Человек в современном обществе

Человек в современном обществе

Мурманский Государственный Технический Университет

факультет менеджмента и экономики

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Выполнен студентом

группы «Национальная экономика»

Лахреевым Романом Борисовичем

Мурманск

2002 год

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение 3

2. Проблема человека в истории философии 5

3. Решение проблемы сущности человека в “философской антропологии” 12

3.1. М. Шеллер 12

3.2. А. Гелен 13

3.3. Г. Плесснер 14

4. Решение проблемы сущности человека в марксистской философии 16

5. Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм? 19

6. Проблема личности в философии 21

7. Заключение 24

Список литературы 26

1. Введение

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это

кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал:

"Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а

просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие

обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-

метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное

разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому

подобными возвышенными свойствами...".

Философское осмысление человека связано с определенными трудностями.

Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных

знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и

собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе

влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная

философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно

проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую

В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".

Сопряженность человека и философии - это выражение существа

философской культуры. Философская культура является формой самопознания

человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому

человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и

как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель,

сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек

является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы

конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего

развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и

устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии

с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.

Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема

в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии

можно выделить два параметра эволюции философии:

1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного

принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что

именно человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования,

насколько этот принцип важен.

2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла

существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человек

превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с

какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств

философского анализа он рассматривается.

Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских

исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда

был для нее проблемой наиважнейшей.

2. Проблема человека в истории философии

Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения

человека четыре исторические периода:

1) изучение человека метафизикой (античность).

2) изучение человека теологией (средневековье),

3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).

4) изучение человека биологией.

Первые представления о человеке возникают задолго до появления

философии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях

древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не

выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь

"младшего родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно

проявляется в тотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в

поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует

кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными

покровителями рода или племени.

Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать

выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует

забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось

от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным

мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной

формой общественного сознания.

Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для

нее "стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность

всеобщему. Здесь универсальное "Я" превалирует над индивидуальным "Я". Если

для древних латинян характрно выражение "я и ты" ("ego et tu"), то в Индии

и Китае предпочитали говорить "мы", ибо каждое "я" мыслилось как

продолжение иного "я". Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить

и объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам

по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и

смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной

Величайшего. "Как зеркало, очищенное от пыли, сияет ярко, так и телесное

(существо), узрев истинную (природу) атмана, становится единым, достигает

цели и избавляется от печали" (Древнеиндийская философия. М.,1972. С.250.).

Слияние с вечностью, в той или иной форме характерное для всей

древневосточой философии, не предполагает активности в реализации

личностного начала. Уподобление вечному и неизменному абсолюту предполагает

статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на

почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и

социальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствования

внутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основ

восточного образа жизни - требование приспособления человека к обществу,

государству, старшему по чину или возрасту.

Античнаяая философия сформировала основные западно- европейские

подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской

проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме.

Уже в ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая

попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал

определение человеку как существу, которое отличается от других животных

тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и

воспринимают, но не понимают.

Согласно взглядам Протагора (5 в. до н.э.), человек от природы наг,

разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя только благодаря

прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданному

Зевсом общественному устройству, основанному на стыдливости и

справедливости. Эти качества человека развиваются благодаря постоянному

стремлению преодолеть нужду (Ксенофан) и достигнуть изобилия (Демокрит).

И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав принцип

разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной

ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Это дало

возможность, говоря словами А.Ф.Лосева, "развернуть свое внутреннее

самочувствие, углубиться в свою собственную личность и сделать для себя

второстепенными все вопросы объективного миропорядка" (Лосев А.Ф. История

античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979. С.12.), что наглядно

демонстрируют софисты, эпикурейцы, но прежде всего - Сократ.

Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской

философии человека, но и основоположником этики. Его прежде всего

интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу

принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку

нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать

дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное

место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней

главной целью философии.

Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек

есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция,

которая делает человека человеком. От качества души зависит общая

характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на

первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В

чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа

философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это

как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от

животного.

Что касается связанного с именем Платона определения человека, как

двуногого животного без перьев, то оно, скорее всего, Платону не

принадлежит, а только приписано ему последующей молвой.

Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У

него этика и политика образуют единый комплекс "философии о человеческом",

занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека.

Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с

обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного

мыслителя: "Человек есть общественное животное." Человек - такое живое

существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен

направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и

управляется законами.

Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты