Аристотель - самая универсальная голова среди философов Древней Греции

в основе субстрат». Из этих двух отрывков можно извлечь, по крайней мере,

шесть возможных определений сущности:

1) субстрат;

2) суть бытия;

3) то, что состоит из бытия и субстрата;

4) всеобщее;

5) общее;

6) род.

ДВА КРИТЕРИЯ СУЩНОСТИ

Критериями сущности, по мнению философа, являются:

1. познаваемое в понятии;

2. «способность к отдельному существованию».

Парадокс в том, что эти два критерия противоречат друг другу. Ведь

Аристотель признает, что лишь единичное «обладает самостоятельным

существованием безоговорочно». Но единичные вещи не постигаются умом, они –

до понятия, им нельзя дать определения. Аристотель ищет золотую середину.

Рассмотрим вышеперечисленные определения сущности.

СУБСТРАТ И МАТЕРИЯ

Субстрат («подлежащее») определяется Аристотелем как «то, о чем

сказывается все остальное, тогда как сам он уже не сказывается о другом».

Субстрат «лежит в основе двояким образом, или как эта вот отдельная вещь…

или как материя для осуществленности».

МАТЕРИЯ

Материя Аристотелем понимается двояко. Во-первых, это бесформенное

вещество: «То, что само по себе не обозначается ни как определенное по

количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает

определено сущее». Такова первая материя. Во-вторых, в более широком смысле

слова, материя – это «то, из чего вещь состоит» и «из чего вещь возникает».

Такое понимание включает в себя и первый смысл, ведь, в конечном счете, все

возникает и все состоит из первой материи. Отдельные же вещи (исключая

четыре стихии) возникают и состоят из уже предварительно оформленной

«своей», «специальной», или «последней» материи.

ОБЩЕЕ, ВСЕОБЩЕЕ, И РОД И КАТЕГОРИИ

Что касается рода в качестве сущности, то Аристотель пишет: «Если

взять философов современных, они скорее признают сущностями общие моменты в

вещах (роды – это общие моменты), а как раз родам, по их словам, присущ

характер начал и сущностей в большей мере, ибо они разбирают вопрос под

углом понятия». Аристотель не согласен с «современными философами». Он

утверждает, что «роды не существуют помимо видов». Не является сущностью и

всеобщее: ведь оно «по своей природе присуще многому». Но в таком случае

оно будет сущностью или у всех вещей, которые тем или иным всеобщим

объемлются, или не будет ни у одной. Но у всех всеобщее сущностью быть не

может. А если всеобщее будет сущностью у одной вещи, тогда и все остальные,

к чему относится это вообще, будет этой же вещью. Итак, делает вывод

Аристотель, «ни всеобщее, ни род не есть сущность».

КАТЕГОРИИ

Под всеобщим Аристотель понимает также и категории – наиболее общие и

соответствующие структуре сущего роды высказывания о вещах. В «Метафизике»

категории упоминаются нередко, но не в полном объеме и в разном составе.

Аристотель всюду подчеркивает, что только сущность существует сама по себе,

что же до других категорий, то «ни одно из свойств не существует от природы

само по себе и не способно отделяться от сущности»; «все другие определения

сказываются о сущности»; кроме сущности, ни что не может существовать

отдельно, так что «эти дальнейшие определения нельзя даже, пожалуй, без

оговорок считать реальностями». Сущности существуют безоговорочно, все

остальное существует через них и благодаря им как качества, количества,

отношения сущностей. Эта мысль проходит через все труды Аристотеля.

По мнению Аристотеля, и о не-бытии можно говорить в различных смыслах,

как это имеет место по отношению к бытию. Ведь и «не быть человеком – это

значит не быть этой вот вещью, не быть прямым – не быть этой вот вещью, не

быть прямым – не быть вот таким-то по качеству, не быть трехметровым – не

быть вот таким-то по длине (по количеству)». Таким образом, и не-бытие

существует категориально. Таков первый смысл допущения Аристотелем

существования относительного не-бытия.

ЕДИНИЧНОЕ

Аристотель подчеркивает, что главными отличительными чертами сущности

является способность к отдельному существованию и данность в качестве вот

этого определенного предмета. Говоря о субстрате, Аристотель допускает, что

им может быть наряду с материей вот эта вот отдельная вещь. Но эту вот

отдельную вещь Аристотель называет «чувственной сущностью», а также

«составной сущностью» или «составным целым», и состоит она, по его мнению,

из двух начал: «сути бытия (формы) и субстрата (материи)», а то, что

состоит из начал, позднее самих начал, а, следовательно, вторично. Но самое

главное, чувственная составная сущность не соответствует второму критерию

сущности – постижимости умом и определенности. Итак, сущность – не

субстрат, не всеобщее, не род и, наконец, не то, что состоит из сути бытия

и субстрата.

СУТЬ БЫТИЯ И ФОРМА КАК СУЩНОСТЬ

Аристотель склоняется к тому, чтобы принять за сущность вид. Он

говорит, что «последнее видовое отличие – это будет сущность вещи и ее

определение», а «определение вещи – это формулировка, состоящая из видовых

отличий и притом – из последнего из них». Это определение и выражает

сущность, или суть бытия вещи, или, что то же самое, форму, или первую

сущность. «Формою я называю, - пишет философ, - суть бытия каждой вещи и

первую сущность». Кроме того, Аристотель подчеркивает, что «для чувственно

воспринимаемых единичных сущностей… нет ни определения, ни доказательства»,

ибо они «наделены материей, природа которой такова, что она может быть и

нет: вследствие чего они подвержены уничтожению все остальные вещи,

принадлежащие сюда». Поэтому «суть бытия не будет находится ни в чем, что

не есть вид рода».

МАТЕРИЯ И ФОРМА

Итак, каждая чувственно воспринимаемая сущность есть нечто составное:

она слагается из материи и формы (сути бытия, сущности, первой сущности).

«Индивидуальная», или «составная» сущность вторична, материя и форма

первичны. Вещь преходяща, тогда как материя и форма вечны. При этом материя

как первоматерия едина, форм же много: их столько, сколько низших,

ближайших к вещам видов, то есть таких видов, которые уже далее на виды не

распадаются. Необходимо подчеркнуть, что форма – это не качество, не

количество, не отношение, а то, что несет в себе суть вещи. Форма вечна и

неизменна; «никто не создает и не производит, но вносит ее в определенный

материал, и в результате получается вещь, состоящая из формы и материи».

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Отношение между формой и материей углубляется и конкретизируется

Аристотелем при помощи таких введенных им в философию понятий, как

возможность и действительность. Эти понятия позволяют представить отношение

материи и формы динамически, в движении. Оформляясь, материя переходит из

состояния возможности в состояние действительности. Понятие возможности

открывает перед Аристотелем большие перспективы. Оно, во-первых,

диалектично. Так, первоаксиома, основной закон бытия и мышления, который

запрещает противоречие на уровне действительности, на уровне возможности не

действует: «В возможности одно и то же может быть вместе противоположными

вещами, но в реальном осуществлении нет». Поэтому Гераклит был бы прав,

если бы все что он говорит о единстве противоположного, он говорил как о

существующем в возможности. Во-вторых, возможность – это второй смысл, в

котором Аристотель допускает существование небытия. Материя может обладать

формой, но может быть и лишена ее. В то же время, обладая той или иной

формой, материя лишена всех остальных. Лишенность – это и есть небытие.

Таким небытием и оказывается первая материя. В-третьих, диалектика

возможности и действительности позволяет Аристотелю определить в самом

общем виде движение, как изменение вообще: «Движением надо считать

осуществление в действительности возможного, поскольку это – возможное».

ЭНТЕЛЕХИЯ,. ТЕЛЕОЛОГИЯ.

«Осуществление» выражается у Аристотеля древнегреческим словом

«энтелехейа» (или «энтелехия»). Аристотелевское мировоззрение телеологично.

В его мировоздании все процессы обладают внутренней целенаправленностью и

потенциальной завершенностью. «Обусловленность через цель» существует,

подчеркивает Аристотель, не только «среди поступков, определяемых мыслью»,

но и «среди вещей, возникающих естественным путем». При этом форму никто не

создает, она вечна и вносится в соответствующую материю, которую форма

определяет, выступая, таким образом, как цель, внутренне заданная той или

иной последней материи, как программа ее дальнейшей структурализации. Цель

– это также и благо: каждая стремящаяся реализоваться потенция стремится

тем самым к своему благу. В понятии цели – «того, ради чего» – Аристотель

находит третью, после материи и формы, причину всего сущего.

ДВИЖУЩАЯ ПРИЧИНА

Четвертую, и последнюю, причину Аристотель определяет как движущую. Он

говорит, что «всякий раз изменяется что-нибудь действием чего-нибудь и во

что-нибудь». Говоря об источнике движения как движущей причине, Аристотель

исходит при этом из догмы, согласно которой «движущееся вообще должно

приводиться в движение чем-нибудь». Материя у Аристотеля пассивна. С другой

стороны, философ допускает, что «сущность и форма, это – деятельность».

Однако эта деятельность не самодовлеющая. Она имеет источник в высшей

сущности и форме. Это некий перводвигатель: «Чем вызывается изменение?

Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя. К чему приводит

изменение? К форме».

ЧЕТЫРЕ ПЕРВЫХ НАЧАЛА, ИЛИ ПРИЧИНЫ

Свое рассуждение о причинах, которые в качестве первоначальных

являются предметом первой философии, Аристотель резюмирует так: «О причинах

речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем

сущность и суть бытия… другой причиной мы считаем материю и лежащий в

основе субстрат; третьей – то, откуда идет начало движения; четвертой –

причину, противолежащую только что названной, а именно «то, ради чего»

существует вещь, и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и

движения)».

Подытоживая учение Аристотеля о четырех причинах, скажем, что таковыми

являются:

1. материальная причина;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты