Древнегреческие мыслители

тело в космосе, но не очень толстое. Также было высказана идея некоторого

мирового порядка, закона, которому подчиняется весь мир.

Анаксимен. (ок. 585 г. до н.э. – ок. 525 г. до н.э.)

Анаксимен упростил представление о первовеществе, взяв его воздухом,

мотивируя это тем, что воздух и есть необходимая основа жизни.

Соответственно, все остальные вещи – это сгущение или разрежение воздуха.

Он предложил интересную идею в космологии. Предположил, что Луна ближе

Солнца, и на основании этого объяснил солнечные затмения. Именно у

Анаксимена и Анаксимандра впервые появилась мысль, что жизнь появилась в

воде и только потом вышла на сушу

Гераклит. (ок. 535 г. до н.э. – ок. 475 г. до н.э.)

Гераклит, в своих теориях, устранял из вселенной покой и неподвижность,

т.к. считал, что это свойство мертвых. Он приписывал движение всем вещам.

Мир по Гераклиту, состоит из противоположностей, которые ведут между собой

борьбу. Противоположности переходят друг в друга. Поэтому наличие одной

противоположности обуславливает бытие другой. Гераклит учил о тождестве

противоположностей и в борьбе противоположностей видел источник развития,

изменения. Все изменения подчинены, с его точки зрения, строжайшей

закономерности, жизнь мира не зависит от промысла богов. Эту

закономерность он называл логосом. «Все совершается через борьбу и по

необходимости». Надо прислушиваться к голосу природы, “поступать согласной

с ней”, говорил он.

Он учил о всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил к

закономерным преобразованиям вечной материи.

Демокрит. (460 г. до н.э. –360 г. до н.э.)

Демокрит – один из основателей атомистической теории. Его смелый и

революционный взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия

развитие науки. По Демокриту, существуют два первоначала вещей: атомы и

пустота. При этом атомы, т.е. неделимые, по мысли Демокрита, частицы

материи неизменны; они вечны и находятся в постоянном движении. Они

отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком.

Другие свойства, как звук, цвет, и вкус атомам не присущи. Указанные

свойства существуют, по Демокриту, лишь условно, «не по природе самих

вещей. В этом взгляде его уже имеются зародыши ложного учения о первичных и

вторичных качествах вещей. Из соединения атомов образуются тела; распад

атомов ведет к гибели тел. Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов.

Хотя большинство этих положений было переосмыслено, значение

древнегреческих

атомистических идей оказалось исключительно большим и предопределило

дальнейшее развитие в этой области.

4. Гераклит и Демокрит о возможности и необходимости познания человеком

окружающего мира.

Гераклит отрицал существование неизменного единого бытия, лежащего за

миром многого. Становление, небытие не есть лишь форма перехода из одного

мира в другой. Становление присуще самой первооснове вещей. Так,

первоосновой Гераклит считал огонь - подвижное начало, подчиняющееся

внутреннему закону логосу: «этот космос, один и тот же для всего

существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был,

есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

Мир постоянно движется, меняется, но он не является хаосом. Гераклиту

кажется недостаточным для объяснения единства мира обращение к

первовеществу, он вводит нечто более абстрактное - порядок, закон как

неотъемлемое свойство первовещества. Мир единого и мир многого уже не

находятся в трагическом противостоянии. Основа мира - «это возможность

всего», это неопределенная множественность бытия. Война - отец всего

существующего, говорит Гераклит. Борьба, даже борьба по правилам,

подчиненная закону, несет в себе элемент свободы, ее исход не предрешен.

Возможность свободы, лежащая в самой основе мира, придает уверенность и

человеку - «микрокосмосу». Огонь, логос постигаются только с помощью

разума.

Разум - свидетельство силы человека, он прямо приближает его к началу

мира.

Для Демокрита задача научного познания, состоит в том, чтобы наблюдаемые

явления свести к области «истинного сущего» и дать им объяснение исходя из

общих принципов атомистики. Это может быть достигнуто посредством

совместной деятельности ощущений и разума.

Основные черты метода научного познания Демокрита:

1. В познании исходить от единичного;

2. Любые предмет и явление разложимы до простейших элементов (анализ) и

объяснимы исходя из них (синтез);

3. Различать существование "по истине" и "согласно мнению";

4. Явления действительности - это отдельные фрагменты упорядоченного

космоса,

который возник и функционирует в результате действий чисто

механической

причинности.

Мир чувственно воспринимаемых вещей несет в себе как бытие, так и небытие,

считал Демокрит. Отсюда следует его гибкий подход к познанию. Поскольку наш

мир, как продукт бытия, так и продукт небытия, то мы можем иметь как верное

о нем представление (знание), так и поверхностное (мнение). Уже в ощущении

мы можем получить верное знание о предмете, поскольку ощущение- это копия

вещи, которая отделяется от самой вещи и проникает в наши органы чувств. Ум

корректирует наши знания, помогает понять вещи, недоступные чувствам.

Прежде всего, это относится к атомам, которые человек не может увидеть, но

убеждается в их существовании с помощью ума.

5. Этическое учение Сократа.

Этика - (греч. ethos - привычка, обычай) одна из древнейших

теоретических

дисциплин, объектом изучения которой является мораль.

Говоря о Сократе, необходимо упомянуть об учении софистов, к которому он

принадлежал.

Софисты – первые профессиональные учителя «мудрости» и красноречия, центром

философских исследований которых являлся человек и его отношение к миру.

Основная группа софистом по своим философским взглядам примыкала к

материалистическому лагерю. Наиболее яркие представители софистов Протагор,

Платон, Сократ.

Сократ – человек, древнегреческое философское учение которого

знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Он

представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения,

открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно

поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил

против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного

знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем линии Платона в

античной философии.

Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических

и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся

место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,

политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс

человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в

духовную культуру человечества.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его

судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество,

трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности.

Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые

эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до

наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к

веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она,

несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было

В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти,

добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и

ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и

авторитетный пример того, как можно

ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу

во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем

своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого

разума

в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело

богов. Мир представляется Сократу творением божества, «столь великого и

всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и

обо всем имеет попечение». Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы

получить указания богов относительно их воли. И в этом отношении Сократ

ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал

указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам.

Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все

религиозные обряды.

Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на

основании свидетельств Платона и Аристотеля. «Познай себя» – так звучит его

главный тезис. Сократ дал образцы определения и обобщения этических

понятий, например «доблести» и «справедливости». Этика Сократа

рационалистична. По Сократу дурные поступки порождаются только незнанием, и

никто не бывает злым по доброй воле. Он первым увидел опасность растворения

человека в чистой субъективности. Сократ принадлежал к софистам и

одновременно отрицал софистскую мудрость в существенных моментах.

Например, вслед за софистами он отрицал поглощение человека бытием как чем-

то внешним ему, отрицал зависимость человека от внешних политических

авторитетов, отрицал некритическое отношение к богам традиционной религии

(за что и был осужден). Но Сократ отрицал и ту хаотичную субъективность

софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное,

необязательное даже для самого себя. Значение Сократа для будущего всей

европейской культуры многократно подчеркивали ученые.

Внутренний закон, которому подчиняется человек, отличается от законов

природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью,

заставляет мыслить. Философия– вот истинный путь к Богу, считал Сократ. Он

не боялся смерти, поскольку думал, что человек не есть простой элемент

природы. Человеческое бытие не дано человеку изначально, он может только

сказать: «я знаю только то, что ничего не знаю». Человек может

самостоятельно прийти к пониманию своей причастности общему идеальному

началу, которое обще всем людям. В центре учения Сократа – человек, поэтому

его философию называют началом первого антропологического поворота в

истории философской мысли.

Главной задачей своей жизни Сократ считал обучение человека мышлению,

умению находить в себе глубинное духовное начало. Метод, который он избрал

для решения этой непростой задачи – ирония, освобождающая человека от

самоуверенности, от некритического принятия чужого мнения. Цель иронии – не

разрушение общих нравственных устоев, напротив, в результате иронического

отношения ко всему внешнему, к предвзятым мнениям человек вырабатывает

общее представление о том духовном начале, которое лежит в каждом человеке.

Разум и нравственность в своей основе тождественны, считал Сократ. Счастье

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты