Древнегреческий философ Эмпедокл
Министерство науки и образования Российской Федерации
Ярославский Государственный Университет им. Демидова.
Реферат
по Концепции Современного Естествознания-биология
Тема: Эмпедокл.
Выполнили студентки:
Группа:
Проверил:
Ярославль,2004
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………...........3
2. Эмпедокл из Акраганта………………………………………….…......4
3. Философия Эмпедокла………………………………………………....9
4. Заключение…………………………………………………………….14
5. Список литературы……………………………………………………15
Введение.
“Любовь и вражда!
Обе они бессмертны...”
Эмпедокл
Древнегреческий философ Эмпедокл не имеет подобий среди своих
современников – настолько он своеобразен, личностно индивидуален. Он жил в
классические времена Греции, но его образ до такой степени неклассичен, что
ему можно отыскать аналогии лишь в поздней, умиравшей античности. Иногда в
нем видят черты, вообще не свойственные эллину.
Для Эмпедокла, как и для первых философов, характерно сочетание
глубины умозрения, широкой и точной наблюдательности с практическими
тенденциями – со стремлением заставить знание служить жизни. Философия еще
не отделялась у Эмпедокла от науки, а в самой науке теоретическое воззрение
не отделяется от постановки различных практических задач. Так, Эмпедокл
изучал биологические и физиологические явления, развил ряд относящихся к
этим явлениям гипотез. Но вместе с тем он прославился, как основатель
знаменитой в древности медицинской школы. Сохранился ряд, несомненно, в
известной части фантастических сообщений замечательных подвигах Эмпедокла в
деле покорения человеком природы. При всех очевидных преувеличениях,
которые в них содержаться, эти сообщения говорят, что Эмпедокл поразил
современников размахом и изобретательностью при решении больших
практических задач.
Эмпедокл из Акраганта.
Эмпедокл из Акраганта – сицилийский философ и поэт, политик и
религиозный реформатор, врач и чудотворец, энциклопедист и ритор, старший
современник Сократа – по существу мало кому известен.
Точная дата рождения и смерти Эмпедокла не известна. Некоторые
античные авторы сообщают, будто он прожил 60 лет, другие свыше 100 лет.
Примерная дата жизни – 484-424 гг. до нашей эры. Условную дату
«процветания» философа некоторые источники относят к 84-ой Олимпиаде (около
444 г. до н. э.). Считается, что Эмпедокл был знатного рода; в политической
войне, кипевшей в его время в Акраганте, он поддерживал сторону демократии,
достиг высокого положения в ней и твердой рукой стремился оградить молодой
Акрагант от попыток реставрации аристократической власти. В преданиях о
жизни и деятельности Эмпедокла много черт явно фантастических, вымышленных.
Образ акрагантского философа в высшей степени негармоничен и
двойственен. Эмпедокл поражает своей показной открытостью перед публикой, и
в то же время он таинственная, наименее разгаданная личность классической
Греции. В представлении современников он остался необъяснимой фигурой,
сочетавшей в себе гениального мыслителя и честолюбивого софиста. В
Акраганте ему, как и всем выдающимся мужам города, была поставлена статуя,
но от других она отличалась одной довольно неожиданной особенностью:
изваяние представляло зрителям философа с закрытым лицом – знак
беспросветной, неуязвимой для взора скрытности.
Эмпедокла влечет публичная общегосударственная политическая трибуна;
замкнутое общество философствующих интеллектуалов ему не подходит. Ему
непременно хочется быть прижизненным общенародным идолом, кумиром толпы, и
в этом он преуспел. Слава Эмпедокла превышала всякое правдоподобие. Не
только его сограждане, но и жители других городов-государств Эллады были
наслышаны о его чудесах; его оригинальная внешность, его овеянная
фантастическими вымыслами личность всегда вызывали безмолвное молитвенное
поклонение. В нем не хотели видеть смертного. Вся Эллада боготворила его.
Но он мечется между публичностью и одиночеством и нигде не находит
успокоения. С одной стороны, ему невыносим идеал уединенного, угрюмо-
нелюдимого мудреца; с другой он холоден к толпе, и недоступен ей,
остерегается подойти к ней на расстояние рукопожатия.
Философия Эмпедокла под стать его личности: в ней тоже все
противоречиво, замысловато-двойственно.
Уже древние затруднялись ответить кто он: поэт, пророк философ, ученый
или врач? Круг умственных запросов Эмпедокла поистине неограничен, и его,
пожалуй, можно назвать одним из первых древнегреческих энциклопедистов. Во
всяком случае по широте ума его сравнивают с Демокритом. Он интересовался
всем тем, в чем только мог проявить себя человеческий гений, и везде
оставлял свой след, печать своей неистощимой индивидуальности. И тем не
менее его многосторонность пошла ему не на пользу, а во вред; именно ее
ставили ему в укор. Он разменял свой природный творческий дар на
всевозможные знания и, естественно, измельчал, не состоялся как философ,
выродился в поверхностную универсальность без глубины и понимания.
Последующая философская критика никогда не забывала об этом и издавна
закрепила за ним репутацию философской посредственности.
По свидетельству древних. Эмпедокл был плодовитым автором: он писал
трагедии, политические и медицинские трактаты, гимны богам; но от них не
сохранилось даже отрывков. До нас дошли фрагменты двух его сочинений:
натурфилософской поэмы «О природе» и религиозно-эсхатологической (в
орфическом духе) поэмы «Очищения».
Эмпедокл принадлежал к богатому и политическому авторитетному
аристократическому дому. Это видно из того, что его дед (по имени тоже
Эмпедокл) держал беговых лошадей для олимпийских состязаний, что было
почетным, но чрезвычайно дорогим удовольствием. Влиял Эмпедокл-дед и на
государственные дела; он имел полномочия и привилегии послов, т.е.
действовал как государственное лицо. Прославился дед и как олимпийский
чемпион - в 496 году до н.э. он победил в колесничем беге. Это бесспорная
гарантия родового и личного авторитета. Отец философа, Метон, также
увлекался спортом и также был олимпийским победителем.
Почти с достоверностью можно сказать, кто были его первые наставники.
Пифагорейцы, по всей вероятности, и были первыми воспитателями Эмпедокла.
Его связь не полежит сомнению – древние авторы прямо называют его
пифагорейцем. Но он был особенным пифагорейцем. Вероятная позиция
Эмпедокла: внешняя отстраненность от союза при верности его учению. Вопреки
пифагорейской кружковой этике его уста не сомкнуты, а глаголят
беспрестанно. Его изгнали после того, как он нарушил орденское правило,
обязывающих посвященных не разглашать религиозно-научные знания.
Политические симпатии Эмпедокла невозможно свести к какой-нибудь
типичной для античности доктрине. Создается впечатление, что его вообще не
волновал вопрос о форме государственного правления. Единственный режим, с
которым он безоговорочно непримирим, - тирания. Семья Эмпедокла, наверное,
участвовала в свержении акрагантской тирании и, возможно, даже возглавляла
переворот. От Тимея до нас дошла история, рисующая политический дебют
философа. Некий государственный военачальник пригласил его на пир. Гости
уже давно были в сборе, но с вином медлили и не подавали. Эмпедокл
возмутился и потребовал объяснений, и оказалось, что хозяин дома ждет какую-
то важную персону из городского совета. Как только тот появился, хозяин
распорядился подать вино. Философ усмотрел в этой бестактности
поползновение на единовластие; он призвал хозяина и его гостя к суду и
добился для них смертного приговора.
С тех пор политическое влияние философа возросло, его указания и
решения имели силу государственных постановлений и декретов. Но он
обнаруживает равнодушие к власти, и даже тогда, когда граждане города
предложили ему стать их царем. Он отказался, предпочитая оставаться частным
лицом.
Эмпедокл знаменит как чародей. Уже древние ставили его в один ряд с
легендарными языческими волшебниками: Пифагором, понимающим язык природы;
Эпименидом Критским, личным собеседником Зевса; Абарисом Гиперборейским,
умеющим делать себя невесомым. Эмпедокл, как говорит Гераклид, оживил
покойницу, акрагантянку Панфею, которая целый месяц пролежала без дыхания и
пульса.
Иногда обыкновенная смекалка Эмпедокла раздувала его репутацию мага и
кудесника. Например: когда в соседнем городе Селинунте распространилась
моровая язва по причине нездоровых выделений окрестных болот, люди стали
вымирать. Тогда Эмпедокл соединил болота с проточной водой, атмосфера
очистилась и жизнь возродилась. Люди усмотрели в этом нечто
сверхъестественное и почтили его как Бога. В другой раз на Акрагант
обрушилась буря, которая грозила уничтожить урожай. Эмпедокл приказал
развесить шкуры животных между загородными холмами и горными проемами.
Ветер был остановлен, урожай спасен, а философ получил прозвище –
«Укротитель ветров».
Но самое загадочное это его смерть. Существует несколько версий его
смерти. Но их все затмевает одна – торжественное самосожжение в раскаленной
Этне. О судьбе философа Гераклид рассказывает следующее. Однажды ночью
Эмпедокл пировал с друзьями по поводу воскрешения женщины-акрагантянки.
После пира Эмпедокл пропал. Вдруг вспомнили, что в полночь он услышал
громкий голос, зовущий Эмпедокла. Этому не поверили, но когда прочесали
окрестности и не нашли философа, то поверили в сверхъестественное
исчезновение и объявили, что он стал богом.
Гипобот дает иную редакцию смерти Эмпедокла. После того как на
пирующего философа снизошел сон, он отправился на Этну и бросился в
огненное жерло вулкана. И вещественное доказательство этому – медный
башмак, выброшенный вулканической массой.
Этой красивой смерти многие не верили и приводили аргументы против.
Главный аргумент это то, что вулкан не доступен в силу нестерпимого жара.
Страницы: 1, 2