Бытие как смысл существования

человеческое и божественное. Теперь Хайдеггер пытается постигнуть самого

человека, исходя из «истины бытия». Анализируя происхождение

метафизического способа мышления и мировосприятия в целом, он пытается

показать, как метафизика, будучи основой всей европейской жизни, постепенно

подготовляет новоевропейскую науку и технику, ставящих своей целью

подчинение всего сущего человеку, как она порождает иррелигиозность и весь

стиль жизни современного общества, его урбанизацию и омассовление.

Истоки метафизики восходят к Платону и даже к Пармениду, внесших

принцип понимания мышления как созерцания, постоянного присутствия и

неподвижного пребывания бытия перед глазами. В противоположность этой

традиции Хайдеггер употребляет для характеристики истинного мышления термин

«вслушивание»: бытие нельзя видеть, ему можно только внимать. Преодоление

метафизического мышления требует возвращения к изначальным, но не

реализованным возможностям европейской культуры – к той «досократовской»

Греции, которая еще жила «в истине бытия». Такое возвращение возможно

потому, что, хоть и «забытое», бытие все же живет еще в самом интимном лоне

культуры – в языке: «Язык – это дом бытия».

При современном отношении к языку как к орудию язык технизируется,

становится средством передачи информации и тем самым умирает как подлинная

«речь», как «речение», «сказание». Теряется та последняя нить, которая

связывала человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мертвым.

Поэтому задача «прислушивания к языку» рассматривается как всемирно-

историческая. Не люди говорят языком, а язык говорит людям и людьми.

Таким образом, если в первых своих работах Хайдеггер попытался

построить философскую систему, то впоследствии он провозгласил

невозможность рационального постижения бытия.

Первоосновой экзистенциалистской онтологии (а одновременно

феноменологии, ибо и в ней внимание сосредоточивается на прояснении,

вернее, "самопрояснении" феноменов, проявлений сознания) является, но

Хайдеггеру, Dasein толкуемое как особое человеческое бытие. Его особенности

и преимущества, разъясняет Хайдеггер, состоят в том, что оно - единственное

бытие, которое способно "вопрошать" о самом себе и бытии вообще, как-то

"устанавливать себя" ("устанавливаться") по отношению к бытию. Вот почему

такое бытие-экзистенция и есть, но Хайдеггеру, фундамент, на котором должна

строиться всякая онтология. Такое понимание специфики человеческого бытия

не лишено оснований. Ни одно из известных нам живых существ, кроме

человека, неспособно помыслить, задаться вопросом о бытии, как таковом, -

об универсуме и его целостности, о своем месте в мире. Здесь мы, кстати,

видим определенное различие в понимании "экзистенции" Хайдеггером и

Сартром. Сартр, употребляя это понятие, делает акцент на индивидуальном

выборе, ответственности, поисках собственного "Я", хотя, конечно, ставит в

связь с экзистенцией и мир в целом. У Хайдеггера акцент все же перенесен на

бытие, - для "вопрошающего" человека бытие раскрывается, "светится" через

все, что люди познают и делают. Надо только излечиться от опаснейшей

болезни, поразившей современное человечество, - "забвения бытия".

Страдающие ею люди, эксплуатируя богатства природы, "забывают" о ее

целостном, независимом бытии; видя в других людях всего лишь средства, люди

"забывают" о высоком предназначении человеческого бытия.

Итак, первый шаг экзистенциалистской онтологии - констатация

"изначальности" человеческого бытия как бытия-вопрошания, бытия-

установления, как бытия, которое "есть я сам". Следующий онтологический

шаг, который экзистенциалисты приглашают сделать своего читателя и который,

вообще говоря, естественно вытекает из логики их размышления, состоит в

том, что вводится понятие и тема бытия-в-мире. Ведь суть человеческого

бытия действительно состоит в том, что это бытие-в-мире, связанное с бытием

мира.

Бытие-в-мире, с одной стороны, раскрывается через неотъемлемое от

человека "деление" - и это напоминает немецкую классическую философию, в

частности понятие "дело - действие" у Фихте. Бытие-в-мире "светится", но

Хайдеггеру, через "делание", а "делание" раскрывается через "заботу".

(Конечно, не следует путать заботу как категорию философии с конкретными

"тяготами", "печалью", "жизненными заботами", в философии экзистенциализма

речь идет об общей, "метафизической" заботе, обеспокоенности миром, самим

бытием.) Итак, Dasein способно не только вопрошать о бытии, но и заботиться

о себе как бытии, заботиться о бытии как таковом. И эти моменты,

действительно характеризуют бытие человека в мире и очень важны, особенно

сегодня, когда именно забота человека и человечества о бытии, о сохранении

бытия планеты, цивилизации, о сохранении природной среды должна

противостоять вырвавшимся из-под контроля

деструктивным тенденциям человеческой жизни.

Французский экзистенциалист Ж. П. Сартр, противопоставляя бытие в

себе и бытие для себя, разграничивает материальное бытие и человеческое

бытие. Первое есть для него что-то косное, выступающее только как

препятствие, вообще неподвластное человеческому действию и познанию. «В

каждое мгновение мы испытываем материальную реальность как угрозу нашей

жизни, как сопротивление нашему труду, как границу нашего познания, а также

как уже используемое или возможное орудие». Основные характеристики

человеческого бытия – свободный выбор возможностей: «… быть для человека –

значит выбирать себя…».

Идеалистическая философия Сартра – одна из разновидностей

атеистического экзистенциализма, сосредоточена на анализе человеческого

существования, как оно переживается, осмысляется самой личностью и

развертывается в веренице ее произвольных выборов, не предопределенных

законосообразностью бытия, какой-либо заведомо заданной сущностью.

Существование отождествляется с обретающим опору лишь в себе

самосознанием личности, постоянно сталкивается с другими, столь же

самостийными существованиями и со всем исторически сложившимся положением

вещей, предстающим в виде определенной ситуации. Последняя в ходе

осуществления «свободного проекта», подлежит как бы духовной «отмене»,

поскольку полагается несостоятельной, подлежащей перестройке, а затем и

изменению на деле.

Отношения человека и мира Сартр рассматривал не в единстве, а как

полный разрыв между безнадежно затерянным во Вселенной и влачащим, однако,

бремя метафизической ответственности за ее судьбы мыслящим индивидом, с

одной стороны, и природой и обществом, которые выступаю хаотичной,

бесструктурно-рыхлой полосой «отчуждения», - с другой.

Экзистенциальная философия Сартра обнаруживает себя как одно из современных

ответвлений феноменологии Гуссерля, как приложение его метода к “живому

сознанию”, к субъективно-деятельной стороне того сознания, с каким

конкретный индивид, заброшенный в мир конкретных ситуаций, предпринимает

какое-либо действие, вступает в отношение с другими людьми и вещами,

стремится к чему-либо, принимает житейские решения, участвует в

общественной жизни и так далее. Все акты деятельности рассматриваются

Сартром как элементы определенной феноменологичной структуры и

расцениваются фактически в зависимости от задач личностного

самоосуществления индивида. Сартр рассматривает роль “субъективного”

(подлинно-личностного) в процессе человеческой персонализации и

исторического творчества. По Сартру, акт специфически человеческой

деятельности есть акт обозначения, придания смысла (тем моментам ситуации,

в которых проглядывает объективность - “другое”, “данное”). Предметы лишь

знаки индивидуальных человеческих значений, смысловых образований

человеческой субъективности. Вне этого они - просто данность, сырая

материя, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное

индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в

качестве так или иначе очерченной индивидуальности. Внешние предметы -

здесь просто повод для “решений”, “выбора”, который должен быть выбором

самого себя.

Философская концепция Сартра развивается на основе абсолютного

противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и

“субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий

Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия, а во

всеобщих формах этого бытия (вещественные свойства предметов, коллективные

и обобществленные формы бытия и сознания людей, индустриализация,

техническая оснащенность современной жизни и так далее). Свобода индивида

как носителя беспокойной субъективности может быть лишь “разжатием бытия”,

образованием в нем “трещины”, “дыры”, ничто. Индивида современного общества

Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в

метафизический статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение

космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого

существования, в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от

исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам

быта, организаций, государства, стихийным экономическим силам, привязана к

ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного

критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и

иллюзии, требования общественного мнения и где даже объективный разум науки

представляется отделенной от человека и враждебной ему силой. Отчужденный

от себя человек, обреченный на неподлинное существование, не в ладу и с

вещами природы - они глухи к нему, давят на него своим вязким и солидно-

неподвижным присутствием, и среди них может себя чувствовать благополучно

устроенным только общество “подонков”, человек же испытывает “тошноту”. В

противовес всяким вообще “объективным” и опосредованным вещами отношениям,

порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр утверждает особые,

непосредственные, натуральные и цельные человеческие отношения, от

реализации которых зависит подлинное содержание человечности.

В мифологизирующем утопическом мышлении Сартра все же на первый план

выступает неприятие действительности современного общества и его культуры,

выражающее сильную струю современного социального критицизма. Жить в этом

обществе, согласно Сартру, как живет в нем “довольное собой сознание”,

можно лишь отказавшись от себя, от личной подлинности, от “решений” и

“выбора”, переложив последние на чью-либо анонимную ответственность - на

государство, нацию, расу, семью, других людей. Но и этот отказ -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты