В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум
следующие категории:
Объект управления - качество продукции. Иногда в качестве объекта
выступает конкурентноспособность, технический уровень или какой либо
другой показатель, характеристика. Как объект управления может может
выступать либо вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть,
группа или отдельное свойство.
Цель управления - уровень и состояние качества продукции с учетом
экономических интересов производителя и потребителя, а также требований
безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую
совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом
достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень
соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы
эффективности производства и потребления, доступности цены для
потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её
разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки
разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до
потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью.
Субъект управления - управляющие органы всех уровней и лица, призванные
обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня
качества продукции.
Методы и средства управления - способы, которыми органы управления
воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая
достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества
продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов:
1) экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий,
побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и
других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать
и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К
числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия
кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов
и технических условий, правила возмещения экономического ущерба
потребителю за реализацию ему некачественной продукции;
2) методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной
стороны, поощрение работников за создание и изготовление
высококачественной продукции ( к числу этих методов относятся: создание
систем премирования за высокое качество, установление надбавок к
заработной плате и др.), а с другой - взыскание за причиненный ущерб от ее
некачественности;
3) организационно - распорядительные методы, осуществляемые посредством
обязательных для исполнения директив, приказов , указаний руководителей. К
числу организационно распорядительных методов управления качеством
продукции относятся также требования нормативной документации;
4) воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение
участников производственного процесса, побуждающие их к
высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций
управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение
за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской
марки и др.
Выбор методов управления качеством продукции и поиск их наиболее
эффективного сочетания - один из самых творческих моментов в создании
систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей,
участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на
мобилизацию человеческого фактора.
Средства управления - включают оргтехнику (в том числе, компьютеры),
средства связи, словом, все то, что используют органы и лица, управляющие
выполнением специальных функций в системах управления качеством. в состав
средств управления качеством продукции также включаются:
- банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества
продукции и организующей выполнение специальных функций управления
качеством;
- метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы)
государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие
средства измерений;
- государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);
- государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ
и материалов (ГССД).
Управленческие отношения, то есть отношения субординации (подчинения) и
координации (сотрудничества).
Отношения субординации обычно характеризуются вертикальными связями от
руководителя к подчиненным. Содержание этих отношений определяется
степенью централизации и децентрализации функций и задач управления
качеством продукции. На уровне предприятия отношения субординации по
управлению качеством определяется производственной структурой предприятия
и структурой действующей системы управления качеством. Управленческие
отношения базируются на сочетании единоначалия, коллегиальности,
активности членов трудового коллектива, на экономических, моральных и
материальных стимулах.
Отношения координации характеризуются горизонтальными связями между
отдельными работниками и организациями, вступающими во взаимодействие ради
обеспечения определенного уровня качества продукции или его улучшения.
Органы управления качеством продукции.
При определении органов управления качеством продукции нужно исходить из
того, что управление качеством - органическая составная часть общего
управления производством, одна из его ветвей, одна из его функций. В силу
этого оно не может противостоять ему. Поэтому, как правило, управление
качеством развивается и выполняется в рамках действующего аппарата
управления и заключается в более четкой и хорошо организованной
деятельности по выявлению потребностей, созданию, изготовлению и
обслуживанию продукции.
На уровне предприятия, объединения управление качеством организуется одним
из двух способов. Первый заключается в четком распределении функций и
задач управления качеством продукции между существующими подразделениями и
работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их
распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается
специализированный орган - отдел управления качеством.
Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение общей
функции координации и создание специального органа - отдела управления
качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции
управления качеством продукции.
Каждый из этих двух вариантов имеет свои преимущества и свои недостатки.
Так, преимущества первого варианта заключается в том, что все участники
производственного процесса несут ответственность за качество. Не возникает
чувства того что кто-то за них несет эту ответственность и должен решать
все вопросы, связанные с качеством. Недостаток состоит а том, что ряд
координирующих функций никто не выполняет, никто не ведет организационных
и методических вопросов общего характера.
Второй вариант лишен указанного недостатка, но зато у работников
предприятия нередко возникает чувство, что есть специально выделенные люди
на предприятии, которые отвечают за качество, следовательно, они и должны
решать все проблемы, связанные с качеством.
В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен
возглавлять руководитель предприятия, отвечающий за всю деятельность
предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной
экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.
Вывод.
Анализ развития форм и методов организации работ по качеству, выявление
возможности приложения к работам по качеству принципов общей теории
управления, разработка схем механизма управления качеством, определение
характера потребностей, состояние конъюнктуры рынка как исходного элемента
управления качеством продукции, критическое рассмотрение определений
основополагающих терминов свидетельствуют о следующем:
1. Современную организацию работ по качеству теоретически допустимо, а
практически целесообразно и эффективно строить не на всеобщем глобальном
контроле, а на принципах общей теории управления на основе схем механизмов
управления качеством продукции;
2. Современное управление качеством продукции должно прямо ориентироваться
на характер потребностей, их структуру и динамику; емкость и конъюнктуру
рынка; стимулы, обусловленные экономической и технической конкуренцией,
характерные для рыночных отношений;
3. Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы
собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально
сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны,
изготовление продукции, удовлетворяющей текущие запросы и потребности
рынка, а с другой - разработку новой продукции, способной удовлетворять
будущие потребности и будущие запросы рынка;
4. Принципиальная схема механизма управления качеством органически
взаимодействует с маркетинговыми исследованиями и включает в свой состав
блок разработки политики в области качества.
Повышение качества с помощью нововведений.
