Древнегреческие мыслители
1. Понятие философии, особенности философских знаний.
Ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало
столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.
Философия - «любовь к мудрости» (от греч. phileo – люблю и sophia –
мудрость).
Философия возникла в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на
Востоке – в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете
философских размышлений, назначении философии, ее соотношении к другим
формам человеческой духовной деятельности.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического
сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. Предмет
философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Зарождение ее
совпадает с зачатками форм научных знаний и просто науки. Рождение
философии означало рождение понятийного мышления - мышления, которое
оперирует понятиями, категориями.
В самом общем смысле философия – это особый вид теоретической
деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия
человека и мира. Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и далека
от примитивной полезности. Философские положения невозможно не только
подтвердить на опыте, но даже опровергнуть. Философия равнодушна к
отдельным фактам. Ее исходные положения формулируются с помощью предельно
простых понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то
другой теории – более общей теории не существует.
Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие
линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения
философии в решении своих проблем.
Философское мышление критично, философ порой сомневается в основах
собственной концепции. Предмет Философии противоречив, об этом
свидетельствует противоречивость оценок. И. Кант противоречивый характер
философии выразил в трех вопросах: «что я могу знать», «что я должен
делать», «на что я могу надеяться». В этих вопросах сочетается не
сочетаемое: сущее, должное и желаемое и возможное. Но именно это
парадоксальное единство и составляет сущность человека. Недаром Кант пришел
к выводу, что все три вопроса можно свести к одному: «что есть человек».
Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и
человеческого мышления. В качестве теоретической дисциплины философия имеет
ряд разделов. Традиционно философия включает онтологию - учение о бытие,
гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о ценностях. Порой
выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую
антропологию.
Функции, выполняемые Философией:
1) Синтез знаний и создание единой картины мира,
соответствующей
определенному уровню развития науки, культуры и исторического
опыта;
2) Обоснование, оправдание и анализ мировоззрения
3) Разработка общей методологии познания и деятельности человека в
окружающем
мире.
Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к
бытию. Он, также как и сама философия эволюционирует, меняет форму, однако
всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего
в глубине жизненного мира. В зависимости от решения этого вопроса все
философские направления делятся на два больших лагеря – материалистический
и идеалистический.
Идеализм – учение, признающее исходным, первичным началом всего дух, идею,
сознание. Идеализм имеет две разновидности. Первая – объективный идеализм.
Философы этого направления считают идеальное существующим объективно,
независимо от человека. Вторая – субъективный идеализм. Субъективные
идеалисты считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.
Материализм – направление в философии, которое признает материю первичной,
а сознание и мышление - вторичным. В учениях материалистов дается резкая
критика философского идеализма, наносится удар религиозным идеям,
обосновывается принцип материалистичности мира, поднимаются на щит силы и
способности человеческих чувств и разума.
Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в
этой борьбе прогрессивной материалистической линии являются законом всего
многовекового развития философии.
Существует две разновидности философии: философия, как теория и
философия, как метод. Философия, как теория отвечает на вопрос: что такое
объективная и субъективная реальность и что такое материя и познание.
Философский метод говорит о том, как применять эти знания для понимания
преобразования бытия и сознания.
2. Выдающиеся философы античной Греции. Черты древнегреческой философии.
«Духовная Европа имеет место рождения», - сказал Э. Гуссерль,
немецкий философ, живший и работавший в конце XIX- начале XX века. Это
место – Греция VII-VI столетий до Рождества Христова. Эту же мысль в той
или иной форме высказывает большинство философов самых различных
направлений. «Греки навсегда останутся нашими учителями»,- писал К. Маркс.
Древняя греческая философия - общепринятый духовный исток современной
философии, всей европейской культуры. Поэтому истоки самой греческой
философии также являются предметом пристального внимания. Возникновение
философии – сложное взаимодействие изменившихся социальных и индивидуальных
потребностей и возможностей их реализации. Взаимодействие мифологических
представлений и зарождающегося научного знания, с одной стороны, особой
социальной атмосферы, с другой, и привело к возникновению философии -
качественно нового явления, отличного от древнего мифа, предфилософских
представлений, житейской мудрости и эмпирических наблюдений.
