Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма
Министерство РФ по связи и информатизации
Сиб ГУТИ.
Кафедра отечественной истории
Реферат на тему:
Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма.
Выполнил: студентка группы Э-91
Будченко Е. А.
Проверил: Ежов В. С.
Новосибирск, 2001.
План.
План. 1
«Введение. 2
Русская религиозная идея и русское государство.» 2
«Образование русской интеллигенции и ее характер. 5
славянофильство и западничество». 5
«Русский социализм и нигилизм». 7
«Русское народничество и анархизм». 10
«Классический марксизм и марксизм русский». 13
«Русский коммунизм и революция». 17
Заключение. 21
Список используемой литературы. 22
«Введение.
Русская религиозная идея и русское государство.»
Во введении к своему труду «Истоки и смысл русского коммунизма» Бердяев
говорит о том, что русский коммунизм трудно понять по причине его двойного
характера. С одной стороны он - явление мировое и интернациональное, с
другой стороны — явление русское и национальное. И далее объясняет причины,
предпосылки этой двойственности.
Бердяев пишет, что историческая судьба русского народа была
«несчастной и страдальческой»(. Почему? Причина в катастрофическом темпе
развития, через прерывность и изменение типа цивилизации. B русской истории
нельзя найти органического единства. Бердяев пишет о пяти разных Россиях в
истории: Россия киевская; Россия татарского периода; Россия московская;
Россия петровская, императорская; и новая советская Россия.
Слишком большие пространства приходилось завоёвывать и осваивать
русскому народу. Можно сказать, что русский народ стал жертвой необъятности
своей земли, своей природной стихийности. Русские историки объясняют
деспотический характер русского государства этой необходимостью освоения
огромной, необъятной русской равнины. B каком-то смысле это правильно и для
советского коммунистического государства, где интересы народа приносились в
жертву мощи и организованности советского государства.
Русский народ по своей душевной структуре - народ восточный, а Россия —
христианский Bосток. В то же время Россия в течение двух столетий
подвергалась сильному влиянию Запада и в культурной сфере впитывала в себя
все западные идеи. Противоречивость русской души определялась борьбой
восточного и западного. Душа русского народа формировалась православной
церковью, получила религиозное оформление. И эта религиозная форма
сохранилась до русских нигилистов и коммунистов. Но в душе русского народа
остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли.
У русских «природа», стихийная сила, сильнее чем у западных людей. То есть
получается опять таки столкновение двух элементов — первобытное, природное
язычество, стихийность бесконечной русской земли и православная, полученная
из Византии, устремленность к потустороннему миру.
Религиозная энергия русской души в те времена обладала способностью
переключаться на цели, которые не являются религиозными, например, к
социальным целям. Бердяев считает, что в силу религиозного, догматического
склада своей души русские всегда «ортодоксы или еретики, апокалиптики или
нигилисты»(. В русском народе в своё время пробудилось сознание, что
московское царство - единственное православное царство в мире, а Москва -
Третий Рим. Принадлежность к русскому царству определялась исповеданием
истинной, православной веры. Совершенно также и принадлежность к советской
России, к русскому коммунистическому «царству» определялось исповеданием
коммунистической веры.
В своей работе Бердяев часто опирается на исторические данные и выводит
из событий истории причины возникновения у нас коммунизма. Здесь он пишет
следующее. При Иване Грозном вселенское сознание было настолько ослаблено
в русской церкви, что на греческую церковь, от которой русский народ
получил православие, перестали смотреть как на истинно православную
церковь, в ней начали видеть отхождения от истинной веры. Православная вера
- русская вера, не русская вера — не православная вера. Вследствие всего
этого в ХVII веке произошло одно из самых важных событий русской истории —
религиозный раскол старообрядчества. Вопрос состоял в том, является ли
русское царство истинно православным царством, то есть, исполняет ли
русский народ свое мессианское призвание. B народе возникло подозрение, что
произошла измена истинной веры, государственной властью и высшей церковной
иерархией овладел антихрист. Раскол стал характерным для русской жизни
явлением. Так и русская революционная интеллигенция ХIХ века стала
раскольничьей и думала, что властью владеет злая сила. И в русском народе и
в русской интеллигенции будет искание царства, основанного на правде.
Бердяев пишет, что «второй удар был нанесен реформой Петра Великого»(.
Реформа Петра была совершенно неизбежной: Россия не могла дальше
существовать замкнутым царством, при отсталости военной, морской,
экономической, при отсутствии просвещения и техники цивилизации. Россия
должна была преодолеть свою изоляцию и приобщиться к круговороту мировой
жизни. Реформа Петра была неизбежна, но он совершил ее путем страшного
насилия над народной душой и народными верованиями. Он хотел уничтожить
старую московскую Россию, вырвать с корнем те чувства, которые лежали в
основе ее жизни. Можно было бы сделать сравнение между Петром и Лениным,
между переворотом петровским и переворотом большевистским. Та же грубость,
насилие, навязаность сверху народу известных принципов.
Западное просвещение ХVIII века в верхних слоях русского общества было
чуждо русскому народу. Нигде не было такой пропасти между верхним и нижним
слоем, как в петровской, императорской России, и ни одна страна не жила
одновременно в столь разных столетиях, от ХIV до ХIХ века.
Основное столкновение было между идеей империи, могущественного
государства, и религиозно-мессианской идеей царства, которое уходило в слой
народный, а потом в трансформированном виде в слой интеллигенции. Большая
часть русского народа — крестьянство, жило в крепостном праве. По своим
понятиям о собственности русские крестьяне всегда считали неправдой, что
дворяне владеют огромными землями. Земля Божья и все люди, обрабатывающие
землю, могут ею пользоваться. Для культурных же классов, для интеллигенции
народ оставался как бы тайной, которую нужно разгадать. Интеллигенция
верила, что в молчаливом, в бессловесном еще народе скрыта великая правда о
жизни и наступит день, когда народ скажет свое слово.
K ХIХ веку Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство,
закрепощенное, безграмотное, но обладающее своей народной культурой,
основанной на вере. С господствующим дворянским классом, ленивым и
малокультурным, нередко потерявшим религиозную веру и национальный образ. С
царем наверху, в отношении к которому сохранилась религиозная вера. С
сильной бюрократией и очень тонким и хрупким культурным слоем.
K ХIХ веку империя была очень нездоровой и в духовном и в социальном
отношении. Как уже говорилось выше, для русских характерно совмещение и
сочетание полярно противоположных начал. Россию и русский народ можно
характеризовать только противоречиями. Русский народ одинаково можно
характеризовать, «как народ госyдарственно-деспотический и анархически-
свободолюбивый, как народ склонный к национализму и национальному
самомнению, и народ универсального духа, более всех способный к
всечеловечности, жестокий и необычайно человечный, склонный причинять
страдания и до болезненности сострадательный»(. B ХIХ веке конфликт принял
новые формы — столкнулась Русь, ищущая социальной правды, царства правды с
империей, искавшей силы.
«Образование русской интеллигенции и ее характер.
славянофильство и западничество».
Здесь Бердяев даёт объяснение русской интеллигенции. Чтобы понять
источники русского коммунизма и понять характер русской революции,
необходимо знать, что представляет собой то своеобразное явление, которое в
России обозначалось словом «интеллигенция». Бердяев пишет, что русская
интеллигенция не то же самое, что западная, то есть люди интеллектуального
труда и творчества, прежде всего ученые, писатели, художники, профессора,
педагоги. Совершенно другое образование представляет собой русская
интеллигенция, к которой могли принадлежать люди, не занимающиеся
интеллектуальным трудом и вообще не особенно интеллектуальные.
Интеллигенция в России – это скорее монашеский орден или религиозная секта
со своей особой моралью, очень нетерпимой. Интеллигенция была
идеологической, а не профессиональной и экономической группой. Она
образовалась из разных социальных классов, сначала из более культурной
части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мелких
чиновников, из мещан и, после освобождения, из крестьян - это и есть
разночинная интеллигенция.
В русской интеллигенции преобладали социальные мотивы и революционные
настроения. Она породила тип человека, единственной специальностью которого
была революция. Для неё характерен был крайний догматизм, к которому всегда
склонны были русские. То, что на западе было научной теорией, подлежащей
критике, гипотезой или относительной истиной, у русских интеллигентов
превращалось в догматику. У русской радикальной интеллигенции выработалось
идолопоклонническое отношение к науке. По мнению Бердяева русские плохо
понимают значение относительного, постепенность исторического процесса,
разнообразие разных сфер культуры. C этим связан русский максимализм.
Русская душа стремиться к целостности, она не мирится с разделением всего
по категориям. Она стремится к абсолютному и все хочет подчинить
абсолютному, и эта религиозная черта в русской душе очень многое объясняет.
«Первые шаги русской интеллигенции на путях просвещения, а не
революции, в ХVIII веке, сопровождались жертвами и страданиями, тюрьмой и
каторгой»(. Необычайно было одиночество русских культурных и свободолюбивых
людей первой половины XIX века. Были культурные люди, но не было культурной