Разработка управленческого решения

|эксперты | | | | | | | |

|A |0,18 |0,16 |0,12 |0,18 |0,14 |0,12 |0,11 |

|B |0,17 |0,17 |0,12 |0,13 |0,15 |0,15 |0,16 |

|C |0,16 |0,16 |0,13 |0,14 |0,14 |0,14 |0,13 |

|D |0,17 |0,17 |0,12 |0,15 |0,15 |0,13 |0,12 |

|средняя |0,17 |0,165 |0,123*|0,15 |0,145 |0,135 |0,130*|

|оценка | | | | | | | |

Исключив из рассмотрения критерии с наименьшей средней оценкой

(отмечены *), определяем для оставшихся средний балл значимости:Таблица 4

|критерии |I |II |VI |V |VI |

|эксперты | | | | | |

|A |10 |9 |10 |8 |7 |

|B |10 |10 |8 |7 |9 |

|C |10 |10 |9 |9 |9 |

|D |10 |10 |9 |9 |8 |

|средний балл |10 |9,75 |9 |8,25 |8,25 |

|значимости | | | | | |

Теперь оценим альтернативы методом индивидуальной экспертизы по

каждому критерию используя 10-бальную шкалу и исходя из принципа «чем выше

балл, тем предпочтительнее при заданном критерии вариант»:

Таблица 5-А

|альтернативы |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

| | | | | | | | | | |

|критерии | | | | | | | | | |

|I |5 |9 |7 |9 |6 |8 |8 |9 |9 |

|II |4 |8 |6 |7 |6 |7 |9 |8 |7 |

|IV |10 |2 |4 |8 |9 |8 |8 |3 |3 |

|V |9 |7 |6 |8 |8 |9 |8 |7 |7 |

|VI |8 |10 |9 |9 |9 |9 |8 |8 |8 |

Таблица 5-В

|альтернативы |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

| | | | | | | | | | |

|критерии | | | | | | | | | |

|I |7 |10 |8 |8 |5 |5 |7 |8 |6 |

|II |3 |9 |7 |7 |6 |8 |4 |9 |10 |

|IV |6 |2 |4 |9 |9 |9 |8 |6 |5 |

|V |9 |6 |5 |6 |8 |9 |10 |7 |6 |

|VI |4 |4 |5 |5 |7 |8 |10 |6 |3 |

Таблица 5-С

|альтернативы |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

| | | | | | | | | | |

|критерии | | | | | | | | | |

|I |9 |9 |7 |8 |6 |6 |5 |7 |8 |

|II |7 |7 |8 |7 |7 |9 |6 |7 |7 |

|IV |7 |3 |8 |9 |10 |10 |10 |8 |9 |

|V |10 |10 |9 |9 |9 |9 |10 |8 |9 |

|VI |10 |9 |9 |9 |8 |8 |10 |9 |9 |

Таблица 5-D

|альтернативы |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

| | | | | | | | | | |

|критерии | | | | | | | | | |

|I |6 |8 |7 |9 |7 |8 |6 |7 |9 |

|II |5 |8 |8 |9 |7 |8 |5 |7 |8 |

|IV |8 |1 |9 |8 |9 |7 |8 |4 |3 |

|V |5 |9 |9 |8 |6 |7 |7 |8 |9 |

|VI |6 |10 |9 |8 |6 |9 |7 |8 |9 |

Сведем результаты предыдущих таблиц (табл. 5-А – 5-D) в табл. 6

усредненных оценок каждой альтернативы для группы экспертов:

Таблица 6

|альтернативы |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

| | | | | | | | | | |

|критерии | | | | | | | | | |

|I |7 |9 |7 |8 |6 |7 |7 |8 |8 |

|II |5 |8 |7 |8 |7 |8 |6 |8 |8 |

|IV |8 |2 |6 |9 |9 |9 |9 |5 |5 |

|V |8 |8 |7 |8 |8 |9 |9 |8 |8 |

|VI |7 |8 |8 |8 |8 |9 |9 |8 |7 |

Для выбора оптимального решения проводим комплексную оценку

альтернатив с учетом значимости каждого критерия (см. Табл.4). Результаты

занесем в табл.7:

Таблица 7

|альтернативы |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |средний |

| | | | | | | | | | |балл |

|критерии | | | | | | | | | |значимости|

|I |70 |90 |70 |80 |60 |70 |70 |80 |80 |10 |

|II |50 |80 |70 |80 |70 |80 |60 |80 |80 |10 |

|IV |72 |18 |54 |81 |81 |81 |81 |45 |45 |9 |

|V |64 |64 |56 |64 |64 |72 |72 |64 |64 |8 |

|VI |56 |64 |64 |64 |64 |72 |72 |64 |56 |8 |

|( |312|312|314|369|339|375|355|333|325| |

Оптимальными считаются те альтернативы, у которых суммарная оценка с

учетом значимости критерия будет максимальной. Они лучше всего

удовлетворяют выбранным критериям и могут рассматриваться как база для

формирования комплексной оптимальной.

Для окончательного выбора оптимального решения используем «Правило

гарантированных достоинств и недостатков», при этом исключим альтернативы,

набравшие наименьшее число баллов при экспертном оценивании (№1, №2).

Достоинства и недостатки каждой альтернативы по каждому критерию

определяются как средневзвешенная разность логических функций.

Преобразованные для использования названного правила оценки приведены ниже.

|альтернативы |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

| | | | | | | | |

|критерии | | | | | | | |

|I |0,7 |0,8 |0,6 |0,7 |0,7 |0,8 |0,8 |

|II |0,7 |0,8 |0,7 |0,8 |0,6 |0,8 |0,8 |

|IV |0,5 |0,8 |0,8 |0,8 |0,8 |0,5 |0,5 |

|V |0,6 |0,6 |0,6 |0,7 |0,7 |0,6 |0,6 |

|VI |0,6 |0,6 |0,6 |0,7 |0,7 |0,6 | 0,6|

Отношения между альтернативами представим в виде логических графов,

построенных по каждому критерию отдельно:

I критерий: 9 3

8 4

7 6 5

II критерий: 9 3

8 4

7 6 5

IV критерий: 9 3

8 4

7 6 5

V критерий: 9 3

8 4

7 6 5

VI критерий: 9 3

8 4

7 6 5

Стрелки исходят из альтернативы с большим значением, причем количество

исходящих стрелок определяет достоинства, входящих – недостатки. Рассмотрим

достоинства каждой альтернативы и определим их степень:

|альтернатива |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

|(достоинств |14 |26 |16 |27 |21 |22 |22 |

Как видим, наибольшим числом достоинств обладают альтернативы №6, №4,

№8, №9.

Найдем числовое выражение достоинств и недостатков по каждой

альтернативе. Для удобства расчетов составим таблицу сравнения:

|3|4 | |3 |5 | |3|6 | |3 |7 | |3 |8 | |3|9 | |4 |5 |

|0|0,1| |0,1|0 | |0|0 | |0 |0 | |0 |0,1| |0|0,1| |0,2|0 |

|0|0,1| |0 |0 | |0|0,1 | |0,|0 | |0 |0,1| |0|0,1| |0,1|0 |

| | | | | | | | | |1 | | | | | | | | | | |

|0|0,3| |0 |0 | |0|0,3 | |0 |0,3| |0 |0 | |0|0 | |0 |0 |

|0|0 | |0 |0,3| |0|0,1 | |0 |0,1| |0 |0 | |0|0 | |0 |0 |

|0|0 | |0 |0 | |0|0,1 | |0 |0,1| |0 |0 | |0|0 | |0 |0 |

|4 |6 | |4 |7 | |4 |8 | |4 |9 | |5 |6 | |5 |7 | |5 |8 |

|0,|0 | |0,1|0 | |0 |0 | |0 |0 | |0 |0,1| |0 |0,1| |0 |0,|

|1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |2 |

|0 |0 | |0,2|0 | |0 |0 | |0 |0 | |0 |0,1| |0,1|0 | |0 |0,|

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |1 |

|0 |0 | |0 |0 | |0,3|0 | |0,3|0 | |0 |0 | |0 |0 | |0,|0 |

| | | | | | | | | | | | | | | | | | |3 | |

|0 |0,1| |0 |0,| |0 |0 | |0 |0 | |0 |0 | |0 |0,1| |0 |0 |

| | | | |1 | | | | | | | | | | | | | | | |

|0 |0,1| |0 |0,| |0 |0 | |0 |0 | |0 |0 | |0 |0,1| |0 |0 |

| | | | |1 | | | | | | | | | | | | | | | |

|5 |9 | |6 |7| |6 |8 | |6 |9 | |7 |8 | |7 |9 | |8|9|

|0 |0,2| |0 |0| |0 |0,1| |0 |0,1| |0 |0,1| |0 |0,1| |0|0|

|0 |0,1| |0,2|0| |0 |0 | |0 |0 | |0 |0,2| |0 |0,2| |0|0|

|0,|0 | |0 |0| |0,3|0 | |0,3|0 | |0,3|0 | |0,3|0 | |0|0|

|3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

|0 |0 | |0 |0| |0,1|0 | |0,1|0 | |0,1|0 | |0,1|0 | |0|0|

|0 |0 | |0 |0| |0,1|0 | |0,1|0 | |0,1|0 | |0,1|0 | |0|0|

Посчитаем среднее арифметическое число достоинств по каждой

альтернативе.

|альтернатива |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

|ср. арифм. |0,1 |0,18 |0,25 |0,15 |0,14 |0,13 |0,13 |

Проведем аналогичную процедуру оценки недостатков. Получим:

|альтернатива |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

|ср. арифм. |0,15 |0,1 |0,14 |0,1 |0,14 |0,2 |0,2 |

Сведем результаты расчетов в табл.8:

Таблица 8

|Альтернатива |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

|Достоинства |0,1 |0,18 |0,25 |0,15 |0,14 |0,13 |0,13 |

|Недостатки |0,15 |0,1 |0,14 |0,1 |0,14 |0,2 |0,2 |

|Превышение |-0,05 |0,08 |0,11 |0,05 |0 |-0,07 |-0,07 |

Наибольшее доминирование преимуществ над недостатками определяет

лучший вариант решения.

Итак, по результатам исследования выделяем совокупность, состоящую из

альтернатив №5 (рекламные листовки), №6 (internet-реклама), №4 (реклама в

газетах, журналах). Данная комбинация представляет, на взгляд экспертов,

наиболее эффективную рекламную кампанию с учетом специфики предлагаемой

услуги.

Заметим, что получаемые в ходе работы комбинации содержали

преимущественно одинаковые альтернативы, что несомненно свидетельствует о

высокой степени согласованности группы.

Заключение

Данный проект разработки управленческого решения является продуктом

напряженной умственной деятельности в условиях ограниченности времени и

психо-интеллектуальной генерации идей. Работа проведена с использованием

научно-обоснованного, а также широко применяющегося на практике

математического метода. Бесспорным достоинством проекта можно считать

удавшееся стремление разработчиков максимально приблизить искусственно

смоделированную ситуацию возможной к существованию в реальности. На

основание указанного стремления, источниками используемой информации стали

достоверные материалы, содержащие данные, действительные на октябрь 2001

года.

Проделанная работа велась под постоянным поэтапным наблюдением

преподавателя дисциплины и постоянно подвергалась проработке и

перепроверке, вследствие чего сомнений в правильности проекта не возникает.

Более того, для получения конкретных результатов разработчиками

предлагается провести реализацию проекта в реальной жизни в условиях

непредсказуемой и достаточно рисковой российской экономики.

Список использованной литературы

1. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений; М: «Логос», 2000 г.

2. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение; М:

«Наука» 1995 г.

3. Ларичев О. И. Наука и искусство принятия решений; М: «Наука», 1998 г.

4. Павлова Л. И., Осипова Е. А. Многокритериальные задачи с

конструированными вариантами решенй при ограниченных ресурсах// Проблемы

и методы принятия уникальных и повторяющихся решений/ Под ред.

Емельянова С. В., Ларичева О. И.: Сб. тр. ВНИИСИ; М: 1990 г. №10

5. Миркин Б. Г. проблема группового выбора; М: «Наука», 1997 г.

6. Кини Р. Л., Райфа Х. Принятие решений при многих критериях: предпочтение

и замещение; М: «Радио и связь», 1991 г.

7. Райфа Г. Анализ решений; М: «Наука», 1997 г.

8. Соболь И. М., Статников Р. Б. Выбор оптимальных параметров в задачах со

многими критериями; М: «Наука», 2000 г.

9. Моргоев В. К. Метод извлечения структуризации экспертных знаний/ Сб. тр.

ВНИИСИ; М: 1998 г.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты