Аристотель - самая универсальная голова среди философов Древней Греции

индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.

«…Каждый говорит относительно природы что-нибудь и поодиночке, правда,

ничего не добавляет для установления истины, или мало, но, когда все это

собирается вместе, получается заметная величина».

Из обзора истории философской борьбы в Греции VI-IV вв. до н. э.

Аристотель вынес заключение, что философия всегда терпела поражение, когда

она удалялась от жизни в область пустых абстракций, фантазии, религии,

софистики и логической спекуляции. Там же, где она обращалась к реальным

чувственно воспринимаемым телам природы, она в большинстве случаев

достигала значительных научных результатов.

Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался

построить единую систему наук, включающую в себя все известные в то время

отрасли знания.

Все науки занимаются исследованием бытия. Каждая из них имеет «дело с

тем или другим специальным бытием, и, отведя себе какую-нибудь отдельную

область, они занимаются этой областью…».

Все науки по Аристотелю делятся на теоретические, где познание ведется

только ради него самого, практические, дающие руководящие идеи для

поведения человека, и творческие, где познание совершается с целью

достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. У «творческих»

наук «источник творчества лежит в том, кто создает, а не в том, что

создается, и таковым является или искусство, или какая-нибудь другая

способность. И, подобным же образом, у науки о деятельности движение

происходит не в совершаемом деле, а скорее – в тех, кто его совершает».

Общим правилом научного исследования, независимо от вида научной

деятельности, провозглашается положение: на первом месте должна стоять

объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели

не должны исказить этой «правды вещей».

«Теоретические науки» Аристотель разделяет на «первую философию»,

математику и физику. Физика изучает состояние тел в природе и определенные

«материи». Математика изучает взятые в абстракции свойства, неотделимые от

тела и не являющиеся одновременно состоянием определенных тел. Поскольку же

свойства тел «отмежеваны от всего телесного, они составляют предмет

изучения философа- метафизика». «Первая философия» обнаруживает неизменные

«начала» сущего.

Более детальная аристотелевская классификация наук представлена в

следующей схеме.

Логика же не входит в эту классификацию, ибо она есть пропедевтика ко

всем наукам, их методология. Таким образом, за аристотелевским делением

наук стоит социальное деление общества: искусства – это дело ремесленников,

наука – дело мудрецов, практика – дело политиков. Поэтому практические и

творческие «науки» ниже теоретических («умозрительные (теоретические

дисциплины) выше созидающих»). Занятие умозрительными науками – форма

интеллектуального времяпрепровождения господ. Для сравнения приведем

платоновскую классификацию наук, которая была субъективной, то есть

исходила из представлений о частях души (см. далее)..

Непоследовательность аристотелевской классификации наук выражается,

прежде всего, в чрезмерном противопоставлении «первой философии» как науки

о сущности всем остальным наукам, изучающим бытие, в отделении «первой

философии» от других наук. Кроме того, отдельные науки не рассматриваются

Аристотелем как находящиеся в глубокой необходимой связи друг с другом;

связь эта у Аристотеля часто получает субъективное обоснование путем

введения критерия «ценности» объекта познания.

Несмотря на непоследовательность классификации наук, данной

Аристотелем, синтез знания, осуществленный им, поистине грандиозен. В

греческой науке впервые встречается столь всеобъемлющая и плодотворная

попытка создать единую систему наук.

Детализируя понятие природы, Аристотель указывал, что она включает в себя:

«возникновение рождающихся вещей»;

«то основное в составе рождающейся вещи, из чего эта вещь рождается»;

«это – источник, откуда получается первое движение в каждой из природных

вещей – в ней самой, как таковой»;

«природою называется тот основной материал, из которого или состоит или

возникает какая-либо из вещей»;

«далее, в другом смысле, природою называется сущность существующих от

природы вещей»;

«природа, это – форма и сущность».

Первая философия или метафизика

Основной вопрос философии для Аристотеля – это вопрос о том,

существует ли помимо материи и чувственных сущностей еще какая-либо

самостоятельная причина; как замечает философ в «Метафизике», «главным

образом нужно исследовать и разработать вопрос: является ли что-либо кроме

материи, самостоятельной причиной или нет». Еще более характерна другая

формулировка: «Вопрос идет о том, существует ли помимо чувственных

сущностей еще какая-нибудь – неподвижная и вечная или же нет, и если

существует, то в чем она». Как видим, эта причина должна быть, говоря

современным языком, сверхчувственной, а также нематериальной и

сверхприродной.

ПРЕДМЕТ «ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ»

Согласно Аристотелю, философия изучает не природу – «природа есть

только отдельный род существующего», - а эту самостоятельную причину,

сверхъестественную сущность. Вся метафизика Аристотеля – это попытка

разобраться в сущем, уточнить его понятие. «Первая философия» по

Аристотелю, изучает «начала и причины всего сущего… поскольку оно берется

как сущее». Аристотель называет эти причины «высшими», а начала –

«первыми». Такое понимание предмета философии шире, чем «метафизическое»,

ибо в самой постановке вопроса предполагается, что в качестве таковых начал

должны оказаться не только сверхчувственные, неподвижные, вечные сущности,

но и материя, ведь бБог лишь «одно из начал». Для того чтобы определить

начала, установить их число и их взаимоотношения, необходимо осознать то,

что Аристотель называет аксиомами, и, прежде всего, ту из них, в которой он

видит «начало для всех других аксиом». Назовем ее «первоаксиомой».

ПЕРВОАКСИОМА

Первоаксиома кратко формулируется следующим образом: «Вместе

существовать и не существовать нельзя», а полно: «Невозможно, чтобы одно и

то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же

смысле». Аристотель называет эту аксиому «самым достоверным из всех начал»,

входящим (поскольку она и вытекающие из нее аксиомы «имеют силу для всего

существующего») в предмет первой философии наряду с другими началами

сущего как сущего. Первоаксиома самоочевидна. Всякое доказательство

покоится на ней и предполагает ее. Она закон бытия и мышления.

БЫТИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Аристотель – панлогист. Он, как и Парменид, сторонник тождества бытия

и мышления. Поэтому невозможно говорить об аристотелевском бытии, не

затрагивая вопроса о мышлении. Аристотель то идет от мышления к бытию, то

от бытия к мышлению. Законы мышления для Аристотеля – законы бытия, и

наоборот. Поэтому то, что мы назвали первоаксиомой, является, по

Аристотелю, основным законом как бытия, так и мышления. Философ доказывает

свою первоаксиому от противного: всякий человек ее опровергающий, приходит

в противоречие с самим собой. В этой связи Аристотель критикует Гераклита,

который утверждал, что одно и то же существует и не существует, ибо, по

Аристотелю, «невозможно, чтобы противоположные вещи находились в одном и

том же». Но здесь нужно выяснить, что же Аристотель понимает под

противоположными вещами.

ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ

Аристотель различает «противолежащее», «противоположное» и

«противоречащее». Противоречащее противолежащее отличается от

противоположного: между двумя противоречащими друг другу сторонами не может

быть ничего среднего, а между противоположными может. В возникновении и

уничтожении нет среднего, и потому они относятся к противоречию.

Применительно к проблеме бытия первоаксиома означает, что существует или

бытие, или небытие.

БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ

Но сказать, что небытие существует, нельзя. Это значит приписать не-

сущему существование. Согласно же аксиоме, вместе существовать и не

существовать нельзя. Поэтому правда в том, что сущее существует, а не-сущее

не существует. Сказать, что «не-сущее существует», - значит сказать, что

несуществующее есть существующее, то есть то, что одно и то же не

существует и существует, а это противоречит аксиоме бытия и мышления. Таким

образом, у Аристотеля все, что есть – сущее. Он сочувственно цитирует слова

Парменида: «Ведь никогда не докажут, что то, чего нет, существует».

Парменид, как известно, полагал, что небытие не существует потому, что оно

немыслимо и несказанно, а коль скоро мы его мыслим и о нем говорим, то оно

становится бытием. Аристотель же полагает, что небытие можно мыслить и о

нем можно говорить, не превращая его тем самым в бытие. Так что можно

сказать, что предметом «первой философии»» является у Аристотеля не только

сущее, но и не-сущее (первое абсолютно, второе же относительно).

УРОВНИ БЫТИЯ

Аристотель говорит о том, что сущее есть совокупность «единичных

предметов», «этих вот вещей», «отдельных вещей», «сущностей, воспринимаемых

чувствами», «чувственных сущностей». Это то, что можно видеть, слышать,

осязать, обонять, и вкушать. Чувственный мир для Аристотеля реален. Однако

он не согласен с теми, кто думает, что сущим является лишь то, что

воспринимается чувствами.

СУЩНОСТЬ

Представление Аристотеля о сущности – наиболее трудная для понимания

проблема его метафизики. На познание сущности, а не чувственного мира

направлено все внимание Стагирита, у которого «вопрос о том, что такое

сущее, сводится к вопросу, что представляет собой сущность». Проблеме

сущности посвящены VII и частично VIII книги «Метафизики». Аристотель далек

от древних физиков, сводивших сущность к той или иной форме существования

вещества; сущности также не идеи и не числа. Философ не согласен с теми,

кто «сущностью признают субстрат, суть бытия и то, что из них состоит, а

также всеобщее». Вообще же о сущности говорится если не в большем числе

значений, то в четырех основных, во всяком случае: и суть бытия и общее, и

род принимают за сущность всякой вещи, и рядом с ними, в-четвертых, лежащий

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты