философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого
духа».[30]
Многие ругают астрологию за ее неточность, неоднозначность ее
предсказаний. И на это можно приводить бесконечное множество различных «за»
и «против», но здесь я бы хотела лишь процитировать Мартина Хайдеггера
(1889 – 1976): «…все науки о духе и даже все науки о жизни обязаны (курсив
мой, – С. Д.) быть неточными именно для того, чтобы оставаться строгими…
Неточность исторических наук о духе – не недостаток, но лишь исполнение
требования, существенного для такого вида исследования».[31]
Астрология существует не столько для предсказания событий, сколько для
выявления возможностей индивида и смысла (“миссии”, кармического
предназначения) его существования («…астрологические данные указывают не на
события, а на возможности их развития»[32]). От астрологии (как и от любой
другой науки, претендующей на знание будущего) ждут предсказания конкретных
событий, забывая, что предсказать, т.е. раскрыть, внутреннюю сущность
происходящего и самого человека гораздо и важнее и сложнее! Так ли уж
важно, удастся ли какому-то человеку построить дом, найти хорошую работу,
обзавестись семьей, если куда важнее знать, что придаст настоящий смысл его
жизни и какую при этом роль сыграет выбранная работа, семья (если ею вообще
стоит обзаводиться) и т.п. На этот аспект предсказания в наше время, когда
господствует рыночно-потребительское[33] отношение к жизни, люди не склонны
обращать внимание.
Астрология раскрывает глубинный, духовный смысл всех явлений и процессов,
таких, которые связаны с человеком (человечеством) и оказывают на него
влияние. Таким образом, мировоззрение астрологии опирается на
антропоцентризм.
Основная функция астрологии – «раскрыть значение индивидуальной судьбы и
неповторимой личности, чтобы человек мог осознать и реализовать свою
индивидуальность».[34] «Если не сделать астрологию техникой интеграции
личности, то она становится или пустой интеллектуальной игрой, или опасной
игрой в гадательство».[35]
«События, - пишет Дейн Радьяр (1895 – 1985), - не являются самым важным
фактором в вашей жизни. Главное – это значение, которое мы им придаем, и
то, как мы их используем. Ваш гороскоп помогает вам понять, как вам лучше
всего использовать потенциальные возможности всего вашего бытия. Это – ваше
небесное имя, обозначающее вашу уникальную индивидуальность в этой
жизни. Астрология может помочь раскрыть этот смысл, расшифровать
символический язык небес». (Из письма Барбаре Сомерфилд, 1972)[36].
«В алхимии, например, астрология используется в основном символически, но
в определенном смысле слова астрология всегда символична, если ее правильно
понимать, – считает Радьяр, – Все зависит от того, как понимать слово
«символ». Алгебра тоже чисто символична, но ведь благодаря именно ей и
высшей математике появилась возможность создать современную науку и век
машин. Астрология в основе своей– алгебра жизни. Но ее применения так же
разнообразны, как формы жизни, которые она координирует, интегрирует и
осмысляет в рамках определенного порядка».[37]
Рудольф Штайнер (1861 – 1925) считает, что «действительная астрология –
это совершенно интуитивная наука и требует от того, кто хочет ею
заниматься, развития высших сверхчувственных познавательных сил, которые
сегодня могут быть только у очень небольшого числа людей. И если хотят
изложить ее основной характер, то для этого необходимо вникнуть в высшие
космологические проблемы в смысле духовной науки».[38]
«Современная астрология предполагает осознание того факта, что космос
вокруг родившегося индивида представляет в символическом виде информацию, в
которой он нуждается для самоориентации, адекватной соответствующей его
индивидуальной правде по отношению к любому опыту своей жизни Карта
рождения как целое представляет собой «дхарму» индивидуума».[39]
«Основная задача человека – сознательно стать целым на всех уровнях
своего существования, а он сможет стать целым, если будет соотносить каждый
свой опыт с общим центром. Человек должен осознать место, которое занимает
каждый отдельный опыт в его целой личности. В этом процессе обретения
целостности выделяются два фактора: сознание и власть Без сознания
власть принимает бесчеловечные формы, баз власти сознание есть фикция, не
имеющая субстанциального существования.
В астрологии сознание оперирует на горизонтальной оси, власть и
способность к интегральному существованию относятся к вертикальной оси. В
любом целом сознание оперирует двойственным образом: осознание самого себя
и осознание своей соотнесенности с другими. Самость и соотнесенность – два
фундаментальных понятия экзистенциальной реальности, но существует
несколько уровней самости и взаимоотношения также работают на разных
уровнях, экстериоризируя различные качества существа».[40]
2. Что известно из истории астрологии
(астрология как социокультурное явление)
В этой работе я не ставлю целью охватить все, что известно из истории
астрологии, да это и невозможно уместить в столь маленький объем. Здесь мне
хотелось бы привести в качестве наброска лишь несколько точек зрения.
Ван-дер-Варден[41] (род. 1903 - …) выделяет три совершенно четких этапа в
развитии астрологии (три типа астрологии, последовательно сменявших друг
друга) и соотносит их с современными им религиозными течениями. Он
утверждает, что существует тесная связь: 1) между Астрологией
Предзнаменований и Старовавилонским политеизмом; 2) между Примитивной
Зодиакальной Астрологией и Зерванизмом – фаталистическим поклонением
Бесконечному Времени; 3) между Гороскопной Астрологией и Зороастризмом,
религией Заратуштры, – учением о небесном происхождении души. [42]
1. Астрология предзнаменований (серия «Энума Ану Энлиль» и рапорты
царских ассирийских астрологов) не касается гороскопов, связанных с
рождением, в ней не используются знаки зодиака.
2. Примитивная зодиакальная астрология (тексты, приписываемые «Орфею» и
«Зороастру») использовалась уже в Халдейский период. Использует 12
знаков зодиака, но не занимается гороскопами. Для ее функционирования
необходимы систематические наблюдения, но математическая теория
планетных движений не нужна.
3. Гороскопная астрология восходит к Персидскому периоду. В ней
используются знаки зодиака и гороскопы для дней рождения. Для
вычисления гороскопов необходимы методы математической астрономии.
В своей книге Ван-дер-Варден доказывает, что во-первых, существует тесная
связь между митраизмом, зерванизмом и орфизмом (три этих религиозных
течения существовали в одно время в VI в. до н. э.), во-вторых, каждое из
трех направлений связано с астрологией.[43]
Древняя астрология предзнаменований отличается от более поздней
гороскопной астрологии двумя аспектами: во-первых, знаки зодиака, которые
играют принципиальную роль в гороскопной астрологии, не встречаются вообще
в ранней астрологии; во-вторых, древняя астрология имеет дело с событиями,
представляющими общий интерес (например, предсказывает хороший или плохой
урожай, войну или мир).[44]
На стадии примитивной зодиакальной астрологии появляются знаки зодиака,
но гороскопы еще не составляются.
Ван-дер-Варден, рисуя картину становления астрономии, отмечает
существование астрологии в таких древних культурах (цивилизациях), как
Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Древняя Месопотамия и Древняя
Греция.
Старовавилонская астрономия не интересовалась или, по крайней мере, не
ставила на первое место судьбу личности. Ее главный интерес
сосредоточивался на благополучии страны. Предсказания касались погоды и
урожая, войны и мира и, конечно, судьбы царей.[45] Вавилоняне всегда
отождествляли планеты с богами. Это свидетельствует о том, что вавилонская
астрология была сильно связана с астральной религией.[46]
Существовала обширная серия клинописных текстов, представлявших как бы
компендиум астрологии второго тысячелетия до н. э., под названием «Энума
Ану Энлиль». Эта серия состояла из 70 или большего числа табличек, в
совокупности включавших около 7000 предзнаменований.[47]
Что касается ассирийских сведений об астрологии, то здесь можно
упомянуть, например, о дошедших до нас астрологических рапортах Надину и
других ассирийских придворных астрологов. Некоторые из этих сообщений
попали в руки Птолемея.[48]
Среди египетских источников имеется астрологический папирус из Венской
национальной библиотеки, опубликованный Р. Паркером в 1959 г. Согласно
Паркеру, текст, вероятно, был написан в правление Дария (521-486 гг. до н.
э.). В тексте обсуждается значение солнечных и лунных затмений.[49]
Халдеи. Следует указать на различие между так называемыми «халдеями»,
которые были философами и астрономами (некоторые также астрологами), и
племенем халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива.
Во времена Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живущих в этой
южной области. Позднее именем «халдеи» стали обозначать класс жрецов,
живущих в Вавилоне, которые занимались астрономией и астрологией.
Халдеи проявляли активность в астрологии уже при Персидских царях (539-
331 гг. до н. э.).[50] Диодор сообщает нам, что халдеи делали предсказания
для нескольких царей, включая Александра, Антигона и Селевка
Победителя.[51] Плутарх сообщает в сочинении «Об Исиде и Осирисе»: «халдеи
заявляют, что из планет, которые они именуют «богами-хранителями», две
благоприятные, две неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение
к обоим свойствам».[52]
Есть основания предполагать, что все цитаты, приписываемые «халдеям»,
восходят к одному сочинению или группе сочинений, написанных по-гречески,
где в систематизированном и ясном виде были изложены астрономическое и
астрологическое учение халдеев. Это сочинение было написано в начале
эллинистической эпохи (между 320 и 170 гг. до н. э.). По-видимому, многие
более поздние астрологические сочинения были написаны под влиянием этой
основополагающей книги.[53]
А. Л. Чижевский (1897 – 1964)также отмечает, что своего пышного расцвета
астрономическое знание достигло у халдеев. Они учили, что земные явления
лишь отражают движение небесных светил, действие которых на Землю
неодинаково… Древние греки и римляне, ознакомившись с халдейской мудростью,