Системы управления качеством представляют собой органическое сочетание
экономических , правовых и других факторов влияющих на качество . С
помощью нововведений можно не только избежать консерватизма и застоя в
развитии комплексного подхода к качеству, но и сознательно и уверенно
двигаться дальше . В системах качества нововведения делятся на две группы
:
* функциональные
* системные
К функциональным относятся нововведения , затрагивающие задачи одной из
функций управления качеством и не требующие структурных изменений системы
. В крайнем случае , необходимость в структурных изменениях столь
незначительна , что их можно не проводить . В нашем случае можно ввести
дополнительную плату за бездефектное выполнение закидки , за сдачу их в
БТК и заказчику с первого предъявления в установленные технологические
циклы сдачи.
К системным относятся нововведения, которые затрагивает не одну , а
несколько функций управления качеством и вызывают необходимость внесения
изменений в содержание элементов системы. Системные нововведения могут
касаться одной функции , но по масштабам воздействия влияют на другие
функции , что приводит к необходимости внесения в них изменений . В данном
случае при изготовлении запасных частей для ж.д. вагонов возможен переход
от сдельной формы оплаты труда к повременной или повременно - премиальной
. Известно , что сдельная оплата труда во многих случаях отрицательно
влияет на качество изготовления и в определенный момент времени, когда
качество начинает опускаться ниже допустимого придела . возникает
необходимость от этой системы отказаться и перейти к повременной или
смешанной оплате труда. Такое нововведение входит в состав функции
управления качеством - материального стимулирования улучшения качества .
Изменение формы оплаты труда затронет другие функции - технологическую
подготовку производства , контроль качества , а по масштабам воздействия
окажет влияние на очень большую группу участников процесса обеспечения
качества.
С помощью классификации нововведений нам легче определить адресность
в реализации нововведений. Функцию нововведения осуществляет подразделения
аппарата управления - технические, технологические службы, отделы кадров и
оплаты труда , ответственные за реализацию тех или иных задач управления
качеством.
Системные нововведения проводятся руководством, администрацией более
высокого уровня, чем функциональные органы управления. Это объясняется
необходимостью координации внесения изменений (одновременно или в
определенной последовательности) в деятельность различной службы
подразделений.
Для определения порядка действия с системными и функциональными
нововведениями чрезвычайно важно оценивать их последствия и степень
влияния на качество. Т.к. точные сведения получить очень сложно ,
приходится полагаться на мнение авторитетных специалистов , экспертов ,
работников предприятия ,осуществляющих разработку и внедрение нововведений
в деятельность по улучшению качества.
У.Э. Деминг, известный американский специалист и ученый в области
статистических методов анализа различных способов улучшения качества
считает, что системные нововведения более эффективны как по масштабу
воздействия на качество, так и по величине экономических результатов по
улучшения качества.
Но нам кажется, что на предприятии “Урал” наибольшее внимание следует
уделять функциональным нововведениям (испытание новых форм организации
производства, новых технологий, более полного применения экономических
факторов, методов измерения и контроля параметров качества), так как
системные нововведения требуют значительных затрат и большего отрезка
времени. Но может наступить момент когда системные нововведения займут
более преимущественное положение т.е. наилучшего результата можно достичь
при оптимальном сочетании возможностей общих нововведений, что зависит от
опыта и искусства руководителей и его помощников.
Анализ всего нового и выработка на этой основе соответствует рекомендаций
в интересах улучшения качества может быть и особой функцией органов, служб
управления качеством. В число служебных обязанностей новых современных
руководителей теперь должны включаться такие как:
1. Организация и руководство разработкой, внедрением и совершенствованием
систем качества.
2. Организация сертификации систем качества.
3. Контроль за состоянием и эффективностью системы.
4. Контроль за реализацией плана разработки и внедрения нововведений в
систему качества.
Было бы ошибкой руководителя предприятия пренебречь вышесказанным и
полагать, что системы качества даже при их высокой степени развития не
нуждаются в совершенствовании.
Заключение.
Все большее освоение новой для нашей страны экономической среды
воспроизводства, т.е. рыночных отношений, диктует необходимость
постоянного улучшения качества с использованием для этого всех
возможностей, всех достижений прогресса в области техники и организации
производства.
Наиболее полное и всестороннее оценивание качества обеспечивается, когда
учтены все свойства анализируемого объекта, проявляющиеся на всех этапах
его жизненного цикла: при изготовлении, транспортировке, хранении,
применении, ремонте, тех. обслуживании.
Формирование качества закидки люка осуществляется в сложной многостадийной
и многофакторной системе процесса.
В результате проведенного анализа мы выявили причины, формирующие данную
проблему. Процесс исследования был осуществлен в соответствие с циклом
Деминга с использованием подходов маркетинга и КС УКП.
По исследованным факторам и причинам были предложены необходимые
управляющие решения по устранению дефектов и повышения качества.
В работе были использованы статистические методы контроля и УК, широко
используемые за рубежом, особенно в Японии.
Библиография.
1. Гличев А. В., Круглов М. И. «Управление качеством продукции»
М: «Экономика» 1979.
2. Гличев А. В. «Новвоведения, маркетинг и управление качеством»
ж. «Стандарты и качество»// №10, 1995г.
3. Гличев А.В. « Современные методы управления качеством»/
ж. «Стандарты и качество»//№4, 9,1996г.
4. «Прогрессивная технология ковки и штамповки» под ред. Ширяева А.Ф.
М: «Издательство машиностроительной литературы»,1981г.
5. Массен В.А., Раскинд В.Л. « Справочник молодого кузнеца-штамповщика»
М: «Высшая школа», 1990г.
6. Каплен Г. «Практическое введение в управление качеством»
М: «Издательство стандартов»,1976г.
Страницы: 1, 2