* Дейл Корнеги, американский писатель и психолог.
сторон. Собрав и осмыслив факты по тому или иному вопросу, решите для
себя, на какой вывод они наталкивают. Тогда речь приобретёт оригинальность и силу воздействия - она будет энергичной и убедительной. В ней будет отражена ваша личность. Затем изложите ваши мысли письменно, как можно яснее и логичнее».
Другими словами, надо подобрать факты, всесторонне отражающие явление, затем найти вывод.
Перед тем как выступить, следует, конечно, ознако-миться с условиями помещения. Отметьте, каково рас-стояние между вашим местом и первым рядом слуша-телей. Если речь произносится не с эстрады или нет специально отведенного места для оратора, необходимо тщательно выбрать место, с какого говорить.
Лучше всего говорить, находясь посередине, по возможности в нескольких футах от первого ряда и поодаль от перед-ней стены. Если имеется какое-либо возвышение, на-пример эстрада, станьте на переднем крае, хотя бы даже впереди места, отведенного для оратора. Когда эстрада слишком высока и отделена от слушателей или аудито-рия сравнительно невелика (например, не более 75 че-ловек), рекомендуется говорить, находясь на уровне слу-шателей. В таких случаях необходимо предварительно договориться с председателем собрания. Это окажет вам неоценимую услугу в создании более интимной и распо-лагающей обстановки.
Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не засте-гивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. При-мите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как только займете свое место, обра-титесь к президиуму и затем к слушателям. Изберите какую-либо принятую форму обращения: «Г-н председательствующий, леди и джентльмены...» В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени.
Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, так как в этот момент ум слушателя свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Начало выступления следует тщательно готовить заранее. Большинство неопытных и неквалифицированных ораторов начинают свои выступления в основном одним из двух неудачных путей.
Ошибка заключается в том, что оратор, по каким то причинам, полагает, что он должен быть остроумным, и по этому начинает свое выступление с какой ни будь смешной истории. Вторая грубейшая ошибка, которую неопытный оратор зачастую совершает в начале выступления, состоит в том, что он произносит извинения.
Как только вы появились перед слушателями, они естественно, неизбежно отдали вам своё внимание. Не трудно сохранить его в течении пяти секунд, но нелегко удержать его в течении последующего выступления. Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Можно вообще обойтись без него. Приступайте прямо к сути выступления. Никто не станет возражать против этого.
«Рассказы должны быть к месту и не приводиться только для того, чтобы их рассказать, а юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом… Ни когда не извиняйтесь, так как обычно это оскорбляет ваших слушателей и раздражает их. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать».*
Можно завоевать внимание аудитории следующими способами:
а) возбудив любопытство слушателей;
* ??????? ??. ????????, ???????????? ???????.
?) ??????? ?????????? ???????;
?) ????? ? ?????????? ???????????;
?) ??????????? ?????-?????? ???????;
?) ????? ? ?????-?????? ??????????? ??????;
?) ????? ??????;
?) ???????, ??? ???? ??????????? ??????? ? ?????????? ??????????;
?) ????? ? ??????????? ??????;
??????????? ?????? ???? ????????? ? ????????????. ?? ?? ?????? ?????? ?????? ?????? ???? ??? ?????????? ???????????. ?????????? ???? ???????????? ????? ????????????? ?????? ??????. ?? ??? ?????? ??????? ? ??????????, ??? ????????? ????? ?????????? ??????? ? ???? ??????????, ????? ?????? ??? ???????? ????????, ? ?????? ?? ????? ??????? ?????? ?????.
Концовку, так же как и начало нужно тщательно подготовить, знать почти слово в слово, как вы собираетесь закончить своё выступление. Заканчивать речь надо плавно, не оставляя её незавершенной. Даже такие выдающиеся ораторы как: Вебстер, Брайт, Гладстон, блестяще владевшие английским языком, считали для себя необходимым писать заранее, и почти выучивать наизусть заключительные слова своих выступлений.
Заканчивать свои выступления можно следующими наиболее оптимальными способами:
а) резюмировать, вновь повторить и кратко изложить, основные положения, которые вы затрагивали в своём выступлении;
б) призвать к действию;
в) сделать слушателям комплимент;
г) вызвать смех;
д) процитировать подходящие политические строки;
е) использовать библейскую цитату;
ж) создать кульминацию;
«Надо выступить так, что бы, даже если бы это выступление слышал слепой, то и он почувствовал бы, что оно окончилось. Оно не повисло в воздухе, не осталось незавершенным».*
*Авраам Линкольн, 16-й президент США.
Заключение.
В данном реферате, я постарался осветить основные принципы и правила публичного выступления, где в общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, по-зы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние дан-ные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут 'помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.
Лучшая черта во внешнем облике оратора -- коррект-ность. Неотъемлемые качества хороших ораторских ма-нер -- непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непри-нужденность осанки и легкость движений. Жесты--это любые движения, усиливающие впечатление от выска-зываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением , на самом деле может оказаться разнообразной до бес-конечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора.
Публичное выступление - это своего рода искусство. Недаром ораторству, как и любому другому искусству, всегда обучались.
Освоив мимику и жесты, поведение на сцене (трибуне), поработав с голосом, можно приступить к подготовке речи, которую вы собираетесь произнести перед публикой. Хорошо подготовленная речь - это на девять десятых удачно произнесённая речь. Начинайте речь с упорным стремлением достичь своей цели. Помните о всех выгодах, которые принесут вам усилия, приложенные для обучения. Проявляйте уверенность. Практикуйтесь, и ещё раз практикуйтесь. Это самое важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, а неуверенность вызвана незнанием того на что вы способны, ваше незнание - результат недостатка опыта. Поскорее создайте себе багаж успешного опыта, и страхи ваши исчезнут.
Способность ко всему этому не трудно обрести. Это не талант, дарованный свыше, лишь отдельным выдающимся личностям. То есть любой человек может развить свои скрытые способности, если у него будет достаточно сильное желание.
Используемая литература.
Алякринский Б. С., «Общение и его проблемы», М., 1982.
Андреев В. И., «Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов)», М., 1995.
Булыгина А., «Этика делового общения», Новосибирск, 1995.
Дейл Карнеги, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», Центр «Русская тройка», «Комета», 1990.
Дэна Даниэль, «Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома», СПб, 1994.
Жариков Е. С., Крушельницкий Е. Л., «Для тебя и о тебе», М., 1991.
Кузин Ф., «Культура делового общения», М., 1996.
Омаров А. М. «Управление: искусство общения»,М., 1983.
Петренко А., «Безопасность в коммуникации делового человека», М., 1994.
Дейл Корнеги, «Как выробатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично».ООО «СЛК», Минск,1997
11.Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентсва «Яхтсмен», 1995.
12.М. Р. Львов, «Риторика», М., 1995.