Древне Греческая философия о человеке и обществе

Древне Греческая философия о человеке и обществе

Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (

ТГУСУР )

Кафедра Философии

Реферат

на тему :

«Древнегреческая философия о человеке и

обществе.»

Выполнил : Студент Валентей Р.Г.

Приморский край

г. Уссурийск

1999 г.

План

1. Введение : Мыслители на фоне своей эпохи

2. Сократ :

3. Мир идей Платона

4. Учение о государстве

5. Заключение

6. Литература

Введение

Несмотря на то, что эти легендарные мыслители были характерным про-

дуктом одной и той же эпохи и общественного строя, жили в том же месте в

одно и то же время, их жизнь и учения во многом разительно отличаются. Со-

крат (469 - 399 до н. э.) и Платон (427 - 347 до н. э.) встретились в 408

г. до н. э.

и не расставались до самой смерти Сократа. В 20 лет Платон, подающий мно-

жественные надежды амбициозный юноша, готовился участвовать в поэтиче-

ском соревновании как автор трагедии и случайно перед театром услышал дис-

куссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег

свои стихи и решил посвятить себя исключительно философии.

Этот случай был не столько удивителен, сколько закономерен - речи Со-

крата были способны моментально околдовать человека. Даже услышав их в

неумелом изложении, современники чувствовали неожиданное волнение и тре-

пет, а однажды приняв участие в дискуссии, многие навсе-

гда. Сократа кроме многочисленных учеников всегда сопровождали толпы зе-

вак, невежество которых не позволяло понять всей глубины его мыслей, но са-

ма речь завораживала. Настолько ее содержание контрастировало с формой, не

говоря уж о внешности Сократа. Он избегал традиционных ораторских прие-

мов, закруглений периодов и прочего украшательства, его резкая и отрывистая

речь была ближе к простонародной. Его фигура и манеры смотрелись не иначе

как вызов традиционным идеалам античной цивилизации с ее блеском и лос-

ком и поклонением формальной красоте. .

Удивительно скорее то, что Платон смог взвешенно отнестись к учению

Сократа, не сразу с ним сдружился, параллельно изучал и другие философские

школы, положения которых заимствовал более откровенно. Злые языки утвер-

ждали, что , одно из главных его сочинений, не что иное, как

пересказ

одной пифагорейской книги, купленной за баснословную цену. Тем не менее

впоследствии они становятся близкими друзьями. За восемь лет дружбы Сократ

дал Платону то, чего ему не хватало: твердую веру в существование истины и

высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и кра-

соте трудным путем внутреннего самосовершенствования. Сократ считал Пла-

тона одним из любимейших своих учеников. Платон всегда высоко ценил Со-

крата и как человека и как мыслителя. Когда Сократа судили, Платон подгото-

вил пламенную речь в его защиту, хотя Сократ и возражал, чтобы его кто-либо

защищал на суде. Несправедливое осуждение Сократа сильно повлияло на Пла-

тона. Он так заболел, что не смог придти присутствовать при его смерти. Впо-

следствии сцена смерти Сократа стала сюжетом одного из его выдающихся со-

чинений.

Своеобразным нерукотворным памятником мыслителю стало частое

употребление в диалогах Платона образа Сократа, как персонажа, говорящего

. Хотя и не все речи этого персонажа мы можем считать Сократов-

скими, но это один из немногих дошедших до нашего времени источников.

Второй источник - Ксенофонта, более недалек и поверхно-

стен, но благодаря ему удалось отделить идеи Сократа от идей Платона, вло-

женных им в уста Сократа-персонажа.

Сократ :

Сократ - представитель идеалистического религиозно - нравственного

мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ

сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил

против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного

знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем "тенденции, или ли-

нии Платона " в античной философии.

Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистиче-

ских и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит вы-

дающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,

политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс челове-

ческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную

культуру человечества.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его

судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество,

трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарно-

сти. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала це-

лые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дош-

ла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От

века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И

сегодня

она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократов-

ской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, доброде-

телей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И

сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно

ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сокра-

ту во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем

своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого

разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешатель-

ством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, "столь

великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду

при-

сутствует, и обо всем имеет попечение". Нужны гадания, а не научные иссле-

дования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом от-

ношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя

Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это

своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще стара-

тельно выполнял все религиозные обряды.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиоз-

но-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию счи-

тал делом ненужным и безбожным.

Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Со-

крата, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким

инди-

видуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливо-

сти, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая

природу,

пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли со-

мнению и осмеяли все прежние взгляды, - необходимо поэтому, согласно Со-

крату, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем

найти

основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Со-

крат решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания,

приро-

да же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания фи-

лософа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собствен-

ному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объектив-

ному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерас-

тает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в про-

тивоположность материалистам, призывающим "прислушиваться к природе",

ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших

вопросах, - знаменитый "демон" Сократа.

Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов

и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным

пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет

своей

целью пользу человека.

Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы

чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение оп-

ределенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и

т.п.

Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь

предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью

помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производи-

ла пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен

года; более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от

земли,

чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п.

Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал,

но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методо-

логически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясь руко-

водящей ролью в пределах своего философско - политеческого кружка, Сократ

бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных

собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел "беседы"

с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские, ре-

лигиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался

показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная

жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную

пропаганду своего этического идеализма.

Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философ-

ских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал позна-

нию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое

добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы

быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как

"всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей. Задаче нахож-

дения "всеобщего" должен был, по мысли Сократа, способствовать его осо-

бый философский метод. "Сократский" метод, имевший своей задачей обна-

ружение "истины" путем беседы, спора, полемики, явился источником идеали-

стической "диалектики". "Под диалектикой понимали в древности искусство

добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и

преодоления этих противоречии. В древности некоторые философы считали,

что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных

мнений является лучшим средством обнаружения истины". Между тем как Ге-

раклит учил о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития при-

роды, сосредоточив свое внимание, главным образом, на объективной диалек-

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты