Анаксагор

Анаксагор

Министерство образования и науки Украины

Таврический Национальный Университет им. Вернадского

Анаксагор

Студента группы 301-и

математического факультета

Степанова Сергея Сергеевича

Симферополь

2002

Содержание

1. Жизнь и деятельность

2. Космогония и космология

3. Основные принципы теории материи

4. Разум и организация космоса

5. Литература

Жизнь и деятельность.

Анаксагор родился около 500г. до нашей эры в Клазоменах –

небольшом, но в то время процветавшем приморском городке

малоазийской Ионии. Отец Анаксагора Гегесибул (или Евбул). Уже в

раннем возрасте у Анаксагора пробуждается интерес к научным

изысканиям и равнодушие к практической деятельности. По этому он

оставляет все имущество ближайшим родственникам и покидает

Клазомены. Через некоторое время Анаксагор и там обосновывается.

Афины бывшие до этого родиной государственных деятелей,

законодателей, полководцев, обрели, наконец, первого крупного

философа. Ученик Анаксагора, Архелай, был уже коренным афинянином;

таким образом, Анаксагора можно считать основоположником афинской

философской школы, давшей впоследствии миру многих блестящих

мыслителей, и конечно, Платона и Аристотеля.

Анаксагор вскоре занимает заметное место в духовной элите

города, благодаря дружбе с вождем демократической партии Периклом.

Вторая жена Перикла, знаменитая Аспасия, женщина умная и

образованная, сгруппировала кружок выдающихся представителей

тогдашней афинской интеллигенции, включавший трагика Еврипида,

скульптора Фидия и др. К этому кружку относился и Анаксагор,

оказавший большое влияние на Еврипида, что видно из некоторых

произведений последнего.

К концу 30-х годов V века до нашей эры, когда положение

Перикла в качестве главы государства стало менее прочным, были

возбуждены судебные преследования близких ему лиц. Анаксагор

обвинялся в безбожии и распространении учений о небесных светилах.

Философу грозил смертный приговор, но при содействии Перикла он

тайно покидает Афины.

Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке – богатом

торговом городе на берегу Геллеспонта. Умер он в 428г. до нашей эры

Еще в Клазоменах Анаксагор мог без труда разыскать и прочесть

сочинения знаменитых милетцев – Анаксимандра и Анаксимена. В центре

внимания молодого Анаксагора оказалась проблематика

анаксименовского сочинения. Это была космологическая проблематика;

точнее говоря, это было учение о происхождении и структуре космоса,

рассматриваемого как нечто целое. Анаксагор любил наблюдать за

ночным небом и светилами с вершины мыса Миманта. Отношение

Анаксагора к ночному небосводу имело, скорее, эстетический

характер. Недаром существует рассказ, что, будучи спрошен, ради

чего лучше родится, чем не родится, Анаксагор ответил: «Чтобы

созерцать небо и устройство всего космоса». Космос поражал

Анаксагора совершенной разумной организацией, которая, как ему

представлялось, не могла быть результатом действия слепых,

беспорядочных сил. В мире должно существовать некое организующее и

упорядочивающее начало, которое приводит в действие весь ход

мирового процесса и определяет устройство космоса как единого

развивающегося целого. Впоследствии он обозначил это начало

термином no?s, то есть Разум.

Из слов Плутарха следует, что Анаксагор обосновал падения

небесных тел. Падение метеорита в 467/66г. до нашей эры оказалось

блестящим подтверждением его концепции небесных тел как раскаленных

каменных глыб, удерживаемых в высоте силой круговращательного

движения. Эта концепция была развита им еще до указанной даты.

Физическая теории Анаксагора, явившаяся предметом особого

внимания Аристотеля, с одной стороны, а с другой – современных

исследователей античной философии, была разработана, по-видимому, в

более поздний период жизни философа. Она испытала мощное

воздействие идей Парменида.

Свое сочинение, в котором были изложены итоги его научно-

философских изысканий, Анаксагор написал, по-видимому, уже на

склоне лет. У Плутарха имеется сообщение, что, находясь в тюрьме,

Анаксагор занимался проблемой квадратуры круга, но нет ни каких

свидетельств о том, что эти его занятия привели к каким-либо

результатам. Сочинение Анаксагора было написано простой и ясной

прозой, послужившей образцом для трактатов Демокрита и других

позднейших ученых.

Афиняне хорошо помнили Анаксагора, о котором ходили

многочисленные рассказы, в последствии образовавшие устойчивую,

прошедшую через века легенду. Прежде всего, легенда рисует

Анаксагора как человека, целиком посвятившего себя науке, то есть

как ученого-профессионала. Весьма необычным с точки зрения греков

того времени, было у Анаксагора отсутствие узкого патриотизма,

приверженности к родному полису. Как сообщает Диоген Лаэртский, на

вопрос: «Неужели родина тебя нисколько не интересует?» - Анаксагор

ответил, указав на небо: «Помилуй бог! Родина даже очень интересует

меня». А согласно другому рассказу, когда Анаксагор умирал в

Лампсаке и друзья спросили его, не желает ли он быть перевезенным

на родину, в Клазомены, он сказал: «Совсем этого не нужно: ведь

путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен». Подобный

космополитизм, осознание себя гражданином вселенной, предвосхищал

мироощущение философов эллинистической эпохи, но отнюдь не был

типичен для V века. Вторая черта Анаксагора как человека –

равнодушный к материальным благам. Его быт отличался скромностью и

простотой. В этом отношении Анаксагор полностью соответствовал

аристотелевскому идеалу философа, ведущего умеренный,

«созерцательный» образ жизни. Анаксагор отличался твердостью духа,

даже в самых тяжелых для него ситуациях. При получении известия о

смерти сына, он сказал: «Я знал, что родил его смертным». А узнав о

вынесении ему смертного при говора в Афинах, будто бы спокойно

сказал: «Природа давно присудила (к смерти) и меня, и их (судей)».

Утверждения Анаксагора, что звезды – раскаленные камни,

оторванные от Земли силой космического круговращения, что Солнце –

огромная воспламенившаяся глыба, а Луна – тело, во многом подобное

Земле и, может быть, обитаемое, послужили основаниями для

обвинения. В ту эпоху эти утверждения были смелым вызовом

общепринятым религиозным предрассудкам и в этом смысле имели

бесспорно прогрессивное значение. Анаксагор не являлся гражданином

Афин, не был связан перед афинянами никакими моральными

обязательствами, поэтому его бегство не может быть поставлено ему в

укор в качестве признака малодушия или душевной слабости. Анаксагор

был осужден Афинским судом по обвинению в безбожии. Отрицание

общепринятых религиозных верований не декларировалось Анаксагором

открыто, однако оно вытекает из всего его учения. При всем этом

Анаксагору безусловно было присуще религиозное чувство, вызванное

восхищением красотой и совершенством космоса. Некоторые

раннехристианские авторы клеймили Анаксагора как безбожника,

другие, напротив, выделяли его из числа прочих досократиков,

усматривая в его Разуме предвосхищение идеи единого бога.

Космогония и космология.

В центре анаксагоровского учения о природе находилась

космогоничная концепция – концепция происхождения и эволюции

космоса.

Подобно своим предшественникам, Анаксагор считал, что мир

получил развитие из неопределенного и бесформенного первичного

состояния. С описания этого первичного состояния и начиналась

первая книга его сочинения. Первичное состояние мира, по

Анаксагору, представляло собой смесь всех веществ, которые потом

обнаруживаются в этом мире,- или (как писал сам Анаксагор) всех

«существующих вещей». Анаксагоровская идея первичной смеси была, по-

видимому, вполне оригинальной, не имевшей непосредственных

предшественников в прошлом. Первая фраза сочинения Анаксагора:

«Вместе все вещи были, беспредельные и по множеству и по малости.

Ведь и малое было беспредельным. И когда все вещи были вместе,

ничто не было различно из-за малости…». Первичная смесь Анаксагора

была лишена какого бы то ни было движения, потому, что не было

ничего, что заставило ее изменяться и перемещаться. Это

представление было ново. Точка зрения Анаксагора существенно

отличается от концепций Эмпедокла и Левкиппа. У него движение

отнюдь не является свойством изначально присущим вещам нашего мира.

Движение было привнесено в нее неким внешним фактором, который

Анаксагор назвал Разумом («no?s» - ум, разум). Ученые много спорили

по поводу того, является ли Разум материальной или духовной

сущностью. В зависимости от решения этого вопроса учение Анаксагора

трактовалось либо как особая форма материализма, либо, наоборот,

как предвосхищение объективного идеализма.

Для того чтобы прийти к правильному ответу на вопрос, что же

такое Разум («нус»), рассматриваются функции, выполняемые им в

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты