Перспективы агропромышленного реформирования в РФ
ГЛАВА 1. Современное состояние АПК России. Тенденции развития.
Агропромышленный комплекс является самым крупным и включает в себя 3
сферы, связанных между собой отраслей: само сельское хозяйство, технические
средства сельского хозяйства и перерабатывающую промышленность. Помимо
этого в АПК нашей страны также входят рыбное (с недавнего времени
переданное в ведение Министерства) и лесное хозяйство, добыча минеральных
вод и др.
На долю АПК приходится 30% работников отраслей материального
производства и около 25% основных фондов.
От того, насколько развито сельское хозяйство, зависит уровень жизни.
Однако, аграрное производство не в полной мере вписывается в
современную рыночную экономику, что связано, с одной стороны, с
уникальностью аграрного труда и его продукта, а с другой, с тем, что
наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов
аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом, и это ведёт к
снижению мотивации предпринимательской деятельности в этой сфере.
1.1 Реформирование агропромышленной отрасли хозяйства в РФ
Начиная с 1992 г., в АПК нашей страны осуществляется реформирование
сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных
отношений, активизация межфермерских коопераций и появление агрофирм.
Аграрное преобразование в стране проходило по следующим направлениям и
дало следующие результаты:
1. Реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию
колхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому
хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до
потребителей его продукцию.
В результате в стране формируются новые земельные отношения, основу
которых составляет частное землевладение.
2. Разгосударствление системы закупок и реализации продукции.
В результате резко сократились закупки с/х продукции государственными
заготовительными предприятиями, стали появляться новые каналы реализации, в
том числе биржи и оптовые рынки.
3. Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная система,
включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на
льготных условиях, лизинг на поставку техники и оборудования, добровольное
страхование сельскохозяйственной деятельности, предоставляются льготы по
налогообложению.
4. Попытка освободить сельскохозяйственные организации от функций по
содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры
посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов,
сформировать систему защиты безработных и стимулирование занятости в
сельском хозяйстве.
Вообще аграрное производство не в полной мере вписывается в современную
рыночную экономику, что связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного
труда (его сезонностью), а с другой – наблюдается тенденция отставания
сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике
страны в целом (причем эта ситуация складывается практически во всех
странах с рыночной экономикой). Всё это ведёт к снижению
предпринимательской деятельности в этой сфере.
1.2 Возможные пути усовершенствования механизма реформирования
агропромышленного комплекса РФ.
Стабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления
роли государства и поддержки этой отрасли.
Создаваемая в стране система госрегулирования призвана создать
благоприятные условия для российского сельского хозяйства и будет
сориентирована на решение следующих первоочередных задач:
- ускорение социального развития села;
- стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции в
интересах самообеспечения страны продуктами питания;
- стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке;
- создание специальных фондов поддержки и развития
сельскохозяйственных производств;
- усиление государственной поддержки на федеральном и региональном
уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве;
- создание единой информационной и консультационной системы в АПК,
позволяющей иметь оперативные сведения о состоянии аграрного сектора,
проведения сельскохозяйственных выставок, развитие рекламной деятельности,
освещающей передовой опыт в АПК;
- содействие развитию агропромышленной интеграции и
сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта
продукции;
- расширение научных исследований проблем рынка, создание рыночных
моделей эффективного правления в рыночных условиях, маркетинга.
Особое внимание должно уделяться государством развитию и регулированию
внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма
защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном
рынке от импорта продукции и одновременно создание благо приятных условий
для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
В процессе вступления России во Всемирную Торговую Организацию
необходимо обеспечить экономические интересы отечественного
агропромышленного комплекса, особенно в части привлечения иностранных
инвестиций в развитие аграрного сектора.
Таким образом, присоединение России к ВТО, которая регулирует 96%
мирового рынка, это шаг вперед по интеграции России в мировую экономику
должно сыграть прогрессивную роль в создании емкого внутреннего аграрного
рынка и повышения конкурентоспособности всего отечественного
агропромышленного комплекса.
Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство должен
включать федеральную программу поддержки российского экспорта, систему
подготовки кадров специалистов по внешнеэкономической деятельности,
создание особых (свободных) экономических зон, организация совместных
предприятий с участием иностранных инвесторов.
Необходимость создания в России эффективного экономического механизма и
государственного регулирования аграрного производства, включающего в себя
комплекс мер государства в области финансово-кредитных отношений, сегодня
подчеркивается неоднократно и вытекает из места сельского хозяйства в
рыночной экономике и особенностей перехода к рынку в России.
Основными задачи российской системы государственной поддержки аграрного
производителя должны стать: помощь в адаптации к новым условиям рынка,
предотвращение нежелательных миграционных процессов, поддержка и защита
внутреннего рынка продовольствия и сырья, обеспечение и поддержание
продовольственной безопасности на должном уровне. Последнее всё больше и
больше волнует мировое сообщество и Россию в том числе. Необходима
разработка программы продовольственной безопасности, но в условиях, в
которых сейчас находится наше сельское хозяйство, это не будет иметь
большого практического смысла.
Необходимо учитывать также и бюджетные проблемы и создавать более
гибкие механизмы, чем, например, во многих зарубежных странах, однако,
несомненно, использовать их опыт в усилении роли государства в
регулировании отношений в АПК страны.
- поддержание общего уровня доходности в отрасли через оказание
бюджетной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;
- антимонопольное регулирование пропорций внутри - и межотраслевого
обмена, повышение конкурентного потенциала отрасли;
- содействие развитию рыночной инфраструктуры;
- поддержание стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке
агропродовольственной продукции;
- регулирование в связи с действием естественных рентообразующих
факторов;
- проведение политики разумного протекционизма и обеспечение
отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с
внешним рынком.
Необходимо подчеркнуть, что до сих пор в России применяли лишь
отдельные элементы целостной системы такой поддержки. Крупным шагом в этом
направлении было принятие закона РФ «О закупках и поставках
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных
нужд», который законодательно закреплял взаимоотношения государства и
сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе формирования
государственных продовольственных фондов. Однако, закон не охватывает всего
комплекса проблем и выполняется неудовлетворительно. Так, введенные в
соответствии с ним гарантированные закупочные цены при отсутствии
государственного финансирования являются скорее индикативными, а
обязательная скупка излишков продукции (то есть интервенция) по той же
причине не осуществляется.
Общий вывод сводится к тому, что неэффективными оказываются не сами
формы поддержки, а их применение в условиях нерешенности многих других
проблем. Существующая система государственной поддержки не носит системного
характера. Многочисленные ее элементы законодательно не оформлены, а
поэтому не могут служить товаропроизводителям четкими ориентирами на
будущее. Споры на данный момент идут не только об объемах финансирования по
статьям, но и о существовании самих статей. К тому же меры бюджетной
поддержки применяются в отрыве от иных форм государственного регулирования
(антимонопольных, например), и основной эффект от их применения достается
часто не селу, а смежным с ним монополизированным отраслям (дотации на
минеральные удобрения, товарные кредиты и т.д.). Недостатки бюджетного
финансирования сельского хозяйства дополняются недостатками его
кредитования.
Сельскохозяйственные организации уже много лет функционируют в условиях
финансового кризиса. По-видимому, он достиг высшей точки. Почти 85%
сельскохозяйственных предприятий имеют просроченные долги перед
кредиторами, а их сумма превышает денежную выручку от продажи продукции и
услуг. Половина сельскохозяйственных предприятий убыточна. Для преодоления
кризиса такого масштаба требуются чрезвычайные меры в сочетании с
благоприятными для села природными факторами. Первый фактор: нужно
продолжить реструктуризацию накопленных долгов перед бюджетом и
внебюджетными фондами, отложив их выплату хотя бы на 4 - 5 лет. Процесс
этот идет. На начало 2002 г. в налоговые органы подали заявление о