с величайшим почетом и удивлением отозвались об астрономических познаниях
халдеев. Догмат о «всемирной симпатии» возник как результат мудрости
халдейских астрологов, преломленный через призму первоначальной греческой
философии и окончательно оформившийся в V и IV вв. до н. э.[54] «…Чем более
увеличивается сфера человеческого опыта, чем больше в науке накапливается
фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на ее развитие и
поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах все
большее значение, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об
основных свойствах нашего мира, основанного на принципах монизма
Космоса!»[55]
В Греции астрологическое учение стало распространяться только со времен
Александра Македонского. Здесь то и возник догмат о «всемирной симпатии» -
основном свойстве мира, связывающем узами все предметы и явления Вселенной.
Учение Гераклита (о том, что в человеческой душе живет и действует тот же
огонь, который сияет в далеких звездах) и Эмпедокла значительно
содействовало научному обоснованию догмата всемирной симпатии. Учение
Эмпедокла о четырех стихиях, дополненное Аристотелем, становится одной из
важнейших аксиом астрологического знания. Наконец, теория «излияния»
Эмпедокла, согласно которой предметы влияют даже на далеких расстояниях
один от другого и человек может воспринимать излияния звезд, послужила
руководящим принципом астрологии.[56]
Из Греции астрология проникает в Рим. «Божественная сила звезд в умах
римлян признавалась несомненной(!)… Звезды были для них не только знаками,
по которым можно было судить о наступлении благоприятного времени для того
или иного дела, но они воздействовали и на интимную жизнь человека, влияя
на его душу и тело».[57]
Чижевский указывает на то, что в астрологию верили Вергилий (70 до н. э.
– 19 н. э.), Проперций (ок. 50 – ок. 15 до н. э.), Овидий (43 до н. э. –
ок. 18 н. э.), охотно излагавшие ее в своих сочинениях; историк Тацит (54 –
130), полагавший, что в астрологии есть зерно истины и что она уже дала
явные доказательства своей правдивости в различные времена; Сенека (ок. 4
до н. э. – 65 н. э.), признававший влияние планет и звезд на жизнь
человека; стоик Посидоний (135 – 51 до н. э.), ставший подлинным философом
астрологии; Клавдий Птолемей (ок. 90 – ок. 160), посвятивший ей свое второе
главное произведение, и другие.[58]
Влияние астрологии распространилось и на христианских мыслителей. Так,
Ориген (185 – 253), доказывает, что звезды не бывают созидательницами
человеческой судьбы, а лишь ее предвестницами…[59]
«За средневековый период астрология создает ряд теорий – теорию жилищ,
теорию зкзальтаций и депрессий, теорию аспектов, теорию терминов и пр.
Основное стремление их – найти регулятивы для оценки влияния всех планет на
человека и его дело…».[60] В продолжение всего средневековья, пишет
Чижевский, астрология своею практической стороной поддерживала в обществе
интерес к астрономическим наблюдениям. Наибольший расцвет астрологии мы
видим в Западной Европе в XIII, XIV и XV столетиях. При дворах европейских
государей астрология процветает как самостоятельное научное знание,
несмотря на оппозицию многих просвещенных противников, например Савонаролы
(1452 – 1498), Пико делла Мирандолы (1463 – 1494) и др. Во многих
университетах астрологии отводили почетное место, а в Болонье и Падуе
существовали отдельные кафедры астрологии(!).[61]
Увлечение астрологией охватило королей и владетельных князей того
времени: Карла V, Рудольфа II, Карла IX, Генриха IV, Фридриха II, Луизу
Савойскую, Екатерину Медичи и многих других. Много выдающихся людей в то
время распространяли и проповедовали астрологическое учение. Среди них
Теофраст Бомпаст, иначе Парацельс, Кардано (1501 – 1576), Нострадамус (1503
– 1566). Последним крупнейшим астрологом того времени считается Жан Батист
Морен (1583 – 1656).[62]
История астрологии, как пишет Дейн Радьяр[63], – это история
трансформации отношения человека к Природе (как внешне-чувственной, так и
внутренне-человеческой). То, что обыкновенно называют астрологией, есть
порождение определенной фазы развертывания отношения сознательного Эго
человека к природе. Сейчас начинается новая фаза: придание нового смысла
поведению людей и событиям их жизни стало более фундаментальным и вместе с
тем прагматичным. В астрологии наиболее значительно выражается практическая
жизненная философия. Если философия рассуждает о жизни и человеке, то
астрология во все века характеризует, прямо или косвенно, глубочайшее
качество того, как человек в действительности относится к жизни.
Астрология, получившая распространение сейчас, почти полностью
основывается на трактате александрийского астролога Клавдия Птолемея –
«Тетрабиблосе»[64]. Астрология Птолемея – это продукт восточно-
средиземноморской культуры, поэтому понять ее можно лишь в свете
интеллектуализма этой культуры, который наложил отпечаток почти на все
стороны европейского мышления. Но если мы хотим понять живую сущность
астрологии, нужно углубиться в жизненные основы древнего человечества.
1) Анимистическая стадия.
Древнейший период становления астрологии можно назвать анимистическим.
Анимизм – это вера в одушевлённость природы. Первобытный человек живёт ещё
в лоне природы. Вся его жизнь – это опыт одновременно и психологический и
физиологический, ибо он вряд ли способен отличить объективное от
субъективного. Он настолько един с природой, что остаётся постоянно
погружённым в её явления. Леви-Брюль использовал для описания подобного
процесса психологического отождествления с предметами термин «мистическая
причастность».
«Наиболее непосредственным и наиболее ярко выраженным фазисом является
собственно фетишизм, преимущественно заключающийся в том, что всем внешним
телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда
более энергичная. Поклонение небесным светилам характеризует наиболее
возвышенную ступень этой первой теологической стадии…».[65]
Древние люди, как и современные дикари, всегда рассматривали природу как
часть общества, а общество - включённым в природу и зависящим от
космических сил. Для них природа и человек не противостоят друг другу, а
потому им и не должны соответствовать два различных способа познания.
Возникновение мифологии. Природа, как внешняя, так и внутренняя (что
неразличимо для первобытного человека), представляет собой хаос существ,
которые действуют и взаимодействуют, вызывая трепет ужаса и благоговения.
Скоро, однако, у человека зарождается некое ощущение причинности;
оказывается, определённые факты всегда следуют один за другим. Теперь он
даёт наименования не только вещам, но и отношениям между ними. Причём,
единственное отношение, которое он знает по личному опыту, - это отношение
кровного родства. Так создаётся мифология, в которой природные силы
сочетаются браком и производят потомство; оформляются представления об
иерархии этих сил.
На анимистической стадии развития человек всё соотносит с собой, со
своими страхами и желаниями. Отношения с вещами он проецирует на сами вещи,
которые тем самым становятся овеществлёнными образами его впечатлений. То,
что пугает, должно быть каким-то страшным существом, то; что доставляет
радость, должно быть существом прекрасным. В этом смысле вся жизнь человека
психологична, т.к. он живет в мире, населенном проекциями его собственных
переживаний, хотя сами эти переживания целиком физиологичны и биологичны.
Солнце и Луна. Солнце и Луна известны как носители света. Свет и жизнь
нераздельны, ведь темнота и ночь очень часто несут с собой смерть.
Солнечный свет разгоняет страх, даёт возможность видеть вещи ясно. Таким
образом, Солнце - великий источник жизни; Луна же скрывает тайну. Она
растёт и уменьшается, освещая землю своим неверным светом, переменчивым и
таинственным. Вместе с тем, скоро обнаруживаются фазы Луны, и по её циклам
устанавливается чувствование периодичности и времени. «Духов» лучше всего
вызывать при её свете, возбуждающем воображение. Луна становится магической
силой, силой всех таинственных ритуалов.
Тотемизм. По отношению к Солнцу и Луне, а позже, вероятно, и к самым
ярким звёздам человек на анимистической стадии испытывает какую-то неясную
тождественность. Он чувствует их как живых существ, стремится ко всё
большему единению с ними, стремится преисполниться их сущностью. Это
почитание звёзд (или, скорее, отождествление себя со звёздами)
соответствует культуре тотемов. Тотемами чаще всего являются животные
(медведи, орлы, олени), но ими могут быть и звёзды, и даже облака или горы.
Тотемические культуры ещё существуют у так называемых примитивных племён
Африки, Америки, Австралии, Океании, и знакомство с ними, видимо, поможет
лучше понять значения древней астрологии на анимистической стадии развития.
В те времена главным было не движение небесных тел, как позже, а особое
жизненное качество, которым обладает каждое из небесных тел.
Таким образом, уже на анимистической стадии человек ощущает связь событий
с небесными светилами, пронизанность мира единым принципом жизни, что во
многом связано с выделением циклов, общих для всего живого. На основании
противопоставления Солнца и Луны он приходит к выводу о глобальности
действия принципа полярности мужского и женского начал. Многообразие
проявлений мира сводится к нескольким основным первоначалам. Уже на этом
этапе формируются представления о мистической значимости чисел и магической
силе имён; на небе выделяются участки (созвездия), имеющие индивидуальную
мифологему; появляются зачатки восприятия мира как иерархической системы.
При этом, все указанные особенности мироощущения были характерны для
подавляющего большинства ранних культур, о которых имеются достаточные
сведения. Иначе говоря, все основные астрологические представления
сформировались уже в каменном веке. Таким образом, мы вправе сделать вывод
о том, что уже в доклассовом обществе сознание человека было
«астрологичным», и представления современной науки о древнейшем
происхождении «космического мироощущения» вполне обоснованны.
2) Виталистическая стадия.
С точки зрения витализма, жизнь - это всё, ею проникнута каждая сущность,
любая субстанция. Это всеобъемлющий океан энергии, в котором всё, что есть,