смысла жизни, по Достоевскому. Человек обязан быть не просто личностью –
его жизнь должна быть идейно насыщенной.
Заслуживает внимания этическая теория марксизма. Она вкладывает в смысл
жизни человека как бы двойное содержание. Во-первых, здесь речь ведется о
всестороннем развитии человеком своих способностей – умственных,
нравственных и физических. Во-вторых, человеку следует вести борьбу за
построение нового, справедливого общества, в котором были бы установлены
братские отношения между людьми, дружба и мир между народами, свобода и
справедливость. Сторонники марксизма осуждают несправедливое общество, где
господствует социальный и национальный гнет, где между народами ведутся
кровопролитные войны, приносящие миллионам людей разрушения, страдания и
гибель. Социальная философия марксизма отрицает все негативные факторы,
являющиеся преградой на пути реализации способностей человека и замедляющие
осуществление его высокой миссии в нашем мире.
Следует отметить, эта гуманистическая теория в наше время подвергается
порой не всегда справедливой критике. Критики утверждают: мол, будущее
коммунистическое общество – это благородная цель, но она достигается за
счет настоящего, за счет поколений людей, которым не суждено испытать всей
полноты совершенной жизни. Современное поколение призывают жить одним днем.
Известный российский философ Ю.Г. Кудрявцев выдвинул оригинальную
концепцию смысла жизни человека. В монографии “Три круга Достоевского” он
высказывает сомнение в наличии смысла, предписанного существованию человека
кем-либо. Его главная идея сводится к следующему.
Каждый человек наполняет свою жизнь своим смыслом. При этом на первый
план выдвигается желание общности, чтобы “этот смысл каждый видел в
высоком, а не в низком. Под “высоким” он понимает прежде всего
нравственность, справедливость, честность, идейность и другие позитивные
качества личности. Юрий Григорьевич, как человек и ученый с высокой
нравственностью, осуждал людей аморальных, с низкой нравственностью,
живущих по принципу “надо ловить минуту и наслаждаться жизнью”. Аморальными
он называет и тех, кто считает смыслом своего существования наличие денег,
женщин и власти.
2.Формирование личности в процессе поиска
В принципе, так или иначе, по существу, вся жизнь человеческая проходит
в поисках смысла оной. Открытие своего внутреннего мира начинается с ранней
юности. Можно даже сказать наоборот – главное психологическое приобретение
ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. В этом возрасте
человек начинает обретать способность погружаться в себя, в свои
переживания, открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки
музыки, новые краски. Также в этом возрасте человек начинает задумываться
над такой проблемой, как необратимость времени. Ребенок слабо ощущает
течение времени. Из всех измерений времени самым важным для него, а то и
единственным является настоящее: тут и сейчас. Детская ретроспектива в
прошлое невелика, поскольку все значимые переживания ребенка связаны только
с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в
самом общем виде. С возрастом заметно увеличивается субъективная скорость
течения времени. У индивида, как и у культуры, в которой он существует,
имеется несколько разных понятий времени. Особенно важно соотношение
исторического и личного времени. В детстве и отрочестве историческое время
воспринимается как нечто безличное, объективное. Личное время всегда
переживается как нечто живое, конкретное, связанное с какими-то значимыми
событиями и мотивами. Но значение разных проекций времени – прошлого,
настоящего и будущего – неодинаково для людей разного возраста. Главным
измерением времени в самоосознании юноши является будущее, к которому он
себя готовит. Сегодняшнее «Я» для него только залог будущего, момент
становления. Но как сознание своей неповторимости и особенности приводит
личность к «открытию» одиночества, так чувство текучести и необратимости
времени сталкивает ее с проблемой конечности своего существования.
Хотя ребенок рано начинает интересоваться темой смерти, такой интерес
в большинстве случаев является у него чисто познавательным, а полученная
информация не распространяется на себя: все умрут, а я останусь.
Юношеское философствование не может обойти проблему смерти, которая
становится одновременно теоретической и экзистенциальной, занимая важное
место в размышлениях и дневниках молодежи. Мысль о неизбежности собственной
смерти вызывает у многих подростков смятение и ужас.
В.А. Сухомлинский описывает мальчика, у которого эта мысль вызвала
нервное потрясение: «никогда не забуду тихого сентябрьского утра, когда до
начала уроков ко мне в сад пришел Костя (воспитанники мои учились тогда в
восьмом классе). В глубоких, тревожных глазах парня я почувствовал какое-то
горе. «Что случилось, Костя?» – спросил я. Он сел на скамью, вздохнул и
спросил: «Как же это так? Через сто лет не будет никого – ни вас, ни меня,
ни товарищей… все умрем. Как же это так? Почему?..» Это переживание
универсально. Именно отказ от детской веры в личное бессмертие и принятие
неизбежности смерти побуждает человека всерьез задуматься о смысле жизни, о
том, как лучше прожить ее.
Человек, прочувствовавший и осознавший свою конечность рассматривает
себя в определенной исторической перспективе: что я могу, хочу и должен
сделать?
Заключение
Люди обсуждают проблему смысла жизни и на обыденном уровне сознания.
Одни видят его в том, чтобы иметь семью, детей, дать им образование,
хорошую специальность, вывести их “в люди”. Другие, в частности ветераны
Великой Отечественной войны, с большой гордостью говорят о том, что, пройдя
через “огонь и воду”, остались живы и внесли свою лепту в победу над
фашизмом. И в этом они видят свое счастье, находят смысл своей жизни. А
некоторые из молодых людей заявляют о том, что они хотят стать миллионерами
и смысл жизни видят в обретении богатств.
Итак, философы и мыслители вкладывают в смысл жизни человека
разнообразное содержание: одни отрицают его, считая, что смысла жизни нет
(“все суета сует”); другие хотя и признают, но вкладывают в него все
негативное, отрицательное (“страдание”, например); третьи признают смысл
жизни, подразумевая что-то “положительное” – “счастье”, “нравственность” и
т.д.
По моему мнению, совершают ошибку те, кто отрицает смысл жизни. Нельзя
согласиться и с теми, кто вкладывает в него пессимистический смысл. Иначе
возникает однобокое, метафизическое решение проблемы, происходит
абсолютизация трудностей жизни, доказывается полная зависимость человека от
окружающего мира (природы, общества, других людей). Подобное толкование
смысла жизни препятствует укреплению сил человеческого духа в борьбе с
действительными трудностями и противоречиями. В то же время во всякой
теории имеется немалая доля истины.
Для новейшей эпохи с ее глобальными проблемами свойственно обостренное
отношение людей к поиску смысла жизни. Так, природа приносит человеку
множество страданий и лишений: землетрясения, вулканы, засухи, пожары и
т.д. И устройство человеческого общества далеко не только от идеала, но
даже от нормального состояния. Постоянные войны, кризисы, безработица,
голод, революции, межнациональные конфликты – это такие социальные стихии,
которые приводят не только к страданиям, но и к гибели людей.
Конец ХХ века не только не сгладил, но еще больше обострил испытываемые
людьми трудности и противоречия. Я полагаю, бремя мировых войн позади, но
возникли так называемые локальные, межнациональные войны и как следствие –
миллионы беженцев.
Моя позиция состоит в том, что пессимистические теории о смысле жизни,
в конечном итоге, не отражают всего содержания реальной и возможной жизни
людей. Эти теории нельзя признать полностью истинными. Общеизвестно, что
жизнь людей имеет и вторую сторону – позитивную. Можно привести множество
фактов, которые свидетельствуют: в целом жизнь действительно хороша и
интересна – в ней можно быть счастливым и испытать много радостей. Немало
счастья человеку приносит брак по любви, рождение ребенка, любовь, успешное
окончание вуза, научные открытия, защита диссертаций и т.д. То есть я отдаю
предпочтение теориям, которые признают смысл жизни человека. Не признавать
смысла жизни – все равно что недооценивать человека и его жизнь.
Признавая смысл жизни, нельзя его сводить к одному какому-либо
свойству, хотя и очень важному: “быть нравственным”, “быть личностью”,
“быть счастливым”, “быть богатым” и т.д. По моему глубокому убеждению,
такое сложное понятие, как “смысл жизни”, следует рассматривать во
взаимосвязи со следующими феноменами: сущность человека (биосоциальная
природа и осознание жизнедеятельности), его цели и идеалы, содержание его
жизни. По всей видимости, смысл жизни человека многослоен. Он включает в
себя нравственность, борьбу с трудностями – природными, социальными,
людскими, получение счастья и удовольствия от самого факта человеческого
существования. Он требует от человека способствовать сохранению и улучшению
окружающей природы, развитию справедливого общества, приносить добро другим
людям, постоянно развиваться и совершенствоваться в физическом, умственном,
нравственно-эстетическом отношениях, действовать в соответствии с
объективными законами мира. Здесь перечислены только признаки смысла жизни,
его определение – дело будущего исследования.
План
Введение
1. Великие в поисках смысла жизни
2.Формирование личности в процессе поиска
Заключение
Список литературы:
1. И.С. Кон – «Открытие «Я»».
2. Культурология. - Уч.пос. под ред. Радугина А.А.
3. Б.В. Ничипоров – «Введение в христианскую психологию».
4. Украiнська i зарубiжна культура – за ред. К.В. Заблоцькоi.
Ресурсы интернет
1. http://www.ozersk.ru/philosophy/ro3/masl_ro3.shtml
Донецкий Национальный Технический Университет
Реферат
по Культурологии:
«Человек в поисках смысла жизни»
Выполнил:
ст.гр. СПУ – 00
**************
Донецк – 2001
Страницы: 1, 2