Формирование греческой философии связано с именами Фалеса, Анаксимена,
Анаксимандра, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, с философами Элейской
школы.
Греческая философия выступала, как нерасчлененная, всеобъемлющая
наука, как наука наук, включающая в себя вследствие неразвитости научного
мышления все области знания.
История древнегреческой философии – это история борьбы
первоначального, наивного материализма против различных идеалистических
учений. На протяжении VI-IX вв. до нашей эры в Греции происходил бурный
расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое
немифическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом
которой стало учение о космосе.
В центре внимания первых греческих философов стоит проблема
первоначала.
Одни философы (натурфилософы) считали, что основой вещей является
чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и
определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в
математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в
едином, незримом бытии; четвертые (Демокрит) считали такой основой
неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень,
результат воплощения царства чистой мысли.
Разумеется, все эти философские направления были во многих
отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца
с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам второстепенное,
а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.
На первых порах древнегерческие философы не осознавали, что основной
вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э.
(Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба
между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.
Три периода в развитии античной философии:
В истории греческой философской мысли, начиная с Гегеля, принято
выделять три основных периода. Первый период - формирование греческой
философии (VI в. до н.э.), философия, так называемых, «досократиков».
Второй период – расцвет греческой философской мысли (V-VI вв. до н.э.), в
центре его находится философия Сократа и его последователей, философия
Платона и Аристотеля. Третий период – закат и, затем, упадок (III в. до
н.э.-V в. до н.э.), греко-римская философия.
Первый период – VI век до н.э.
Это философия периода образования рабовладельческого общества.
Первоначальный, наивный материализм, который был одновременно стихийно-
диалектическим взглядом на мир, представлен на этом этапе милетской школой
и Гераклитом.
Материалистические школы - милетская и эфесская – боролись с
идеалистическими и антидиалектическими взглядами пифагорейской и элейской
школ.
Философы милетской школы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр – исходили из
признания единого, вечно движущегося материального первоначала.
Представители пифагорейской школы развивали мистическое учение о «гармонии»
в природе и в обществе, исключающей борьбу противоположностей.
Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) представлению об изменчивости и
многообразии природы противопоставили учение о неподвижном и неизменном
бытии.
Элейская школа положила начало идеализму.
Второй период - V век до н.э.
На этом этапе предмет философии расширился и углубился. Вопрос о строении
материи встал в центре внимания всех материалистических школ, связанных с
именами Анаксимена, Эмпедокла и Демокрита.
Третий период – философия периода кризиса и упадка рабовладельческого
общества. Материалистическая линия античной философии была продолжена в
этот период Эпикуром и его школой. Эпикур - материалист, атеист и
просветитель – возрождает атомистическое учение Демокрита и защищает его от
нападок мистиков и теологов. Эпикур вносит в это учение ряд изменений.
3. Взгляд античных философов-материалистов на природу (Фалес, Анаксимен,
Гераклит, Демокрит)
Особое место в Философии античности занимает материалистическое
направление. Его представители полагали, что все вещи произошли из какого-
то одного, и притом вещественного начала. Материализм Философии
античности развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит, а позднее
Эпикур. Они пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят
все вещи. Этот материал значительно позднее стали называть субстанцией.
Согласно Фалесу это вода, Анаксимену - воздух, Гераклиту - огонь,
Эмпедоклу – земля, вода, огонь и воздух.
Фалес. (625 г. до н.э. – 547 г. до н.э.)
Фалес считается основателем астрономии и геометрии. Он предполагал, что
первовеществом является вода, но не обычная, а абстрактная. В то же время
не было полного абстрагирования от обычной воды, у нее проявлялись свойства
и обычной, эмпирической воды. Космос представлялся Фалесу живым
сверхсложным существом, и как для любого существа, вода есть необходимая
основа его жизни. Все остальные предметы также каким-то образом состоят из
воды.
Огромное внимание Фалесом уделялось космологии, особенно строению ближнего
космоса. Впервые им была высказана мысль, что Земля не блин, а некоторое