индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.
«…Каждый говорит относительно природы что-нибудь и поодиночке, правда,
ничего не добавляет для установления истины, или мало, но, когда все это
собирается вместе, получается заметная величина».
Из обзора истории философской борьбы в Греции VI-IV вв. до н. э.
Аристотель вынес заключение, что философия всегда терпела поражение, когда
она удалялась от жизни в область пустых абстракций, фантазии, религии,
софистики и логической спекуляции. Там же, где она обращалась к реальным
чувственно воспринимаемым телам природы, она в большинстве случаев
достигала значительных научных результатов.
Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался
построить единую систему наук, включающую в себя все известные в то время
отрасли знания.
Все науки занимаются исследованием бытия. Каждая из них имеет «дело с
тем или другим специальным бытием, и, отведя себе какую-нибудь отдельную
область, они занимаются этой областью…».
Все науки по Аристотелю делятся на теоретические, где познание ведется
только ради него самого, практические, дающие руководящие идеи для
поведения человека, и творческие, где познание совершается с целью
достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. У «творческих»
наук «источник творчества лежит в том, кто создает, а не в том, что
создается, и таковым является или искусство, или какая-нибудь другая
способность. И, подобным же образом, у науки о деятельности движение
происходит не в совершаемом деле, а скорее – в тех, кто его совершает».
Общим правилом научного исследования, независимо от вида научной
деятельности, провозглашается положение: на первом месте должна стоять
объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели
не должны исказить этой «правды вещей».
«Теоретические науки» Аристотель разделяет на «первую философию»,
математику и физику. Физика изучает состояние тел в природе и определенные
«материи». Математика изучает взятые в абстракции свойства, неотделимые от
тела и не являющиеся одновременно состоянием определенных тел. Поскольку же
свойства тел «отмежеваны от всего телесного, они составляют предмет
изучения философа- метафизика». «Первая философия» обнаруживает неизменные
«начала» сущего.
Более детальная аристотелевская классификация наук представлена в
следующей схеме.
Логика же не входит в эту классификацию, ибо она есть пропедевтика ко
всем наукам, их методология. Таким образом, за аристотелевским делением
наук стоит социальное деление общества: искусства – это дело ремесленников,
наука – дело мудрецов, практика – дело политиков. Поэтому практические и
творческие «науки» ниже теоретических («умозрительные (теоретические
дисциплины) выше созидающих»). Занятие умозрительными науками – форма
интеллектуального времяпрепровождения господ. Для сравнения приведем
платоновскую классификацию наук, которая была субъективной, то есть
исходила из представлений о частях души (см. далее)..
Непоследовательность аристотелевской классификации наук выражается,
прежде всего, в чрезмерном противопоставлении «первой философии» как науки
о сущности всем остальным наукам, изучающим бытие, в отделении «первой
философии» от других наук. Кроме того, отдельные науки не рассматриваются
Аристотелем как находящиеся в глубокой необходимой связи друг с другом;
связь эта у Аристотеля часто получает субъективное обоснование путем
введения критерия «ценности» объекта познания.
Несмотря на непоследовательность классификации наук, данной
Аристотелем, синтез знания, осуществленный им, поистине грандиозен. В
греческой науке впервые встречается столь всеобъемлющая и плодотворная
попытка создать единую систему наук.
Детализируя понятие природы, Аристотель указывал, что она включает в себя:
«возникновение рождающихся вещей»;
«то основное в составе рождающейся вещи, из чего эта вещь рождается»;
«это – источник, откуда получается первое движение в каждой из природных
вещей – в ней самой, как таковой»;
«природою называется тот основной материал, из которого или состоит или
возникает какая-либо из вещей»;
«далее, в другом смысле, природою называется сущность существующих от
природы вещей»;
«природа, это – форма и сущность».
Первая философия или метафизика
Основной вопрос философии для Аристотеля – это вопрос о том,
существует ли помимо материи и чувственных сущностей еще какая-либо
самостоятельная причина; как замечает философ в «Метафизике», «главным
образом нужно исследовать и разработать вопрос: является ли что-либо кроме
материи, самостоятельной причиной или нет». Еще более характерна другая
формулировка: «Вопрос идет о том, существует ли помимо чувственных
сущностей еще какая-нибудь – неподвижная и вечная или же нет, и если
существует, то в чем она». Как видим, эта причина должна быть, говоря
современным языком, сверхчувственной, а также нематериальной и
сверхприродной.
ПРЕДМЕТ «ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ»
Согласно Аристотелю, философия изучает не природу – «природа есть
только отдельный род существующего», - а эту самостоятельную причину,
сверхъестественную сущность. Вся метафизика Аристотеля – это попытка
разобраться в сущем, уточнить его понятие. «Первая философия» по
Аристотелю, изучает «начала и причины всего сущего… поскольку оно берется
как сущее». Аристотель называет эти причины «высшими», а начала –
«первыми». Такое понимание предмета философии шире, чем «метафизическое»,
ибо в самой постановке вопроса предполагается, что в качестве таковых начал
должны оказаться не только сверхчувственные, неподвижные, вечные сущности,
но и материя, ведь бБог лишь «одно из начал». Для того чтобы определить
начала, установить их число и их взаимоотношения, необходимо осознать то,
что Аристотель называет аксиомами, и, прежде всего, ту из них, в которой он
видит «начало для всех других аксиом». Назовем ее «первоаксиомой».
ПЕРВОАКСИОМА
Первоаксиома кратко формулируется следующим образом: «Вместе
существовать и не существовать нельзя», а полно: «Невозможно, чтобы одно и
то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же
смысле». Аристотель называет эту аксиому «самым достоверным из всех начал»,
входящим (поскольку она и вытекающие из нее аксиомы «имеют силу для всего
существующего») в предмет первой философии наряду с другими началами
сущего как сущего. Первоаксиома самоочевидна. Всякое доказательство
покоится на ней и предполагает ее. Она закон бытия и мышления.
БЫТИЕ И МЫШЛЕНИЕ
Аристотель – панлогист. Он, как и Парменид, сторонник тождества бытия
и мышления. Поэтому невозможно говорить об аристотелевском бытии, не
затрагивая вопроса о мышлении. Аристотель то идет от мышления к бытию, то
от бытия к мышлению. Законы мышления для Аристотеля – законы бытия, и
наоборот. Поэтому то, что мы назвали первоаксиомой, является, по
Аристотелю, основным законом как бытия, так и мышления. Философ доказывает
свою первоаксиому от противного: всякий человек ее опровергающий, приходит
в противоречие с самим собой. В этой связи Аристотель критикует Гераклита,
который утверждал, что одно и то же существует и не существует, ибо, по
Аристотелю, «невозможно, чтобы противоположные вещи находились в одном и
том же». Но здесь нужно выяснить, что же Аристотель понимает под
противоположными вещами.
ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ
Аристотель различает «противолежащее», «противоположное» и
«противоречащее». Противоречащее противолежащее отличается от
противоположного: между двумя противоречащими друг другу сторонами не может
быть ничего среднего, а между противоположными может. В возникновении и
уничтожении нет среднего, и потому они относятся к противоречию.
Применительно к проблеме бытия первоаксиома означает, что существует или
бытие, или небытие.
БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ
Но сказать, что небытие существует, нельзя. Это значит приписать не-
сущему существование. Согласно же аксиоме, вместе существовать и не
существовать нельзя. Поэтому правда в том, что сущее существует, а не-сущее
не существует. Сказать, что «не-сущее существует», - значит сказать, что
несуществующее есть существующее, то есть то, что одно и то же не
существует и существует, а это противоречит аксиоме бытия и мышления. Таким
образом, у Аристотеля все, что есть – сущее. Он сочувственно цитирует слова
Парменида: «Ведь никогда не докажут, что то, чего нет, существует».
Парменид, как известно, полагал, что небытие не существует потому, что оно
немыслимо и несказанно, а коль скоро мы его мыслим и о нем говорим, то оно
становится бытием. Аристотель же полагает, что небытие можно мыслить и о
нем можно говорить, не превращая его тем самым в бытие. Так что можно
сказать, что предметом «первой философии»» является у Аристотеля не только
сущее, но и не-сущее (первое абсолютно, второе же относительно).
УРОВНИ БЫТИЯ
Аристотель говорит о том, что сущее есть совокупность «единичных
предметов», «этих вот вещей», «отдельных вещей», «сущностей, воспринимаемых
чувствами», «чувственных сущностей». Это то, что можно видеть, слышать,
осязать, обонять, и вкушать. Чувственный мир для Аристотеля реален. Однако
он не согласен с теми, кто думает, что сущим является лишь то, что
воспринимается чувствами.
СУЩНОСТЬ
Представление Аристотеля о сущности – наиболее трудная для понимания
проблема его метафизики. На познание сущности, а не чувственного мира
направлено все внимание Стагирита, у которого «вопрос о том, что такое
сущее, сводится к вопросу, что представляет собой сущность». Проблеме
сущности посвящены VII и частично VIII книги «Метафизики». Аристотель далек
от древних физиков, сводивших сущность к той или иной форме существования
вещества; сущности также не идеи и не числа. Философ не согласен с теми,
кто «сущностью признают субстрат, суть бытия и то, что из них состоит, а
также всеобщее». Вообще же о сущности говорится если не в большем числе
значений, то в четырех основных, во всяком случае: и суть бытия и общее, и
род принимают за сущность всякой вещи, и рядом с ними, в-четвертых, лежащий