Астрология как социальный институт

философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого

духа».[30]

Многие ругают астрологию за ее неточность, неоднозначность ее

предсказаний. И на это можно приводить бесконечное множество различных «за»

и «против», но здесь я бы хотела лишь процитировать Мартина Хайдеггера

(1889 – 1976): «…все науки о духе и даже все науки о жизни обязаны (курсив

мой, – С. Д.) быть неточными именно для того, чтобы оставаться строгими…

Неточность исторических наук о духе – не недостаток, но лишь исполнение

требования, существенного для такого вида исследования».[31]

Астрология существует не столько для предсказания событий, сколько для

выявления возможностей индивида и смысла (“миссии”, кармического

предназначения) его существования («…астрологические данные указывают не на

события, а на возможности их развития»[32]). От астрологии (как и от любой

другой науки, претендующей на знание будущего) ждут предсказания конкретных

событий, забывая, что предсказать, т.е. раскрыть, внутреннюю сущность

происходящего и самого человека гораздо и важнее и сложнее! Так ли уж

важно, удастся ли какому-то человеку построить дом, найти хорошую работу,

обзавестись семьей, если куда важнее знать, что придаст настоящий смысл его

жизни и какую при этом роль сыграет выбранная работа, семья (если ею вообще

стоит обзаводиться) и т.п. На этот аспект предсказания в наше время, когда

господствует рыночно-потребительское[33] отношение к жизни, люди не склонны

обращать внимание.

Астрология раскрывает глубинный, духовный смысл всех явлений и процессов,

таких, которые связаны с человеком (человечеством) и оказывают на него

влияние. Таким образом, мировоззрение астрологии опирается на

антропоцентризм.

Основная функция астрологии – «раскрыть значение индивидуальной судьбы и

неповторимой личности, чтобы человек мог осознать и реализовать свою

индивидуальность».[34] «Если не сделать астрологию техникой интеграции

личности, то она становится или пустой интеллектуальной игрой, или опасной

игрой в гадательство».[35]

«События, - пишет Дейн Радьяр (1895 – 1985), - не являются самым важным

фактором в вашей жизни. Главное – это значение, которое мы им придаем, и

то, как мы их используем. Ваш гороскоп помогает вам понять, как вам лучше

всего использовать потенциальные возможности всего вашего бытия. Это – ваше

небесное имя, обозначающее вашу уникальную индивидуальность в этой

жизни. Астрология может помочь раскрыть этот смысл, расшифровать

символический язык небес». (Из письма Барбаре Сомерфилд, 1972)[36].

«В алхимии, например, астрология используется в основном символически, но

в определенном смысле слова астрология всегда символична, если ее правильно

понимать, – считает Радьяр, – Все зависит от того, как понимать слово

«символ». Алгебра тоже чисто символична, но ведь благодаря именно ей и

высшей математике появилась возможность создать современную науку и век

машин. Астрология в основе своей– алгебра жизни. Но ее применения так же

разнообразны, как формы жизни, которые она координирует, интегрирует и

осмысляет в рамках определенного порядка».[37]

Рудольф Штайнер (1861 – 1925) считает, что «действительная астрология –

это совершенно интуитивная наука и требует от того, кто хочет ею

заниматься, развития высших сверхчувственных познавательных сил, которые

сегодня могут быть только у очень небольшого числа людей. И если хотят

изложить ее основной характер, то для этого необходимо вникнуть в высшие

космологические проблемы в смысле духовной науки».[38]

«Современная астрология предполагает осознание того факта, что космос

вокруг родившегося индивида представляет в символическом виде информацию, в

которой он нуждается для самоориентации, адекватной соответствующей его

индивидуальной правде по отношению к любому опыту своей жизни Карта

рождения как целое представляет собой «дхарму» индивидуума».[39]

«Основная задача человека – сознательно стать целым на всех уровнях

своего существования, а он сможет стать целым, если будет соотносить каждый

свой опыт с общим центром. Человек должен осознать место, которое занимает

каждый отдельный опыт в его целой личности. В этом процессе обретения

целостности выделяются два фактора: сознание и власть Без сознания

власть принимает бесчеловечные формы, баз власти сознание есть фикция, не

имеющая субстанциального существования.

В астрологии сознание оперирует на горизонтальной оси, власть и

способность к интегральному существованию относятся к вертикальной оси. В

любом целом сознание оперирует двойственным образом: осознание самого себя

и осознание своей соотнесенности с другими. Самость и соотнесенность – два

фундаментальных понятия экзистенциальной реальности, но существует

несколько уровней самости и взаимоотношения также работают на разных

уровнях, экстериоризируя различные качества существа».[40]

2. Что известно из истории астрологии

(астрология как социокультурное явление)

В этой работе я не ставлю целью охватить все, что известно из истории

астрологии, да это и невозможно уместить в столь маленький объем. Здесь мне

хотелось бы привести в качестве наброска лишь несколько точек зрения.

Ван-дер-Варден[41] (род. 1903 - …) выделяет три совершенно четких этапа в

развитии астрологии (три типа астрологии, последовательно сменявших друг

друга) и соотносит их с современными им религиозными течениями. Он

утверждает, что существует тесная связь: 1) между Астрологией

Предзнаменований и Старовавилонским политеизмом; 2) между Примитивной

Зодиакальной Астрологией и Зерванизмом – фаталистическим поклонением

Бесконечному Времени; 3) между Гороскопной Астрологией и Зороастризмом,

религией Заратуштры, – учением о небесном происхождении души. [42]

1. Астрология предзнаменований (серия «Энума Ану Энлиль» и рапорты

царских ассирийских астрологов) не касается гороскопов, связанных с

рождением, в ней не используются знаки зодиака.

2. Примитивная зодиакальная астрология (тексты, приписываемые «Орфею» и

«Зороастру») использовалась уже в Халдейский период. Использует 12

знаков зодиака, но не занимается гороскопами. Для ее функционирования

необходимы систематические наблюдения, но математическая теория

планетных движений не нужна.

3. Гороскопная астрология восходит к Персидскому периоду. В ней

используются знаки зодиака и гороскопы для дней рождения. Для

вычисления гороскопов необходимы методы математической астрономии.

В своей книге Ван-дер-Варден доказывает, что во-первых, существует тесная

связь между митраизмом, зерванизмом и орфизмом (три этих религиозных

течения существовали в одно время в VI в. до н. э.), во-вторых, каждое из

трех направлений связано с астрологией.[43]

Древняя астрология предзнаменований отличается от более поздней

гороскопной астрологии двумя аспектами: во-первых, знаки зодиака, которые

играют принципиальную роль в гороскопной астрологии, не встречаются вообще

в ранней астрологии; во-вторых, древняя астрология имеет дело с событиями,

представляющими общий интерес (например, предсказывает хороший или плохой

урожай, войну или мир).[44]

На стадии примитивной зодиакальной астрологии появляются знаки зодиака,

но гороскопы еще не составляются.

Ван-дер-Варден, рисуя картину становления астрономии, отмечает

существование астрологии в таких древних культурах (цивилизациях), как

Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Древняя Месопотамия и Древняя

Греция.

Старовавилонская астрономия не интересовалась или, по крайней мере, не

ставила на первое место судьбу личности. Ее главный интерес

сосредоточивался на благополучии страны. Предсказания касались погоды и

урожая, войны и мира и, конечно, судьбы царей.[45] Вавилоняне всегда

отождествляли планеты с богами. Это свидетельствует о том, что вавилонская

астрология была сильно связана с астральной религией.[46]

Существовала обширная серия клинописных текстов, представлявших как бы

компендиум астрологии второго тысячелетия до н. э., под названием «Энума

Ану Энлиль». Эта серия состояла из 70 или большего числа табличек, в

совокупности включавших около 7000 предзнаменований.[47]

Что касается ассирийских сведений об астрологии, то здесь можно

упомянуть, например, о дошедших до нас астрологических рапортах Надину и

других ассирийских придворных астрологов. Некоторые из этих сообщений

попали в руки Птолемея.[48]

Среди египетских источников имеется астрологический папирус из Венской

национальной библиотеки, опубликованный Р. Паркером в 1959 г. Согласно

Паркеру, текст, вероятно, был написан в правление Дария (521-486 гг. до н.

э.). В тексте обсуждается значение солнечных и лунных затмений.[49]

Халдеи. Следует указать на различие между так называемыми «халдеями»,

которые были философами и астрономами (некоторые также астрологами), и

племенем халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива.

Во времена Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живущих в этой

южной области. Позднее именем «халдеи» стали обозначать класс жрецов,

живущих в Вавилоне, которые занимались астрономией и астрологией.

Халдеи проявляли активность в астрологии уже при Персидских царях (539-

331 гг. до н. э.).[50] Диодор сообщает нам, что халдеи делали предсказания

для нескольких царей, включая Александра, Антигона и Селевка

Победителя.[51] Плутарх сообщает в сочинении «Об Исиде и Осирисе»: «халдеи

заявляют, что из планет, которые они именуют «богами-хранителями», две

благоприятные, две неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение

к обоим свойствам».[52]

Есть основания предполагать, что все цитаты, приписываемые «халдеям»,

восходят к одному сочинению или группе сочинений, написанных по-гречески,

где в систематизированном и ясном виде были изложены астрономическое и

астрологическое учение халдеев. Это сочинение было написано в начале

эллинистической эпохи (между 320 и 170 гг. до н. э.). По-видимому, многие

более поздние астрологические сочинения были написаны под влиянием этой

основополагающей книги.[53]

А. Л. Чижевский (1897 – 1964)также отмечает, что своего пышного расцвета

астрономическое знание достигло у халдеев. Они учили, что земные явления

лишь отражают движение небесных светил, действие которых на Землю

неодинаково… Древние греки и римляне, ознакомившись с халдейской мудростью,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты