Искусство ораторства
21
Содержание.
Введение.______________________________________________________ 2
Глава 1. Основные правила и принципы публичного выступления.__ 4
Одежда и внешний вид.__________________________________________ 4
Хорошие манеры._______________________________________________ 5
Выражение лица.________________________________________________ 7
Контакт со слушателями.________________________________________ 8
Поза.___________________________________________________________ 10
Жесты._________________________________________________________ 11
Глава 2. Как подготовить и провести выступление._________________ 14
Заключение.____________________________________________________ 19 Используемая литература._______________________________________ 21
Введение.
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь -- главнейшее оружие. Ораторство -- сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало. Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.
Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использова-нии обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.
Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.
Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное -- неспособна, воздействовать па чувства и через них на разум.
Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.
Глава 1. Основные правила и принципы публичного выступления.
«Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он пред-ставляет сам по себе. Наивно, движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе - поло-жительное или отрицательное -- и, сами того не созна-вая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне ора-тора и воспримут ли они то, что он им скажет. Высту-пить публично -- это значит дать слушателю возмож-ность познакомиться с вами. Если не на радость, если внешние дан-ные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления. Но, прежде всего, следует подтвердить основной прин-цип: подлинно движущая и направляющая сила внеш-них данных и приемов оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы. Всякие ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика оратора, вооду-шевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией».*
Одежда и внешний вид.
Планируя, где вы будете выступать, примите решение, в чем вы пойдете. Осмотрите себя. Хотя и говорят, что провожают по уму, но принимают по одежке, и одежда одно из главнейших условий того, насколько хорошее сложиться у людей мнение о вас. Рокфеллер начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньги дорогой костюм и стал членом гольф - клуба.
Когда приходиться вставать и брать слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требова-ниям слушателей и обстановки.
* Сэм Сэнфорд, американский филолог.
«Прическа должна быть в порядке, руки и ногти -- чисты, обувь -- начищена, платье или костюм -- тщательно отглажены и аккуратно застегнуты».*
Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Женщины должны снимать шляпы с широкими полями и вообще привле-кающие внимание головные уборы. Вуалетки не нужны. Перчатки и сумки будут только мешать. Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чи-сто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, от-топыривающих карманы, и убрать торчащие из боково-го кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется, по крайней мере, оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти -- это помешает слушать, что вы говорите.
«Если вы хорошо выглядите и безукоризненно одеты, то мысль об этом оказывает на вас определённое воздействие. Оно вселяет в вас больше уверенности, больше веры в собственные силы и повышает уважение к самим себе».**
Хорошие манеры.
Надлежащие манеры оратора имеют более сущест-венное значение, чем его внешность. Группа слушателей -- нечто большее, чем простое скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естествен-ная заразительность настроений поможет его поддер-жать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого-либо под своим влияние.
*Даниель Уобстер, американский психолог.
**Дейл Карнеги, американский писатель и психолог.
Психология слушателя такова, что он требует от оратора больше, чем это возможно в ином случае. Когда разговаривают двое или трое знакомых, их бе-седа протекает в обстановке свободы и равенства каж-дого при обмене мыслями. Совершенно иное -- официаль-ная обстановка, в которой произносится речь. Здесь нет свободы и равенства. Слушатель вовсе не склонен за-бывать, что приходится на время вашего выступления как бы поступиться своей индивидуальностью, пожерт-вовать удобствами и временем. В силу ограничений, налагаемых правилами общественного приличия, он от-дает себя временно во власть оратора. Одни пришли на собрание против желания, лишь подчиняясь чувству долга; другие уступили настойчивой просьбе друга, мужа или жены. Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые тре6ования: они предоставили ему главную роль -- оратор должен с этим считаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слу-шателя немедленно сменится разочарованием и досадой.
Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если ора-тор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину. Слушатели хотят, чтобы он расто-пил ледок и сблизился с аудиторией, как добрый зна-комый. Подумайте, какие возможности поднять на-строение упускаются оратором, когда он стоит в за-стывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор -- живой человек, а не говорящий автомат.
«Улыбайтесь. Выходите к слушателям с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады находиться перед ними. Подобное рождает подобное».*
*Дейл Карнеги, американский писатель и психолог.
Нужно овладеть уменьем создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеж-дениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело - нала-дить с ними контакт.
"Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает. А человек, который думает только о себе - безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был".*
Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах.
Выражение лица.
Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо его должно быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хму-риться или, мысленно витая где-то в пространстве, при-мете отчужденный вид.
Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправ-ляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выра-жает? Если на нем «застывшее» выражение, упражняй-тесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоция-ми - печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.
Исключительно важное значение имеет правильное освещение вашего лица Пусть свет бьет вам в лицо, люди хотят видеть вас. Малейшие изменения, которые могут возникнуть в чертах вашего лица, являются очень важной частью процесса самовыражения. Иногда они значат больше чем ваши слова.
* Дейл Карнеги, американский писатель и психолог.
Контакт со слушателями.
До обидного легко оратору потерять контакт с ау-диторией. Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуть-ся в заметки... Наконец, он может просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий наладить общение со слу-шателями, зачастую прибегает ко всем приемам, не останавливаясь ни на одном. Он нервно перескакивает с одного на другое, как застенчивый ребенок, стараю-щийся как-нибудь выскользнуть из комнаты, полной гостей.