разному. Так Таранов П.С. указывает, что Гераклит родился около 535 г. до
Н.Э., а умер около 475 г. до Н.Э., прожив 60 лет.[11] Богомолов называет
дату рождения (544 г., а дату смерти считает неизвестной).[12] Все
признают, что личность Гераклита была весьма противоречивой. Происходя из
царского рода, он уступил наследный сан своему брату, а сам удалился в храм
Артемиды Эфесской, отдав свое время занятиям философией. В конце жизни
Гераклит удалился в горы и жил отшельником. Основные произведения, дошедшие
до нас в отрывках, согласно одним исследователям, называлось "О природе"
(Богомолов, Таранов, Асмус), другие его называли "Музой". Имеется
сообщение, что она состояла из трех частей: в первой части речь шла о самой
природе, во второй – о государстве и в третьей – о боге, дошло 130
отрывков.
Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и
его предшественники, он в целом, остался на позиции натурфилософии, хотя
некоторые проблемы, например, диалектики противоречия, развития им
анализируются на философском уровне, то есть уровне понятий и логических
умозаключений.
Видный исследователь Гераклита М. Маркович так воссоздает ход мысли
эфесца: он (Гераклит) говорит также, что суд над миром и всем, что в нем
есть, совершается через огонь. Ибо все,… грядущий огонь будет судить и
осудит.[13]
Гераклит считает, что космос не создал никто из богов и никто из
людей, но "он всегда был, есть и будет вечно живым огнем".[14]
Итак, первоосновой всего сущего Гераклит считал первоогонь – тонкую и
подвижную легкую стихию. Огонь рассматривался Гераклитом не только как
сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего
благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.
Как замечает Богомолов, "первоначало Гераклита – живой огонь,
изменения которого аналогичны товарному обмену: все обменивается на огонь и
огонь на все, как на золото товары и товары на золото".[15] Почему у
Гераклита выбор пал именно на огонь? По мнению Рожанского И.Д. это связано
с возможным влиянием иранских религиозных представлений.
Хорошо известно, что в зороастризме огню придавалось особое значение,
выделявшее его среди прочих вещей окружающего нас мира… огонь согласно
зороастрийским религиозным текстам, представляет собой универсальную
божественную силу, разлитую по всей природе".[16] Разумеется, подобная
концепция не совсем совпадает с той ролью, которая приписывается огню
Гераклитом. И все же она могла оказать влияние на выбор Гераклитом огня в
качестве мировой первоосновы.
Гераклит говорит о родстве логоса и огня как различных аспектов
одного и того же сущего. Огонь выражает качественную и изменчивую сторону
существующего – логос – структурную, устойчивую. "Огонь – обмен или размен,
логос – пропорция этого обмена".[17]
Итак, гераклитовский логос – разумная необходимость сущего слитая с
самим понятием сущего – огня. Логос Гераклита имеет несколько
интерпретаций: логос – слово, рассказ, довод, верховный разум, всеобщий
закон и т.д. По мнению, Богомолова ближе стоит значение логоса к слову
закон как всеобщей смысловой связи сущего.
Основное положение философии Гераклита передает Платон в диалоге
"Кратил". Платон сообщает, что по Гераклиту "все движется и ничто не
покоится… невозможно войти в одну и ту же самую реку".[18]
Диалектика по Гераклиту это прежде всего изменение всего сущего и
единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается
не как простое перемещение, а как процесс становления вселенной, космоса.
В отличие от милетских философов Гераклит довольно много говорил о
познании. Он различал чувственное рациональное познание. Высшая цель
познания – познание логоса, а тем самым высшего единства мироздания и
достижения высшей мудрости. Превыше всего он ценит то, чему нас учат зрение
и слух. Глаза более точные свидетели, чем уши. "Здесь на лицо, как считает
Смирнов, примат предметного чувственного знания".[19]
В его учении присутствуют как элементы идеализма, так и материализма.
О принципах познания Гераклита высказаться однозначно не возможно. (Кстати,
еще при жизни Гераклита его нарекли "Темным" за глубокомыслие и
загадочность изложения). Хотя Гераклит не имел последователей, но явственно
видны следы его влияния в поэме Парменида, диалогах Платона, в
произведениях Аристотеля.
И без преувеличения можно сказать, что из всех философов периода
становления античной философии, Гераклит больше всего заслуживает "звания
основоположника объективной диалектики как учение о противоположностях, об
их борьбе, их единстве и мировом процессе. В этом его непреходящее
значение".[20]
ДЕМОКРИТ – И ЕГО АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Если многочисленные легенды говорили о Гераклите как о плачущем
философе, то о Демокрите, наоборот, как о смеющемся философе.
По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до Н.Э.,
умер в 360/370 г. до Н.Э. Прожил почти 100 лет. Родом из Абдер, происходил
из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в
бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.
Совершил путешествие в Египет к жрецам, к халдеям в Персию, был в
Эфиопии. Написал 50(60) трактатов. Свои произведения писал и днем и ночью,
запираясь от всех в одном из склепов за городскими воротами.
Лучшим его произведением считается "Большой Мирострой", за которое он
получил награду в 500 талантов. (Много это или мало? Вспомним, что все
имущество Сократа стоило 5 талантов)".[21]
На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего
сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из
несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей
есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на
атомы.
Атомисты, подвергая элейское понятие небытия физическому
истолкованию, первыми стали учить о пустоте как таковой. Элеаты отрицали
существование небытия. "Итак, бытие – антипод пустоты, они дуалисты, раз
принимали два начала в мироздании: небытие и бытие".[22]
У Демокрита были связи с современными учеными. Древние сообщают, что
Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа. Он общался с
Анаксагором, был знаком с трудами ученых стран Востока.
Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот
понятие причины. Случайность он отрицает в смысле беспричинности.
В неорганической природе все совершается не по целям и в этом смысле
случайно, а у ученика могут быть и цели, и средства. Таким образом, взгляд
Демокрита на природу является строго причинным, детерминистическим.
Он проповедовал последовательную материалистическую позицию в учении
о природе души и познания. "Душа, по Демокриту состоит из шарообразных
атомов, т.е. подобна огню".[23]
Атомы души имеют способность к ощущению. Чувственные качества
субъективны (вкус, цвет…) отсюда, он делал вывод о ненадежности
чувственного познания (Мед горек для больного желтухой и сладок здоровому).
Но в то же время, он считал, что без "темного" знания, получаемого из
ощущений не может быть никакого знания. "Сформулировав важную догадку о
взаимосвязи чувственного и разумного, Демокрит не смог еще дать описания
механизма перехода от одного к другому. Ему неизвестны видимо, логические
формы и операции: суждение, понятие, умозаключение, обобщение,
абстрагирование".[24] Утеря "Канона", его логического произведения, не
позволяет выявить его роль в этом. О формах мышления более подробно
расскажет Аристотель.
Интересны взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию.
Он интуитивно полагал, что первые из людей вели неупорядоченную жизнь.
Когда они научились добывать огонь, у них понемногу стали развиваться
различные искусства. Он высказал версию, что искусство зародилось путем
подражания (Мы научились от паука – ткачеству, от ласточки – строить дома и
т.д.), что законы создаются людьми. Писал о дурных и хороших людях.
"Дурные люди дают клятвы богам, когда попадают в безвыходное положение.
Когда же от него избавились, все равно клятв не соблюдают".[25]
Демокрит отвергал божественное провидение, загробную жизнь,
посмертное воздаяние за земные поступки. Этика Демокрита пронизана идеями
гуманизма. "Гедонизм Демокрита не только в удовольствиях, т.к. высшее
благо блаженное состояние духа и мера в удовольствиях".[26]
Его нравственные афоризмы дошли до нас в виде отдельных изречений.
Например, "богат тот, кто беден желаниями", "добро не в том чтобы не делать
несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого" и т.д.[27]
Идеалом государственного устройства считал демократическое
государство, когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет
– все гибнут.
Левкипп и Демокрит гениально положили начало учению о бесконечности
миров. Они продолжали развивать догадку Анаксагора о чисто физическом
происхождении и чисто физической, а не божественной природе светил и всех
явлений, наблюдаемых на небесном своде.
В целом следует отметить, что философия Демокрита – энциклопедическая
наука, основанная на атомистической гипотезе.
ПЛАТОН – ВЫДАЮЩИЙСЯ ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИСТ
Платон (427-347 гг. до Н.Э.) – основоположник объективного идеализма,
ученик Кратила и Сократа. До нас дошли почти все сочинения, написанные в
форме диалогов или драматических произведений: "Апология Сократа, 23
подслушанных диалога, 11 в разной степени сомнительных диалогов, 8
произведений, которые не входили в список произведений Платона даже в
древности, 13 писем, многие из которых безусловно подлинные и
определения".[28]
Платон рано познакомился с философией Гераклита, Парменида, Зенона,
пифагорейцев. Платон является основателем школы, получившей название
Академия. В диалоге "Тимей" первым всеобъемлюще обсудил происхождение
первоначал и структуру космоса. "Нам необходимо рассмотреть, какова была
сама природа огня, воды, воздуха и земли до рождения неба и каково было их
тогдашнее состояние. Ибо доныне никто не объяснял их рождение, но мы
называем их и принимаем за стихии буквы Вселенной".[29] Впервые поставил
вопрос о сущности вещей и их сущностей. Положил начало учению об эталонных