Цивилизация, как философская категория

физического, появление науки и философии, профессионального искусства и т.

д. Соответственно под общественным богатством следует понимать не только

его материально-вещественное воплощение, но и ценности духовного порядка, в

том числе и свободное время, необходимое индивиду и обществу в целом для их

всестороннего развития. В состав социального богатства входит и культура

общественных отношений.

Суммируя выделенные черты, можно согласиться с определением, согласно

которому цивилизация есть собственно социальная организация общества,

характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях

воспроизводства и приумножения общественного богатства.

Сущность цивилизационного анализа общества

Подчеркивая роль технико-технологического базиса цивилизации, отнюдь

не следует непосредственно и только из него выводить все, что характеризует

данное конкретное общество. В реальном же историческом процессе все обстоит

гораздо сложнее, так как в фундаменте социума наряду с технико-

технологическим базисом присутствуют также природные, а также

демографические условия жизни общества. Все это в совокупности своей и

составляет реальный фундамент жизнедеятельности социума как системы.

Однако только рассмотрение всех вышеназванных компонентов в

совокупности может дать объективную картину. Зададимся вопросом: как

объяснить, почему при одном и том же в принципе технико-технологическом

базисе мы обнаруживаем серьезно отличающиеся друг от друга варианты

исторического развития?

Почему, скажем, в большинстве регионов земного шара

возникновение государства явилось следствием зашедшего уже далеко процесса

классообразования, а в некоторых заметно опережало этот процесс? Очевидно,

при прочих равных и прежде всего при одном и том же технико-технологическом

базисе, налицо какой-то дополнительный фактор, определяющий специфику

рассматриваемого явления. В данном случае в качестве дифференцирующего

фактора выступали природно-климатические условия, предопределяющие

необходимость централизованных усилий по сооружению и эксплуатации крупных

ирригационных систем. Здесь государство выступало первоначально прежде

всего в своей хозяйственно-организаторской ипостаси, в то время как в

других регионах все начиналось с функции классового подавления.

Или – почему (тоже при прочих равных) отличаются друг от друга

исторические пути разных социально-этнических общностей? Было бы

опрометчиво сбрасывать со счетов этнические особенности народов, а также

сбрасывать со счетов и исторические особенности развития исследуемого

социума.

Из всего сказанного становиться ясным и смысл цивилизационного

подхода – построить типологию общественных систем, исходящую из

определенных, качественно различающихся между собой технико-технологических

базисов. Длительное игнорирование цивилизационного подхода серьезно

обедняло нашу историческую науку и социальную философию, мешало понять

многие процессы и явления. Восстановление в правах и обогащение

цивилизационного подхода позволит сделать наше видение истории более

многомерным.

Важным моментом развития цивилизации является наращивание

интеграционных тенденций в обществе – тенденций, которые нельзя вывести

прямо и только из законов функционирования и развития той или иной

формации. В частности, вне цивилизационного подхода невозможно понять

сущность и специфику современного западного общества, равно как нельзя дать

истинную оценку дезинтеграционным процессам, развернувшимся в масштабе

бывшего СССР и Восточной Европы. Это тем более важно, что данные процессы

многими выдаются и принимаются за движение к цивилизации.

Из сущности и структуры общественно-экономических формаций не могут

быть прямо выведены и конкретные исторические формы организации

общественного хозяйства (натуральное, натурально-товарное, товарное,

товарно-планомерное), поскольку формы эти непосредственно определяются, как

мы видели, технико-технологическим базисом, лежащим в основе цивилизации.

Сопряжение форм организации общественного хозяйства с волнами (ступенями)

цивилизации позволяет понять, что натурализация экономических отношений в

любых исторических условиях не есть движение вперед, по линии развития

цивилизации - перед нами попятное историческое движение.

Цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и

тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые опять-

таки не связаны напрямую с формационным членением общества.

При цивилизационном подходе обогащаются и наши представления о

социально-психологическом облике данного конкретного общества, его

менталитете, причем активная роль общественного сознания предстает более

рельефно, ибо многие черты этого облика являются отражением технико-

технологического базиса, лежащего в основе той или иной ступени

цивилизации.

Цивилизационный подход вполне согласуется с современными

представлениями о культуре как внебиологическом, чисто социальном способе

деятельности человека и общества. Более того, цивилизационный подход

позволяет рассматривать культуру во всем ее объеме, не исключая ни одного

структурного элемента. С другой стороны, сам переход к цивилизации может

быть понят только с учетом того, что он явился узловым пунктом формирования

культуры. Таким образом, цивилизационный подход позволяет глубоко вникнуть

в еще один очень важный срез исторического процесса — цивилизационный.

Следует отметить и возрастающее значение этнических, культурных и

цивилизационных различий в современном мире и то, что идеи глобальности

охватывают еще очень узкую часть населения планеты. Западная, исламская,

индийская, китайская и другие цивилизации продолжают сохранять свою

жизненную силу, ибо они служат основой для самовыражения масс населения,

для выработки соответствующего нормативно-ценностного пространства их

бытия.

Понятие «цивилизация» в такой интерпретации может быть использовано

лишь для описания современного мира, в котором взаимодействие цивилизаций

является устойчивой и доминирующей тенденцией, где уже нет «чистых»

цивилизационных образований и сохранение их идентичности выглядит

достаточно проблематично.

Сторонники концепции, абсолютизирующей интеграционные тенденции,

делают вывод о том, что глобальное взаимодействие культур ведет к

становлению и глобальной культурной ойкумены. Так, Н. Моисеев прогнозирует

появление в XXI в. единой планетарной цивилизации с новой шкалой

общечеловеческих ценностей и даже коллективным общепланетарным Разумом,

Памятью и Духовным миром.

Соотношение формационного и цивилизационного подходов в исследовании

общества

Формация и цивилизация разные среды в развитии общества как целостной

системы. Как нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя

только базисные факторы и опустив надстроечные, так невозможно и понять

секреты управления общественным развитием, ориентируясь либо только на

формационный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике.

Формация — социоэкономическая категория, цивилизация — социокультурная.

Понятие формации имеет значение как системообразующего начала всего

социально-экономического и политического строя данного общества. Формации

различаются по доминирующим формам собственности. Переход от одной формации

к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства

производства, происходящей под влиянием прогресса производительных сил,

открывающего новые материальные возможности для человеческой деятельности,

для формирования общественных отношений.

В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные аспекты

жизни общества, цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся

вместе с выходом истории из естественного, т.е. первобытного, состояния и

развивающемся далее на основе им самим создаваемых предпосылок, что она

характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво

утверждалась мысль, что фактически в истории существуют различные

цивилизации, так сказать «формационные»: капиталистическая цивилизация,

коммунистическая цивилизация и т.п. В итоге цивилизационный подход терял

свою относительную самостоятельность и подчинялся формационному, а понятие

цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых

аспектов общественно-экономической формации. Если теория формаций

ориентирована на выявление закономерностей, присущих обществу на различных

этапах истории, а так же его структуры на каждом из этих этапов, то

цивилизационный подход решает совершенно иные познавательные задачи. Две из

них являются главными. Первая — это анализ социальных механизмов

деятельности людей, обеспечивающих саму возможность существования общества

на данном, т.е. цивилизованном уровне, уберегающих его от распада и

одичания. Эти механизмы постоянно развиваются, совершенствуются или

устраняются. Если тот или иной механизм устраняется, то начинается

деградация связанных с ним социальных структур. Каждая последующая формация

является и шагом вперед в развитии цивилизации, а не посягательством на ее

основы. Гибель тех или иных цивилизаций в прошлом не останавливала

исторического движения, потому что это были локальные катастрофы.

Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки связан с

развитием и совершенствованием ее социальных механизмов. Эти механизмы

обеспечивают для жизни современного общества развитие производительных сил,

техники, науки, поддерживают соответствующую динамику общественных

отношений.

Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к истории, —

выявление ее человеческого измерения, механизмов формирования личности

цивилизованного человека, анализ культуры, как меры развития человека, его

способности к деятельности.

Понятие «цивилизации» шире понятия формации, однако эту ее объемность

нельзя рассматривать упрощенно: нельзя скажем утверждать, что цивилизация —

это формация плюс сфера культуры данного общества. Различия между этими

категориями обусловлены еще неадекватностью структурных связей между

явлениями и процессами.

Итак, такие понятия как цивилизация, формация и культура нельзя

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты