Перспективы агропромышленного реформирования в РФ

Перспективы агропромышленного реформирования в РФ

ГЛАВА 1. Современное состояние АПК России. Тенденции развития.

Агропромышленный комплекс является самым крупным и включает в себя 3

сферы, связанных между собой отраслей: само сельское хозяйство, технические

средства сельского хозяйства и перерабатывающую промышленность. Помимо

этого в АПК нашей страны также входят рыбное (с недавнего времени

переданное в ведение Министерства) и лесное хозяйство, добыча минеральных

вод и др.

На долю АПК приходится 30% работников отраслей материального

производства и около 25% основных фондов.

От того, насколько развито сельское хозяйство, зависит уровень жизни.

Однако, аграрное производство не в полной мере вписывается в

современную рыночную экономику, что связано, с одной стороны, с

уникальностью аграрного труда и его продукта, а с другой, с тем, что

наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов

аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом, и это ведёт к

снижению мотивации предпринимательской деятельности в этой сфере.

1.1 Реформирование агропромышленной отрасли хозяйства в РФ

Начиная с 1992 г., в АПК нашей страны осуществляется реформирование

сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных

отношений, активизация межфермерских коопераций и появление агрофирм.

Аграрное преобразование в стране проходило по следующим направлениям и

дало следующие результаты:

1. Реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию

колхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому

хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до

потребителей его продукцию.

В результате в стране формируются новые земельные отношения, основу

которых составляет частное землевладение.

2. Разгосударствление системы закупок и реализации продукции.

В результате резко сократились закупки с/х продукции государственными

заготовительными предприятиями, стали появляться новые каналы реализации, в

том числе биржи и оптовые рынки.

3. Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная система,

включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на

льготных условиях, лизинг на поставку техники и оборудования, добровольное

страхование сельскохозяйственной деятельности, предоставляются льготы по

налогообложению.

4. Попытка освободить сельскохозяйственные организации от функций по

содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры

посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов,

сформировать систему защиты безработных и стимулирование занятости в

сельском хозяйстве.

Вообще аграрное производство не в полной мере вписывается в современную

рыночную экономику, что связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного

труда (его сезонностью), а с другой – наблюдается тенденция отставания

сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике

страны в целом (причем эта ситуация складывается практически во всех

странах с рыночной экономикой). Всё это ведёт к снижению

предпринимательской деятельности в этой сфере.

1.2 Возможные пути усовершенствования механизма реформирования

агропромышленного комплекса РФ.

Стабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления

роли государства и поддержки этой отрасли.

Создаваемая в стране система госрегулирования призвана создать

благоприятные условия для российского сельского хозяйства и будет

сориентирована на решение следующих первоочередных задач:

- ускорение социального развития села;

- стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции в

интересах самообеспечения страны продуктами питания;

- стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке;

- создание специальных фондов поддержки и развития

сельскохозяйственных производств;

- усиление государственной поддержки на федеральном и региональном

уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве;

- создание единой информационной и консультационной системы в АПК,

позволяющей иметь оперативные сведения о состоянии аграрного сектора,

проведения сельскохозяйственных выставок, развитие рекламной деятельности,

освещающей передовой опыт в АПК;

- содействие развитию агропромышленной интеграции и

сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта

продукции;

- расширение научных исследований проблем рынка, создание рыночных

моделей эффективного правления в рыночных условиях, маркетинга.

Особое внимание должно уделяться государством развитию и регулированию

внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма

защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном

рынке от импорта продукции и одновременно создание благо приятных условий

для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В процессе вступления России во Всемирную Торговую Организацию

необходимо обеспечить экономические интересы отечественного

агропромышленного комплекса, особенно в части привлечения иностранных

инвестиций в развитие аграрного сектора.

Таким образом, присоединение России к ВТО, которая регулирует 96%

мирового рынка, это шаг вперед по интеграции России в мировую экономику

должно сыграть прогрессивную роль в создании емкого внутреннего аграрного

рынка и повышения конкурентоспособности всего отечественного

агропромышленного комплекса.

Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство должен

включать федеральную программу поддержки российского экспорта, систему

подготовки кадров специалистов по внешнеэкономической деятельности,

создание особых (свободных) экономических зон, организация совместных

предприятий с участием иностранных инвесторов.

Необходимость создания в России эффективного экономического механизма и

государственного регулирования аграрного производства, включающего в себя

комплекс мер государства в области финансово-кредитных отношений, сегодня

подчеркивается неоднократно и вытекает из места сельского хозяйства в

рыночной экономике и особенностей перехода к рынку в России.

Основными задачи российской системы государственной поддержки аграрного

производителя должны стать: помощь в адаптации к новым условиям рынка,

предотвращение нежелательных миграционных процессов, поддержка и защита

внутреннего рынка продовольствия и сырья, обеспечение и поддержание

продовольственной безопасности на должном уровне. Последнее всё больше и

больше волнует мировое сообщество и Россию в том числе. Необходима

разработка программы продовольственной безопасности, но в условиях, в

которых сейчас находится наше сельское хозяйство, это не будет иметь

большого практического смысла.

Необходимо учитывать также и бюджетные проблемы и создавать более

гибкие механизмы, чем, например, во многих зарубежных странах, однако,

несомненно, использовать их опыт в усилении роли государства в

регулировании отношений в АПК страны.

- поддержание общего уровня доходности в отрасли через оказание

бюджетной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;

- антимонопольное регулирование пропорций внутри - и межотраслевого

обмена, повышение конкурентного потенциала отрасли;

- содействие развитию рыночной инфраструктуры;

- поддержание стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке

агропродовольственной продукции;

- регулирование в связи с действием естественных рентообразующих

факторов;

- проведение политики разумного протекционизма и обеспечение

отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с

внешним рынком.

Необходимо подчеркнуть, что до сих пор в России применяли лишь

отдельные элементы целостной системы такой поддержки. Крупным шагом в этом

направлении было принятие закона РФ «О закупках и поставках

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных

нужд», который законодательно закреплял взаимоотношения государства и

сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе формирования

государственных продовольственных фондов. Однако, закон не охватывает всего

комплекса проблем и выполняется неудовлетворительно. Так, введенные в

соответствии с ним гарантированные закупочные цены при отсутствии

государственного финансирования являются скорее индикативными, а

обязательная скупка излишков продукции (то есть интервенция) по той же

причине не осуществляется.

Общий вывод сводится к тому, что неэффективными оказываются не сами

формы поддержки, а их применение в условиях нерешенности многих других

проблем. Существующая система государственной поддержки не носит системного

характера. Многочисленные ее элементы законодательно не оформлены, а

поэтому не могут служить товаропроизводителям четкими ориентирами на

будущее. Споры на данный момент идут не только об объемах финансирования по

статьям, но и о существовании самих статей. К тому же меры бюджетной

поддержки применяются в отрыве от иных форм государственного регулирования

(антимонопольных, например), и основной эффект от их применения достается

часто не селу, а смежным с ним монополизированным отраслям (дотации на

минеральные удобрения, товарные кредиты и т.д.). Недостатки бюджетного

финансирования сельского хозяйства дополняются недостатками его

кредитования.

Сельскохозяйственные организации уже много лет функционируют в условиях

финансового кризиса. По-видимому, он достиг высшей точки. Почти 85%

сельскохозяйственных предприятий имеют просроченные долги перед

кредиторами, а их сумма превышает денежную выручку от продажи продукции и

услуг. Половина сельскохозяйственных предприятий убыточна. Для преодоления

кризиса такого масштаба требуются чрезвычайные меры в сочетании с

благоприятными для села природными факторами. Первый фактор: нужно

продолжить реструктуризацию накопленных долгов перед бюджетом и

внебюджетными фондами, отложив их выплату хотя бы на 4 - 5 лет. Процесс

этот идет. На начало 2002 г. в налоговые органы подали заявление о

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты