Астрология как социальный институт

с величайшим почетом и удивлением отозвались об астрономических познаниях

халдеев. Догмат о «всемирной симпатии» возник как результат мудрости

халдейских астрологов, преломленный через призму первоначальной греческой

философии и окончательно оформившийся в V и IV вв. до н. э.[54] «…Чем более

увеличивается сфера человеческого опыта, чем больше в науке накапливается

фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на ее развитие и

поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах все

большее значение, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об

основных свойствах нашего мира, основанного на принципах монизма

Космоса!»[55]

В Греции астрологическое учение стало распространяться только со времен

Александра Македонского. Здесь то и возник догмат о «всемирной симпатии» -

основном свойстве мира, связывающем узами все предметы и явления Вселенной.

Учение Гераклита (о том, что в человеческой душе живет и действует тот же

огонь, который сияет в далеких звездах) и Эмпедокла значительно

содействовало научному обоснованию догмата всемирной симпатии. Учение

Эмпедокла о четырех стихиях, дополненное Аристотелем, становится одной из

важнейших аксиом астрологического знания. Наконец, теория «излияния»

Эмпедокла, согласно которой предметы влияют даже на далеких расстояниях

один от другого и человек может воспринимать излияния звезд, послужила

руководящим принципом астрологии.[56]

Из Греции астрология проникает в Рим. «Божественная сила звезд в умах

римлян признавалась несомненной(!)… Звезды были для них не только знаками,

по которым можно было судить о наступлении благоприятного времени для того

или иного дела, но они воздействовали и на интимную жизнь человека, влияя

на его душу и тело».[57]

Чижевский указывает на то, что в астрологию верили Вергилий (70 до н. э.

– 19 н. э.), Проперций (ок. 50 – ок. 15 до н. э.), Овидий (43 до н. э. –

ок. 18 н. э.), охотно излагавшие ее в своих сочинениях; историк Тацит (54 –

130), полагавший, что в астрологии есть зерно истины и что она уже дала

явные доказательства своей правдивости в различные времена; Сенека (ок. 4

до н. э. – 65 н. э.), признававший влияние планет и звезд на жизнь

человека; стоик Посидоний (135 – 51 до н. э.), ставший подлинным философом

астрологии; Клавдий Птолемей (ок. 90 – ок. 160), посвятивший ей свое второе

главное произведение, и другие.[58]

Влияние астрологии распространилось и на христианских мыслителей. Так,

Ориген (185 – 253), доказывает, что звезды не бывают созидательницами

человеческой судьбы, а лишь ее предвестницами…[59]

«За средневековый период астрология создает ряд теорий – теорию жилищ,

теорию зкзальтаций и депрессий, теорию аспектов, теорию терминов и пр.

Основное стремление их – найти регулятивы для оценки влияния всех планет на

человека и его дело…».[60] В продолжение всего средневековья, пишет

Чижевский, астрология своею практической стороной поддерживала в обществе

интерес к астрономическим наблюдениям. Наибольший расцвет астрологии мы

видим в Западной Европе в XIII, XIV и XV столетиях. При дворах европейских

государей астрология процветает как самостоятельное научное знание,

несмотря на оппозицию многих просвещенных противников, например Савонаролы

(1452 – 1498), Пико делла Мирандолы (1463 – 1494) и др. Во многих

университетах астрологии отводили почетное место, а в Болонье и Падуе

существовали отдельные кафедры астрологии(!).[61]

Увлечение астрологией охватило королей и владетельных князей того

времени: Карла V, Рудольфа II, Карла IX, Генриха IV, Фридриха II, Луизу

Савойскую, Екатерину Медичи и многих других. Много выдающихся людей в то

время распространяли и проповедовали астрологическое учение. Среди них

Теофраст Бомпаст, иначе Парацельс, Кардано (1501 – 1576), Нострадамус (1503

– 1566). Последним крупнейшим астрологом того времени считается Жан Батист

Морен (1583 – 1656).[62]

История астрологии, как пишет Дейн Радьяр[63], – это история

трансформации отношения человека к Природе (как внешне-чувственной, так и

внутренне-человеческой). То, что обыкновенно называют астрологией, есть

порождение определенной фазы развертывания отношения сознательного Эго

человека к природе. Сейчас начинается новая фаза: придание нового смысла

поведению людей и событиям их жизни стало более фундаментальным и вместе с

тем прагматичным. В астрологии наиболее значительно выражается практическая

жизненная философия. Если философия рассуждает о жизни и человеке, то

астрология во все века характеризует, прямо или косвенно, глубочайшее

качество того, как человек в действительности относится к жизни.

Астрология, получившая распространение сейчас, почти полностью

основывается на трактате александрийского астролога Клавдия Птолемея –

«Тетрабиблосе»[64]. Астрология Птолемея – это продукт восточно-

средиземноморской культуры, поэтому понять ее можно лишь в свете

интеллектуализма этой культуры, который наложил отпечаток почти на все

стороны европейского мышления. Но если мы хотим понять живую сущность

астрологии, нужно углубиться в жизненные основы древнего человечества.

1) Анимистическая стадия.

Древнейший период становления астрологии можно назвать анимистическим.

Анимизм – это вера в одушевлённость природы. Первобытный человек живёт ещё

в лоне природы. Вся его жизнь – это опыт одновременно и психологический и

физиологический, ибо он вряд ли способен отличить объективное от

субъективного. Он настолько един с природой, что остаётся постоянно

погружённым в её явления. Леви-Брюль использовал для описания подобного

процесса психологического отождествления с предметами термин «мистическая

причастность».

«Наиболее непосредственным и наиболее ярко выраженным фазисом является

собственно фетишизм, преимущественно заключающийся в том, что всем внешним

телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда

более энергичная. Поклонение небесным светилам характеризует наиболее

возвышенную ступень этой первой теологической стадии…».[65]

Древние люди, как и современные дикари, всегда рассматривали природу как

часть общества, а общество - включённым в природу и зависящим от

космических сил. Для них природа и человек не противостоят друг другу, а

потому им и не должны соответствовать два различных способа познания.

Возникновение мифологии. Природа, как внешняя, так и внутренняя (что

неразличимо для первобытного человека), представляет собой хаос существ,

которые действуют и взаимодействуют, вызывая трепет ужаса и благоговения.

Скоро, однако, у человека зарождается некое ощущение причинности;

оказывается, определённые факты всегда следуют один за другим. Теперь он

даёт наименования не только вещам, но и отношениям между ними. Причём,

единственное отношение, которое он знает по личному опыту, - это отношение

кровного родства. Так создаётся мифология, в которой природные силы

сочетаются браком и производят потомство; оформляются представления об

иерархии этих сил.

На анимистической стадии развития человек всё соотносит с собой, со

своими страхами и желаниями. Отношения с вещами он проецирует на сами вещи,

которые тем самым становятся овеществлёнными образами его впечатлений. То,

что пугает, должно быть каким-то страшным существом, то; что доставляет

радость, должно быть существом прекрасным. В этом смысле вся жизнь человека

психологична, т.к. он живет в мире, населенном проекциями его собственных

переживаний, хотя сами эти переживания целиком физиологичны и биологичны.

Солнце и Луна. Солнце и Луна известны как носители света. Свет и жизнь

нераздельны, ведь темнота и ночь очень часто несут с собой смерть.

Солнечный свет разгоняет страх, даёт возможность видеть вещи ясно. Таким

образом, Солнце - великий источник жизни; Луна же скрывает тайну. Она

растёт и уменьшается, освещая землю своим неверным светом, переменчивым и

таинственным. Вместе с тем, скоро обнаруживаются фазы Луны, и по её циклам

устанавливается чувствование периодичности и времени. «Духов» лучше всего

вызывать при её свете, возбуждающем воображение. Луна становится магической

силой, силой всех таинственных ритуалов.

Тотемизм. По отношению к Солнцу и Луне, а позже, вероятно, и к самым

ярким звёздам человек на анимистической стадии испытывает какую-то неясную

тождественность. Он чувствует их как живых существ, стремится ко всё

большему единению с ними, стремится преисполниться их сущностью. Это

почитание звёзд (или, скорее, отождествление себя со звёздами)

соответствует культуре тотемов. Тотемами чаще всего являются животные

(медведи, орлы, олени), но ими могут быть и звёзды, и даже облака или горы.

Тотемические культуры ещё существуют у так называемых примитивных племён

Африки, Америки, Австралии, Океании, и знакомство с ними, видимо, поможет

лучше понять значения древней астрологии на анимистической стадии развития.

В те времена главным было не движение небесных тел, как позже, а особое

жизненное качество, которым обладает каждое из небесных тел.

Таким образом, уже на анимистической стадии человек ощущает связь событий

с небесными светилами, пронизанность мира единым принципом жизни, что во

многом связано с выделением циклов, общих для всего живого. На основании

противопоставления Солнца и Луны он приходит к выводу о глобальности

действия принципа полярности мужского и женского начал. Многообразие

проявлений мира сводится к нескольким основным первоначалам. Уже на этом

этапе формируются представления о мистической значимости чисел и магической

силе имён; на небе выделяются участки (созвездия), имеющие индивидуальную

мифологему; появляются зачатки восприятия мира как иерархической системы.

При этом, все указанные особенности мироощущения были характерны для

подавляющего большинства ранних культур, о которых имеются достаточные

сведения. Иначе говоря, все основные астрологические представления

сформировались уже в каменном веке. Таким образом, мы вправе сделать вывод

о том, что уже в доклассовом обществе сознание человека было

«астрологичным», и представления современной науки о древнейшем

происхождении «космического мироощущения» вполне обоснованны.

2) Виталистическая стадия.

С точки зрения витализма, жизнь - это всё, ею проникнута каждая сущность,

любая субстанция. Это всеобъемлющий океан энергии, в котором всё, что есть,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты