Анаксагор
Министерство образования и науки Украины
Таврический Национальный Университет им. Вернадского
Анаксагор
Студента группы 301-и
математического факультета
Степанова Сергея Сергеевича
Симферополь
2002
Содержание
1. Жизнь и деятельность
2. Космогония и космология
3. Основные принципы теории материи
4. Разум и организация космоса
5. Литература
Жизнь и деятельность.
Анаксагор родился около 500г. до нашей эры в Клазоменах –
небольшом, но в то время процветавшем приморском городке
малоазийской Ионии. Отец Анаксагора Гегесибул (или Евбул). Уже в
раннем возрасте у Анаксагора пробуждается интерес к научным
изысканиям и равнодушие к практической деятельности. По этому он
оставляет все имущество ближайшим родственникам и покидает
Клазомены. Через некоторое время Анаксагор и там обосновывается.
Афины бывшие до этого родиной государственных деятелей,
законодателей, полководцев, обрели, наконец, первого крупного
философа. Ученик Анаксагора, Архелай, был уже коренным афинянином;
таким образом, Анаксагора можно считать основоположником афинской
философской школы, давшей впоследствии миру многих блестящих
мыслителей, и конечно, Платона и Аристотеля.
Анаксагор вскоре занимает заметное место в духовной элите
города, благодаря дружбе с вождем демократической партии Периклом.
Вторая жена Перикла, знаменитая Аспасия, женщина умная и
образованная, сгруппировала кружок выдающихся представителей
тогдашней афинской интеллигенции, включавший трагика Еврипида,
скульптора Фидия и др. К этому кружку относился и Анаксагор,
оказавший большое влияние на Еврипида, что видно из некоторых
произведений последнего.
К концу 30-х годов V века до нашей эры, когда положение
Перикла в качестве главы государства стало менее прочным, были
возбуждены судебные преследования близких ему лиц. Анаксагор
обвинялся в безбожии и распространении учений о небесных светилах.
Философу грозил смертный приговор, но при содействии Перикла он
тайно покидает Афины.
Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке – богатом
торговом городе на берегу Геллеспонта. Умер он в 428г. до нашей эры
Еще в Клазоменах Анаксагор мог без труда разыскать и прочесть
сочинения знаменитых милетцев – Анаксимандра и Анаксимена. В центре
внимания молодого Анаксагора оказалась проблематика
анаксименовского сочинения. Это была космологическая проблематика;
точнее говоря, это было учение о происхождении и структуре космоса,
рассматриваемого как нечто целое. Анаксагор любил наблюдать за
ночным небом и светилами с вершины мыса Миманта. Отношение
Анаксагора к ночному небосводу имело, скорее, эстетический
характер. Недаром существует рассказ, что, будучи спрошен, ради
чего лучше родится, чем не родится, Анаксагор ответил: «Чтобы
созерцать небо и устройство всего космоса». Космос поражал
Анаксагора совершенной разумной организацией, которая, как ему
представлялось, не могла быть результатом действия слепых,
беспорядочных сил. В мире должно существовать некое организующее и
упорядочивающее начало, которое приводит в действие весь ход
мирового процесса и определяет устройство космоса как единого
развивающегося целого. Впоследствии он обозначил это начало
термином no?s, то есть Разум.
Из слов Плутарха следует, что Анаксагор обосновал падения
небесных тел. Падение метеорита в 467/66г. до нашей эры оказалось
блестящим подтверждением его концепции небесных тел как раскаленных
каменных глыб, удерживаемых в высоте силой круговращательного
движения. Эта концепция была развита им еще до указанной даты.
Физическая теории Анаксагора, явившаяся предметом особого
внимания Аристотеля, с одной стороны, а с другой – современных
исследователей античной философии, была разработана, по-видимому, в
более поздний период жизни философа. Она испытала мощное
воздействие идей Парменида.
Свое сочинение, в котором были изложены итоги его научно-
философских изысканий, Анаксагор написал, по-видимому, уже на
склоне лет. У Плутарха имеется сообщение, что, находясь в тюрьме,
Анаксагор занимался проблемой квадратуры круга, но нет ни каких
свидетельств о том, что эти его занятия привели к каким-либо
результатам. Сочинение Анаксагора было написано простой и ясной
прозой, послужившей образцом для трактатов Демокрита и других
позднейших ученых.
Афиняне хорошо помнили Анаксагора, о котором ходили
многочисленные рассказы, в последствии образовавшие устойчивую,
прошедшую через века легенду. Прежде всего, легенда рисует
Анаксагора как человека, целиком посвятившего себя науке, то есть
как ученого-профессионала. Весьма необычным с точки зрения греков
того времени, было у Анаксагора отсутствие узкого патриотизма,
приверженности к родному полису. Как сообщает Диоген Лаэртский, на
вопрос: «Неужели родина тебя нисколько не интересует?» - Анаксагор
ответил, указав на небо: «Помилуй бог! Родина даже очень интересует
меня». А согласно другому рассказу, когда Анаксагор умирал в
Лампсаке и друзья спросили его, не желает ли он быть перевезенным
на родину, в Клазомены, он сказал: «Совсем этого не нужно: ведь
путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен». Подобный
космополитизм, осознание себя гражданином вселенной, предвосхищал
мироощущение философов эллинистической эпохи, но отнюдь не был
типичен для V века. Вторая черта Анаксагора как человека –
равнодушный к материальным благам. Его быт отличался скромностью и
простотой. В этом отношении Анаксагор полностью соответствовал
аристотелевскому идеалу философа, ведущего умеренный,
«созерцательный» образ жизни. Анаксагор отличался твердостью духа,
даже в самых тяжелых для него ситуациях. При получении известия о
смерти сына, он сказал: «Я знал, что родил его смертным». А узнав о
вынесении ему смертного при говора в Афинах, будто бы спокойно
сказал: «Природа давно присудила (к смерти) и меня, и их (судей)».
Утверждения Анаксагора, что звезды – раскаленные камни,
оторванные от Земли силой космического круговращения, что Солнце –
огромная воспламенившаяся глыба, а Луна – тело, во многом подобное
Земле и, может быть, обитаемое, послужили основаниями для
обвинения. В ту эпоху эти утверждения были смелым вызовом
общепринятым религиозным предрассудкам и в этом смысле имели
бесспорно прогрессивное значение. Анаксагор не являлся гражданином
Афин, не был связан перед афинянами никакими моральными
обязательствами, поэтому его бегство не может быть поставлено ему в
укор в качестве признака малодушия или душевной слабости. Анаксагор
был осужден Афинским судом по обвинению в безбожии. Отрицание
общепринятых религиозных верований не декларировалось Анаксагором
открыто, однако оно вытекает из всего его учения. При всем этом
Анаксагору безусловно было присуще религиозное чувство, вызванное
восхищением красотой и совершенством космоса. Некоторые
раннехристианские авторы клеймили Анаксагора как безбожника,
другие, напротив, выделяли его из числа прочих досократиков,
усматривая в его Разуме предвосхищение идеи единого бога.
Космогония и космология.
В центре анаксагоровского учения о природе находилась
космогоничная концепция – концепция происхождения и эволюции
космоса.
Подобно своим предшественникам, Анаксагор считал, что мир
получил развитие из неопределенного и бесформенного первичного
состояния. С описания этого первичного состояния и начиналась
первая книга его сочинения. Первичное состояние мира, по
Анаксагору, представляло собой смесь всех веществ, которые потом
обнаруживаются в этом мире,- или (как писал сам Анаксагор) всех
«существующих вещей». Анаксагоровская идея первичной смеси была, по-
видимому, вполне оригинальной, не имевшей непосредственных
предшественников в прошлом. Первая фраза сочинения Анаксагора:
«Вместе все вещи были, беспредельные и по множеству и по малости.
Ведь и малое было беспредельным. И когда все вещи были вместе,
ничто не было различно из-за малости…». Первичная смесь Анаксагора
была лишена какого бы то ни было движения, потому, что не было
ничего, что заставило ее изменяться и перемещаться. Это
представление было ново. Точка зрения Анаксагора существенно
отличается от концепций Эмпедокла и Левкиппа. У него движение
отнюдь не является свойством изначально присущим вещам нашего мира.
Движение было привнесено в нее неким внешним фактором, который
Анаксагор назвал Разумом («no?s» - ум, разум). Ученые много спорили
по поводу того, является ли Разум материальной или духовной
сущностью. В зависимости от решения этого вопроса учение Анаксагора
трактовалось либо как особая форма материализма, либо, наоборот,
как предвосхищение объективного идеализма.
Для того чтобы прийти к правильному ответу на вопрос, что же
такое Разум («нус»), рассматриваются функции, выполняемые им в