первообразах или парадигмах. Бытие идеи первее, чем небытие. Область идей
Платона напоминает учение о бытии Парменида. Платоновский мир чувственных
вещей напоминает учение о бытии Гераклита – поток вечного становления,
рождения и гибели.
Гераклитовскую характеристику бытия Платон перенес на мир чувственных
вещей.
В диалоге "Тимей" он раскрывает космогонию и космологию. Устроителем
космоса он считал демиурга (бога). Итак, первоначала космоса таковы: "идеи
– первообразы сущего, материя и демиург – бог, который устраивает мир
соответственно идеям. Есть бытие (идеи), есть производство и есть три
рождения мира".[30]
Возникновение космоса описано по Платону так. Из смеси идей и материи
демиург создает мировую душу и распространяет эту смесь по всему
пространству, которое предназначено для видимой вселенной, разделив ее на
стихии – огонь, воздух, воду и земли. Вращая космос, он округлил его,
придав ему наиболее совершенную форму – сферы. Результат – космос, как
живое существо, одаренное умом. "Итак, перед нами структура мира:
божественный ум (демиург), мировая душа и мировое тело (космос).[31]
В центре учения Платона, как и его учителя Сократа – стоят проблемы
нравственности. Нравственность он считал достоинством души, душа – подлинно
дает причину вещей, душа бессмертна.
В диалоге "Тимей" он раскрыл картину загробной жизни и суда. Он
думал, что необходимо очищать душу от земной скверны (от зла, пороков и
страстей).
В диалогах "Политик", "Государство", "Законы" Платон раскрывал учение
об управлении государством. Он ратовал за полное подчинение личности
государству, его идеалам была власть просвещенного царя.
Он отмечал, что в государстве смогут существовать три основные формы
правления: монархия, аристократия, демократия.
Каждая форма государства по Платону гибнет из-за внутренних
противоречий. "Управление государством Платон характеризует как царское
искусство, главным для которого является наличие истинного царского знания
и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет
уже не важно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против
воли, бедны или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае
не будет правильным".[32]
Платон явился основоположником не только античного, но и мирового
идеализма.
АРИСТОТЕЛЬ – УЧЕНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
Решительным противником Платона становится его ученик Аристотель,
величайший древнегреческий философ. Ф. Энгельс назвал его "самой
универсальной головой" среди древнегреческих философов, Мыслителем
исследовавшим существеннейшие формы диалектического мышления.
Аристотель родился в 384 году до Н.Э. в городе Стагире, в 367 году до
Н.Э. уехал в Афины, где вступил в Академию – школу Платона, провел в ней 20
лет вплоть до смерти Платона. Позже подвергнет критике платонизм. Ему
принадлежат слова: "Платон – мне друг, но истина дороже".[33]
Позже Аристотель основал в Афинах свою школу, назвав ее "Ликей". Ему
принадлежат 146 работ, среди них "Органон", "Метафизика", "Физика" и др.
Данные произведения можно сгруппировать по следующим признакам:
1. логические труды "Органон", Натегорий" и др.
2. философские произведения
3. психология "О душе"
4. биологические труды
5. 1я философия – метафизика
6. этика
7. политика (в 8 книгах) и экономика (в 3 книгах)
8. риторика и поэтика
Таким образом, Аристотель продемонстрировал поистине
энциклопедические знания.
Аристотель является признанным основателем логики. Правда, он не дал
науке это имя. (Все S суть P, Некоторые S суть P, Ни одно S не есть P,
Некоторые S суть P)[34]
В метафизике он дает определение материи. В отличие от Сократа,
Платона, которые науку о природе не относили к подлинной мудрости,
Аристотель глубоко исследует природу. Материя оказывается первой причиной
как возникновение, так и изменчивого пребывания природных вещей "ибо вся
природа, можно сказать материальна".[35]
Именно из понимания материи Аристотель строит учение о 4х стихиях
(земля, огонь, вода, воздух). Если в философии досократиков не было
специального термина для обозначения материи, то в качестве философской
категории Аристотель это разработал впервые. В 3ей книге "Физика" он
говорил о 4х видах движения. В "метафизике" и "физике" он убедительно
убеждал в господстве формы над содержанием. Любопытны его мысли
относительно общества, этики и политики. Целью человеческой деятельности
для всей древнегреческой философии является достижение блаженства.
Блаженство по Аристотелю недостижимо. В "Политике" Аристотеля общество и
государство не различаются. Человек по его мнению, это политическое
животное. Оправдывал рабство, так как считал, что рабство существует по
природе. Раб не имеет никаких прав.
Аристотель подвел итог развитию философской мысли с ее начала в
Древней Греции и до Платона. Именно Аристотелю принадлежит систематизация
знаний, основанная на двух принципах – предметном и целевом. Он делит науки
на 3 большие группы: теоретические (1я физика, физика, математика),
практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика,
искусство).[36]
Таким образом, Аристотель завершил классическую философию истории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В социальной философской проблематике античности преобладает
этическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют
задумываться нас и сегодня. Так, в одних только "Диалогах" Платона даются
определения понятий судьбы, старости, добродетели, разумности,
справедливости, терпеливости, хладнокровия, совестливости, свободы,
скромности, порядочности, великодушия, блага, миролюбия, легкомыслия,
дружбы, благородства, веры, здравомыслия и др.
Подводя итог рассмотрению философии древнего мира, следует сказать,
что она является "душей" его культуры, во многом определяет лицо духовной
цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватила все
духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую
мысль, право и политику, педагогику и науку.
Вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию
личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от
материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни и
способах освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока.
Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям,
поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом,
интеллектуальном, практическом.
В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на
последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965.
2) Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985.
3) Вундт В. Введение в философию. М., 1998.
4) Гаранов П.С. 500 шагов к мудрости. Кн. 1., 1996.
5) Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977.
6) Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995.
7) Лосев А.Ф. Платон, Аристотель. М., 1993.
8) Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум. Античная парадигма.
Л., 1991.
9) Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. в 2х кн., кн. 1., М., 1996.
10) Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
11) Философский словарь. 1980.
-----------------------
[1] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 123.
[2] Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1996. С. 26.
[3] Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 80.
[4] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 125.
[5] Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 82.
[6] Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. С. 12-20.
[7] Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. С. 14.
[8] Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 83.
[9] Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 85.
[10] Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1996. С. 33.
[11] Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 228.
[12] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985.
[13]
[14]
[15] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 53.
[16] Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 233.
[17] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 56.
[18] Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965. С. 26.
[19] Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1996. С. 32.
[20] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 63.
[21] Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 331.
[22] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 180.
[23] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 152.
[24] Там же. С.154.
[25] Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 340.
[26] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 159.
[27] Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 339-340.
[28] Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. С. 22.
[29] Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 353.
[30] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 177.
[31] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 177.
[32] Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1996. С. 43.
[33] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 296.
[34] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 199.
[35] Сергеев К.А. Природа и разум. Л., 1991. С.49.
[36] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 224.