрольного числа

и наименования формы содержится также индекс и периодичность представления

в связи с необходимостью обеспечения преемственности обозначений

сложившихся в органах гос. статистики.

6-Гос. системы документационного обеспечения управления. Основные

требования к документам.

ГСДОУ – это совокуп. принципов и правил, устанавливающих единые требования

к документированию управленческой деятельности и организации работ с

документами в органах гос. управления на предприятиях...

Основные цели ГСДОУ:

в упорядочении документооборота организации;

сокращение кол-ва и повышение качества документов;

создание благоприятных условий для применения технических средств и

современных технологий сбора, обработки и анализа информации;

совершенствование аппарата управления.

ГСДОУ распространяется на все системы документации органов гос. управления,

суда, прокуратуры, арбитража, учреждения, организации, включая документы

создаваемые средствами вычислительной техники.

Основные положения ГСДОУ охватывают след. положения:

документирование управленческой деятельности;

организации работ с документацией;

механизации и автоматизации работ с документами;

организация службы ДОУ.

Раздел документирования управленческой деятельности содержит:

Положения, определяющие состав управленческих документов;

Основные направления и порядок проведения унификации и стандартизации;

Оформление реквизитов управленческих документов, включая машиночитаемые

документы;

Содержит общие требования к составлению документов.

Раздел организации работы с документами устанавливает принципы и порядок:

принципы и порядок документооборота организации;

построение информационно-поисковой системы по документам учреждения;

контроля исполнения документов;

подготовки документов к передаче в ведомственный архив на хранение.

Положения ГСДОУ внедряются в практике путем разработки и издания

стандартов, инструкций по делопроизводству, методик, правил, рекомендации

по различным аспектам. Унификации состава и формы управленческих

документов. Положения ГСДОУ получили развитие применительно к

соответствующему уровню управления. Типовой инструкции по делопроизводству

в министерствах и ведомствах РФ, которая была разработана в 1993 году.

-----------------------

Регистрационный номер

Подкласс форм

Контрольное число

Класс форм



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты