процессе космообразования. Первую из этих функций можно было бы
обозначить по аналогии с идеями, развивавшимися в натур философии
XVII-XVIIIвв.,- как функцию «первичного тела». В определенный
момент времени в каком-то ограниченном участке пространства Разум
сообщает первичной смеси мощное круговращательное движение. «Таким
образом, происходит вращение… под действием силы и скорости. Ведь
силу порождает скорость. Скорость же их несравнима со скоростью
какой бы то ни было вещи из тех, что ныне известны людям,
безусловно во много раз больше». «Разум стал властвовать над
всеобщим вращением, так как он дал начало этому вращению». «И как
должно быть в будущем, и как было то, чего теперь нет, и как есть –
все устроил Разум, и то вращение, которое теперь совершают звезды,
Солнце, Луна, а также отделившиеся воздух и эфир». Основная роль
кругового движения состоит в том, что это движение приводит к
разделению первичной смеси на составляющие ее компоненты, которые
образуют несколько концентрических слоев, или оболочек. «Плотное,
влажное, холодное и темное собралось там, где теперь Земля; редкое
же, теплое и сухое ушло в дали эфира». По Анаксагору схема
образования основных структурных элементов нашего мира. Эту схему
можно разбить на несколько этапов.
Первый этап, как указывалось выше, характеризуется
образованием двух огромных центрических слоев, или, сфер, из
которых внутренняя состоит из более плотного, влажного, холодного и
темного воздуха, а внешняя заполнена разреженным, сухим, горячим и
светлым эфиром…
На втором этапе космообразования происходит дальнейшая
дифференциация этой структуры, прежде всего за счет воздушной
сферы. Из нее выделяются относительно более влажные и темные массы;
уплотняясь вокруг экваториальной плоскости космического вихря, они
образуют Землю, принимающую вид плотной, расплющенной лепешки; она
поддерживается в подвешенном состоянии находящимся под ней
воздухом. Другой неясной проблемой у Анаксагора была проблема
происхождения наземных вод – морей, озер и рек. С одной стороны,
вода должна была выделиться из воздуха еще до земли: ведь она
занимает промежуточное положение между воздухом и землей. Как пишет
сам Анаксагор, «из этих выделяющихся масс сгущается Земля. А
именно, из облаков выделяется вода, из воды же земля, из земли же
сгущаются камни от действия холода…». Однако этому, как кажется,
противоречат доксографические свидетельства, согласно которым море,
по Анаксагору, образовалось из жидкости, находящейся в Земле.
К третьему этапу космообразования относится возникновение
небесных тел – Солнца, Луны и звезд. По мере дифференциации
концентрических оболочек космоса их движение приобретает все более
неравномерный характер. В то время как внешняя, эфирная оболочка
продолжает вращаться с большой скоростью, захватывая все новые
массы окружающей смеси и лишь в силу этого постепенно замедляя свое
движение, внутреннее ядро космоса вместе с Землей испытывает
значительно большее замедление и к настоящему времени, по-видимому,
почти совсем остановилось. Из-за этого края Земли – глыбы
отрываются от нее и под действием эфирного жара эти глыбы
раскаляются и становятся светящимися. Солнце – самая большая из
этих глыб, величиной превышающая Пелопоннес. Луна – другая большая
глыба, она движется по орбите находящейся ближе к земле, чем орбита
Солнца, по этому она не так раскалена. Анаксагор предполагал
существование жизни на Луне. Звезды – это более мелкие камни,
воспламенившиеся под действием эфира. Они удалены от Земли дальше,
чем Солнце и Луна; на своих местах они удерживаются силой
вращательного движения. Но иногда, под влиянием какого-либо
колебания или сотрясения, они срываются со своих мест и падают на
Землю наподобие искр, гаснущих, как только они попадают в более
холодные области воздуха. Именно такой упавшей звездой был, по
мнению Анаксагора, знаменитый эгоспотамский метеорит, о котором
было сказано выше.
Аристотель сообщает о том, как объясняет Анаксагор появление
комет: кометы, по его мнению, представляют собой соединения планет,
когда последние сближаются и кажутся касающимися друг друга.
Другая парадоксальная гипотеза была высказана Анаксагором по
поводу Млечного Пути. По его мнению, эта область ночного неба, на
которую не падают солнечные лучи, поскольку она находится в тени
земного диска. В этой области нет звезд, свет которых затмевался бы
солнечными лучами (днем мы вообще не видим никаких звезд, ночью же
на участках неба, освещенных Солнцем, мы воспринимаем только
наиболее яркие звезды); поэтому то она светится так ярко.
Анаксагор понял, что солнечные затмения происходят лишь во
время новолуния и при том только в тех случаях, когда луна
оказывается на прямой соединяющей Солнце и земного наблюдателя.
Представление о том, что Луна получает свой свет от Солнца, также
обычно связывалось с именем Анаксагора (об этом, в частности, пишет
Платон в «Кратиле»). Отсюда легко было сделать шаг к правильному
объяснению лунных затмений. Это объяснение и было дано Анаксагором
– чему не помешали его неверные представления о форме Земли.
Как полагал Анаксагор, некоторые количества горячего эфира
иногда попадают в более холодные воздушные области; при этом мы
наблюдаем сначала блеск огня (молнии), а затем шум и шипение,
сопровождающие его потухание (гром). Малые количества эфира
являются причиной зарниц; в этом случае звук до нас не доходит.
Эфир Анаксагора нисколько не похож на эфир аристотелевских
«надлунных сфер»: он обладает, в сущности, той же природой, что и
воздух, отличаясь от последнего лишь тем, что он горячее, светлее,
суше и разреженнее. Любопытно, что даже землетрясения вызываются у
Анаксагора эфиром. Попадающий под землю и в ее пустоты эфир
стремится прорваться вверх и, не находя выхода, сотрясает земные
пласты.
Анаксагор наряду с атомистами имеет право претендовать на роль
одного из основоположников позднейшей физической науки.
Основные принципы теории материи.
Разумеется, название «Теория материи» условное. В эпоху
Анаксагора еще не существовало философского понятия материи – ни в
смысле аристотелевской «гюле» (hyle), ни в том смысле, какой этот
термин приобрел в философии Нового времени.
Традиционная трактовка учения Анаксагора находится под
глубоким воздействием аристотелевской интерпретации воззрений
большинства досократиков (а именно тех философов VI-Vвв. до нашей
эры, которых Стагерит называл «физиками» или «физиологами»). В
основе аристотелевской интерпретации лежит понятие «начала»
(arch?). У Анаксагора число начал безгранично, только у него такими
началами служат не атомы, а бесчисленные качественно-определенные
вещества – гомеомерии. Термин «гомеомерия» (в буквальном переводе –
«подобочастная») указывает на основное свойство этих веществ: у них
любая часть подобна по своим свойствам целому (homoios –
«подобный», meros – «часть»). Такова трактовка Аристотеля. Сам же
Анаксагор называл эти начала, скорее всего, семенами (spermata) –
термин, который в отличие от гомеомерий встречается в
анаксагоровских текстах. Согласно Аристотелю, у Анаксагора
материальными первоначалами оказываются подобочастные вещества, или
(если отказаться от аристотелевской терминологии) любые
встречающиеся в природе качественно-определенные вещества.
Вопросы, занимавшие Анаксагора, восходили к Парменидовскому
учению о бытии. Что нужно понимать под истинным бытием, которое не
меняется, не увеличивается и не уменьшается, но всегда остается
равным самому себе,- вот проблема, стоявшая перед мыслителями Vв.
Каждый из них решал эту проблему по-своему. Решение Анаксагора было
в известном смысле наиболее радикальным. Истинное бытие, по его
мнению, присуще всем качественно-определенным вещам окружающего нас
мира, иначе говоря, всем физически однородным веществам, и, прежде
всего тем веществам, из которых состоят животные и растительные
организмы. Анаксагор называл их «существующими вещами». Они
существуют не потому, что доступны нашему восприятию (они могут и
не восприниматься нами, как это имеет место в первичной смеси). Они
существуют в строгом онтологическом смысле – в смысле
парменидовского бытия (eon). Каждая из этих вещей есть и может не
быть.
А отсюда непосредственно следует, что всякая «существующая
вещь» не возникает и не уничтожается, но всегда остается равной
самой себе как в количественном, так и в качественном отношении. В
мире происходит лишь соединение и разделение «существующих вещей»,
которые дают нам видимость возникновения и уничтожения. Об этом
ясно пишет сам Анаксагор в своем сочинении: «О возникновении и
уничтожении у эллинов нет правильного мнения: ведь никакая вещь не
возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и
разделяется. И таким образом, правильнее было бы назвать
возникновение соединением, а уничтожение разделением». В другом
фрагменте Анаксагор говорит о выделении «существующих вещей» из
первичной смеси и подчеркивает, что при этом выделении «все в
совокупности ни меньше и не больше (ибо невозможно быть больше
всего), но все всегда равно».
Первое важнейшее положение теории материи Анаксагора: все